
© 28.03.2016, Малышева Д.Б.
photo: https://www.flickr.com/photos/apploadr/
Опасный характер событий последних лет на Ближнем Востоке создает на географически приближенном к этому региону Кавказе такие угрозы как увеличение неконтролируемых миграционных потоков, нелегальное перемещение товаров, оружия, наркотиков, милитаризация и криминализация обществ. Пристальное внимание России к международным вызовам, с которыми сталкиваются государства Ближнего Востока, сотрудничество с ними по самому широкому спектру проблем делают более эффективными усилия РФ по построению полицентричного мира. Благодаря перелому, внесенному российскими воздушно-космическими силами в ходе боевых действий в Сирии, стало возможным перемирие, объявленное президентами РФ и США. И хотя Женевский формат переговоров с оппозицией реализуется с трудом, он пока остается наиболее оптимальным; важно также, что он проводится под эгидой ООН, которая сохраняет – как бы эту организацию не «закрывали» – несомненный приоритет в решении международных проблем.
Очевидно, что сохраняющаяся хаотизация Ближнего Востока может стать вызовом безопасности Кавказа. Речь, в частности, может идти о событиях, быстро разворачивающихся вокруг курдской проблемы, связанной со сложными и неоднозначными процессами возникновения курдской государственности. Опасность состоит в том, что нестабильность в населенных курдами юго-восточных и восточных провинциях Турции, где противостояние повстанцев Рабочей партии Курдистана с турецкими силовиками приобретает все более ожесточенный и кровопролитный характер, приблизилась к границам постсоветского Кавказа и, в первую очередь, к территории стратегического союзника России в регионе— Армении.
Угрозу безопасности Кавказа представляет и быстрое распространение радикального исламизма и интернационализация терроризма. Из примерно 5-7 тыс. выходцев из России и стран СНГ, воющих на стороне запрещенного в России «Исламского государства», из Грузии в конфликте на территории Сирии и Ирака участвуют свыше 300 граждан республики. Граждан Азербайджана в зоне сирийского конфликта еще больше, по разным оценкам — от 400 до 1000 человек. Несмотря на отток с Северного Кавказа, а также из Грузии и Азербайджана, активных исламистов на Ближний Восток, нельзя сказать, что на Кавказе воцарилось спокойствие. Напротив, ситуация с религиозным экстремизмом продолжает ухудшаться, а исламистское подполье продолжает действовать. В большей степени это касается ряда республик Северного Кавказа, а также Азербайджана; в Грузии сохраняются весьма серьезные очаги напряженности – особенно в Панкисском ущелье.
Перед Россией, которая сама является кавказской державой, стоит задача предотвращения потенциальных угроз и вызовов безопасности на Кавказе, скорейшего разрешения возникающих в этом регионе проблем, связанных, в том числе и с нестабильностью на Ближнем Востоке. Возможны следующие пути повышения эффективности российской политики на Кавказе:
1) Активизировать усилия по обеспечению безопасности России на кавказском направлении: а) усиление профилактической работы на южных рубежах ОДКБ и дальнейшее укрепление дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы; б) совершенствование пограничного контроля на соприкасающихся с Грузией и Азербайджаном участках российских границ с целью создания заслона на пути трансграничной организованной преступности, радикально-исламистских движений и незаконной миграции.
2) Учитывая, что радикализации общества способствуют накопленные противоречия и ограниченные возможности для развития региона, важно: а) создавать стимулы для разностороннего социально-экономического развития региона, обеспечивать там занятость, особенно среди молодежи; б) совершенствовать правовую защиту граждан, улучшать качества государственных услуг, особенно в сфере образования; в) поддерживать усилия по предотвращению и выявлению коррупционных и экономических преступлений, по привлечению к ответственности за них; г) совершенствовать старые и вырабатывать новые методы противодействия влиянию радикальных религиозных течений из-за рубежа.
3) В целях предотвращения религиозного конфликта между приверженцами традиционного ислама и фундаменталистами способствовать диалогу между представителями различных течений (традиционный ислам, суфизм, салафизм и пр.) в Дагестане, Чечне и Ингушетии, создавать благоприятные условия, позволяющие интегрировать салафитские общины в жизнь остальной части общества по всему Северному Кавказу.
4) Повысить полномочия следственных органов в плане возможности привлечения в рамках законодательства РФ к ответственности джихадистов, возвращающихся с Ближнего Востока; поощрять их добровольный вклад в анти-экстремистскую пропаганду более мягкими приговорами; наладить сотрудничество с правоохранительными органами РФ и южно-кавказских республик – с целью обмена информацией относительно участников радикальных религиозных движений.
5) В рамках общих усилий по идеологическому противодействию вооруженному джихадизму на Кавказе представляется целесообразным создание независимой некоммерческой организации с участием представителей России и государств Южного Кавказа (по типу «Международной кризисной группы») для мониторинга ситуации в сфере безопасности в регионе Южного Кавказа.
6) Для противодействия терроризму представляется полезным создание исследовательской группы с участием независимых экспертов, представителей правоохранительных органов и силовых структур, преподавателей, журналистов и религиозных лидеров. Эта группа может выработать методику и программу по противодействию радикальному исламизму.
7) Изучить в Российской Федерации возможность создания федеральной программы по работе с молодежью, оказавшейся под влиянием идей радикального исламизма. Полезным в этой связи представляется также усиление сотрудничества и обмен информацией с готовыми пойти на такое сотрудничество европейскими странами, а также с государствами Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, Турцию, Иран.
Нет комментариев