used images: Yoon Seok-youl, South Korean citizens, North Korean citizens // Internet
© Давыдов О.В., 19.08.2024
15 августа 2024 г. в ходе мероприятий по случаю очередной годовщины освобождения Кореи от японского колониального господства Юн Сок Ёль озвучил «новое видение» политики администрации по проблеме объединения Юга и Севера Корейского полуострова. Изложенный главой государства курс фактически свёлся к ряду эпатажных деклараций и прямых выпадов в адрес северокорейских властей, которые носят беспрецедентно резкий, а то и провокационный характер.
Ключевой названа задача осуществления «демократических перемен» в КНДР, которая должна решаться путем переноса акцента в политике Сеула с диалога с Пхеньяном по официальным каналам на работу непосредственно с северокорейским населением, минуя власти этой страны. По словам Юн Сок Ёля, освобождение, состоявшееся 79 лет тому назад, до сих пор остаётся неполным. Оно будет завершено только, когда «свобода, утвердившаяся на Юге, будет распространена и на замёрзшее королевство в Северной Корее». На всем Корейском полуострове должна быть возрождена «единая, свободная и демократическая нация».
Добиваться этого правительство РК будет посредством усиления воздействия на граждан Северной Кореи за счёт расширения их доступа к информации о внешней ситуации, «ценностях либеральной демократии», а также по вопросу о правах человека. Эта линия будет проводиться по всем доступным каналам и с использованием различных инструментов влияния, причём независимо от согласия северокорейских властей, поскольку те «отвергают ценности прав и свобод». Для этого в Южной Корее планируются многочисленные мероприятия, включая создание «фонда свобод и прав человека» с целью финансирования деятельности НПО, ведущих работу на Северную Корею, расширение работы с перебежчиками из КНДР, проведение международных мероприятий пропагандистского характера.
Формально, по крайней мере, Сеул не отказывается от диалога с Пхеньяном по официальным каналам. Юн Сок Ёль предлагает Северу создать «межкорейскую рабочую группу» для обсуждения различных актуальных вопросов, включая ослабление напряжённости, сотрудничество в экономической и гуманитарных областях, борьбу со стихийными бедствиями, а также принятие мер для «улучшения ситуации» в КНДР. Условие для практического начала сотрудничества – шаги Пхеньяна в сторону отказа от ядерного оружия. Нетрудно заметить, что предложения по кооперации сформулированы таким образом, чтобы они априори оказались неприемлемыми для северокорейских властей.
Заявленная Юн Сок Ёлем стратегическая линия знаменует существенный отход от всех прежних южнокорейских официальных концепций, ориентированных на достижение примирения на основе признания существования в Корее двух разных политических режимов. Как известно, принятая еще в 1994 г. первым демократически избранным правительством Ким Ён Сама доктрина «Корейского национального сообщества» предусматривала движение к объединению в три этапа. На первой фазе сотрудничество и обмен; затем создание содружества с упором на экономическую составляющую, и на этой основе постепенное движение к полной государственной интеграции. Предпосылками для этого должно было стать установление взаимного доверия, отказ от политики «поглощения» и попыток смены режима на территории другой стороны. Теперь эти базовые принципы по сути дела отброшены.
Представители официальных инстанций Южной Кореи в последние дни говорят о том, что идеи, изложенные президентом, в ближайшее время будут доработаны, конкретизированы и сведены в систему мероприятий, подлежащих осуществлению. Однако в самом предварительном порядке уже можно сказать, что «доктрину объединения от 15 августа» лишь с большой натяжкой можно назвать концепцией объединения Кореи. Скорее, в ней речь идёт о формах и методах работы с северокорейским населением, с целью вызвать у него недовольство политикой властей и таким образом добиться расшатывания внутренних устоев. Можно, конечно, по-разному относиться к северокорейскому режиму, однако не видно, чтобы в администрации РК задумывались о возможных последствиях подобных действий. В том числе и в плане сохранения стабильности на Корейском полуострове.
В самой Южной Корее президентские инициативы были восприняты неоднозначно. В экспертных кругах высказывается мнение, что их применение на практике может привести к дальнейшему обострению конфронтации между РК и КНДР, а также создаст проблемы для северокорейского населения, поскольку Пхеньян будет теперь заинтересован в дальнейшем усилении контроля над обществом со стороны государства.
Сейчас в межкорейских отношениях сложилась парадоксальная ситуация, когда одна сторона (Юг) поднимает градус и усиливает напористость своей объединительной политики, а другая (Север) не видит смысла в следовании этим целям и настаивает на раздельном существовании двух корейских государств. Пхеньян еще в конце прошлого года анонсировал кардинальную смену курса в отношении РК. В КНДР категорически отказались рассматривать Сеул в качестве партнера по диалогу и объединению. В этом не видят смысла в условиях, когда Север и Юг находятся во враждебных отношениях, а военно-политическая напряжённость между ними усиливается. С учётом этого Ким Чен Ын поручил внести соответствующие изменения в конституцию страны и расформировать все государственные и неправительственные органы, занимавшиеся вопросами воссоединения и связей с РК.
Примечательно то, что администрация Юн Сок Ёля оказалась как бы между двух огней: против объединения настроен не только Пхеньян, но и значительная часть населения самой Южной Кореи, которая считает, что издержки от этого процесса существенно перевешивают призрачные выгоды. На Юге постепенно уходит поколение тех, кто имел родственников на Севере и желал бы с ними воссоединиться. В списках министерства объединения таковых значится немногим более 30 тыс. человек. Это люди, которым, как правило, далеко за 80 лет.
Нынешнее третье поколение южнокорейцев, живущих в условиях раскола, мало интересуется Северной Кореей, которая обычно воспринимается как совершенно чуждая среда и ассоциируется с представлениями о внешней угрозе, ядерном оружии, с тоталитарными порядками, отсталой экономикой и низким уровнем жизни.
Опросы общественного мнения показывают, что молодёжь в основной массе настроенная прагматично, отнюдь не горит стремлением вкладывать усилия в «трансформацию» непонятной для них страны. От 40 до 50% граждан в возрастной группе до 30 лет выступают против «полного слияния» двух Корей в одно государство. Оптимальной они считают модель мирного сосуществования, при которой РК и КНДР остались бы отдельными государственными образованиями со своей политической и экономической системой, но при этом граница была бы открыта для взаимных поездок жителей.
Сейчас в самой Южной Корее идут достаточно сложные общественные процессы, в ходе которых формируется новое понимание национальной идентичности. Молодые люди, которые относят себя к среднему классу, связывают свою «особость» уже не столько с этнической принадлежностью, сколько с успехами страны в экономическом развитии, её растущей ролью в региональной и глобальной политике, достойным уровнем жизни, высокими стандартами в области образования и медицины.
На этом фоне ощущение принадлежности к одной общности с Северной Кореей размывается и теряет притягательность. Общими остаются история, культура и язык, хотя и по последним двум составляющим также нарастают всё большие разрывы в прошлом единого «национального поля». В этой связи некоторые эксперты, пусть осторожно, в дискуссионном порядке, начинают говорить о формировании на Корейском полуострове двух корейских наций, пути развития которых пролегают в расходящихся направлениях.
Камнем преткновения для всех администраций РК было и остаётся внутреннее законодательство в вопросах межкорейских отношений, которое связывает руки и предельно сужает свободу манёвра. Конституция страны не только нацеливает на достижение объединения и обязывает президента продолжать шаги на этом направлении, но и представляет Южную Корею единственным законным представителем всего корейского народа. Сеул претендует на всю территорию полуострова с прилегающими островами, а жители КНДР по определению являются гражданами РК.
Все эти моменты, равно как и положение о «временном, переходном и негосударственном» статусе межкорейских отношений плотно инкорпорированы в широкий пласт национального законодательства. Внести в него изменения, отражающие новые реалии, представляется сейчас практически невозможным в условиях острой поляризации общественных сил и противоборства между правящей партией и оппозицией в Национальном собрании (парламенте) страны.
Если попытаться выделить основные, наиболее осязаемые черты политики Юн Сок Ёля на северокорейском направлении, то в совокупности остаётся не так много. Это – борьба за денуклеаризацию КНДР (бесперспективная); обещания в области экономического сотрудничества и помощи (туманные); намерения добиться политических изменений на Севере (утопические). Это итог более чем двухлетнего пребывания у власти, срок которого уже почти перевалил за экватор. Других наработок, а тем более реальных достижений у администрации консерваторов пока не имеется.
Сегодня для двух Корей актуальной задачей является отнюдь не подготовка к объединению, которое становится всё более иллюзорной и недосягаемой целью. Ситуация на Корейском полуострове, где разворачивается ядерное противостояние между сторонами, приблизилось к опасной черте. В этой связи важно добиваться деэскалации конфликта, отказа от взаимных угроз, снижения уровней избыточной военной активности, что требует восстановления разрушенных переговорных механизмов. Однако пока складывается впечатление, что Юг и Север еще не готовы к принятию трудных, но назревших решений.
Нет комментариев