Продажа видов на жительство – предложение Минэкономразвития

190

Москвогородское / Moscow City by Andrey // www.flickr.com/photos/akras/

© Комаровский В.В.,19.05.2020

МЭР выступило с инициативой, позволяющей иностранным предпринимателям получить вид на жительство (ВНЖ) в России в обмен на покупку недвижимости. Подготовлен даже соответствующий законопроект. Правда в нем не указано, о какой недвижимости идет речь – о коммерческой или частной.

«Стимулирование притока и упрощение доступа иностранных инвесторов необходимо в условиях усиления конкурентной борьбы с развитыми зарубежными странами за инвесторов, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики», сообщили «Известиям» в министерстве[1].

Вызывает удивление момент, выбранный для анонсирования данной инициативы – во время закрытых границ, затухания внешней инвестиционной активности, самоизоляции и всевозможных усилий по преодолению пандемии и вызванного ей кризиса. Не менее странно, что законопроект не содержит критериев отбора претендентов, обязательной суммы инвестиций и направлений вложения.

Вряд ли авторы законопроекта столь наивны и не осведомлены о неопределенности сроков выхода из кризиса и о мировой практике использования «золотых виз» в обмен на инвестиции.

Вряд ли они также не осведомлены о неоднозначной ситуации в инвестиционной миграции в различных странах. И ситуация это крайне противоречивая, а происходящая сегодня деглобализация ее серьезно усугубляет, значительно ограничивая число участников рынка[2].

Скорее всего, появление подобных, явно несвоевременных и, если учитывать мировую ситуацию в отрасли содействия инвестиционной миграции, малоэффективных идей, связано с отечественной ситуацией в экономике, в частности, в строительной отрасли, да и просто – с вынужденной необходимостью предлагать новые подходы к решению накопившихся проблем[3].

Не вдаваясь в детали, следует отметить, что подобные надежды на дополнительные инвестиции (как в производство, так и в жилье) лет 10-20 были достаточно популярны во многих принимающих мигрантов странах. Однако здравый смысл (либо международные обязательства) не позволил правительствам ряда стран с головой кинуться в эту авантюру. В подавляющем большинстве принимающих стран были установлены достаточно высокие финансовые пороги для получения либо гражданства, либо долгосрочной визы или вида на жительство. И полученный в ходе осуществления подобных программ опыт во многом не оправдал надежды на перспективы для серьезного инвестирования производственных или жилищных проектов. И зачастую это связано не только с общим объемом инвестиций, но и с противоположными интересами потенциальных инвесторов и принимающих стран на предпочтительные регионы и сектора для вложений.

В целом можно выделить три категории стран, в разное время использовавших инвестиционную миграцию в своей миграционной политике.

Это, прежде всего, крупнейшие принимающие страны – США, Канада, Великобритания и Австралия, использующие подобные программы, начиная с 90-х годов. И во всех этих странах наблюдается либо существенное ужесточение требований и ограничение приема (США и Австралия), либо отказ от их использования (Канада)[4]. При этом Австралия проявляет наибольшую заинтересованность в инвестиционной миграции (Business Innovation and Investment program (BIIP)). На 2019-2020 фин. год запланирована выдача 6.8 тыс. виз (6.3% от потока квалифицированной миграции), хотя за 2012-2019 гг. выдано всего 2.3 тыс. виз ($11.3 млрд инвестиций)[5]. В США в 2019 г. увеличен объем первичных вложений и введен ряд ограничений по странам приема (Китай, Индия, Вьетнам) (EB5 investment visa)[6].

Заметно сократился и объем приема: 2014 г. – 9228 виз, 2019 г. – 7889[7].

Великобритания вообще планирует переход к обновленной миграционной системе[8].

Некоторый успех, да и то по большому счету специфический, наблюдался в малых и экономически слабых странах. Среди них – островные государства Вест-Индии (Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Гренада, Антигуа, Доминика) и Вануату в Тихом океане, готовые за хорошие деньги продавать свои паспорта кому угодно. Основное преимущество эти стран – безвизовый режим с большинством экономически развитых стран и скромный уровень предполагаемых инвестиций – $100-350 тыс.[9]

И наконец, к третьей категории следует отнести ряд европейских стран (Испания, Португалия, Греция, Ирландия, Кипр и Мальта), с тем или иным успехом использующих программы предоставления гражданства или вида на жительство в обмен на существенные инвестиции[10].

Ситуацию в ЕС можно охарактеризовать противостоянием Еврокомиссии и ряда стран, активно использующих «золотые визы». Если Комиссия как, кстати и надзорные власти США, делает акцент на проблемы мошенничества и безопасности, то такие страны, как Мальта и Кипр, всячески этому сопротивляются[11]. Однако Кипр отозвал ряд виз у иностранных бизнесменов, в том числе и из России. Португалия в начале 2020 г. внесла ряд ограничений в свою программу «визы за инвестиции» (Portuguese Golden Visa programme)[12].

Пандемия и ее неизбежные кризисные последствия серьезно сократят спрос на рынке инвестиционной миграции. В этих условиях расчет Минэкономразвития на привлекательность России для такого рода инвесторов представляется неоправданным. Что касается китайского бизнеса, то, как свидетельствует накопленный к сегодняшнему дню опыт, они прекрасно обходятся и без подобного рода дополнительных расходов. Кроме того России уже пришлось столкнуться с ростом социальной напряженности и конфликтов при «освоении» китайскими предпринимателями зоны Байкала[13]. Вряд ли министерство заинтересовано в возможном повторении подобных сценариев.

В последнее время появляется достаточно много законодательных инициатив в сфере внешней миграции. Их анализ свидетельствует о практическом отсутствии взаимодействия различных институтов власти в этой весьма специфичной и крайне политизированной сфере, о насущной потребности в переходе к программно-целевому принципу построения системы миграционного регулирования.

Примечания:

[1] Башлыкова Н. (14.05.2020) В Минэкономразвития нашли новый способ привлечь инвестиции. https://iz.ru/1010698/natalia-bashlykova/zhile-moe-vid-na-zhitelstvo-v-rf-dadut-za-pokupku-nedvizhimosti.

[2] Asaria M. (15.05.2020) “Migration by Investment” in the Era of Deglobalisation. https://www.imidaily.com/opinion/migration-by-investment-in-the-era-of-deglobalisation/

[3] Перечень поручений по итогам совещания с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (09.05.2020) http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/63336

[4] Canadian Immigrant Investor Program. https://www.canada.ca/en/immigration-refugees-citizenship/ services/immigrate-canada/investors.html

[5] Business Innovation and Investment Program: Getting a better deal for Australia. Department of Home Affairs, 2019. Р.1-2.

[6] https://www.goldenvisas.com/usa

[7] https://travel.state.gov/content/dam/visas/Statistics/AnnualReports/FY2019AnnualReport/ FY19AnnualReport-TableII.pdf

[8] A Points-Based System and Salary Thresholds for Immigration. (January 2020) Migration Advisory Committee report. https://www.gov.uk/government/organisations/migration-advisory-committee

[9] https://www.goldenvisas.com/country

[10] Ригерт Б., Елкина А.(28.01.2019) "Золотые" визы и паспорта: как страны ЕС торгуют своим гражданством. https://www.dw.com/ru/золотые-визы-и-паспорта-как-страны-ес-торгуют-своим-гражданством/a-47212330

[11] Report From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions/ Investor Citizenship and Residence Schemes in the European Union. Brussels, 23.01.2019 COM(2019) 12 final https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/ com_2019_12_final_report.pdf; United States Government Accountability Office (August 2015) Immigrant Investor Program. Additional Actions Needed to Better Assess Fraud Risks and Report Economic Benefits; Nesheim Ch. (27.04.2020) Malta Joins Cyprus in Standing Up to Eur. Commission: MIIP More Valuable Than Ever Right Now https://www.imidaily.com/europe/malta-joins-cyprus-in-standing-up-to-eur-commission-miip-more-valuable-than-ever-right-now/

[12] Базанова Е. (06.11.2019) Власти Кипра начали отбирать золотые паспорта у россиян. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/07/815634-vlasti-kipra; Пожитков А. (26.02.2019) ЕС против золотых паспортов. Что изменится для желающих получить ВНЖ за инвестиции. https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/372533-es-protiv-zolotyh-pasportov-chto-izmenitsya-dlya-zhelayushchih-poluchit; Трофимова О.Е. (31.01.2020) Программа «золотая виза» в Португалии: новые ограничения https://www.imemo.ru/news/events/text/programma-zolotaya-viza-v-portugalii-novie-ogranicheniya

[13] Еременко Е., Васильева А.(28.03.2019) Разлив Байкала откладывается. Газета "Коммерсантъ" № 54, https://www.kommersant.ru/doc/3924992


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
08.07.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 7, 2025). Ведущее место в нем занимают статьи по экономической проблематике.

подробнее...

07.07.2025

На сайте РСМД опубликован доклад «Внерегиональные акторы на Балканах». Автором главы «Политика Европейского союза на Западных Балканах» выступила Полина Соколова.

подробнее...

Вышли из печати