
used images: The final ruling of South Korean president Yoon Seok-yeol's impeachment
at the Constitutional Court in Seoul, Yoon Seok-yeol // Internet
© Давыдов О.В., 07.04.2025
4 апреля Конституционный суд (КС) Республики Корея утвердил импичмент президенту Юн Сок Ёлю. Это решение, за которое проголосовали все восемь судей, вступило в силу немедленно после его оглашения. Бывший глава государства признан виновным в нарушении конституции в связи с тем, что в начале декабря прошлого года ввел в стране военное положение и приказал силовым структурам занять здание Национального собрания, чтобы помешать депутатам проголосовать за его отмену. Как известно, членам парламента тогда все же удалось собраться на заседание, чтобы принять постановление об отмене президентского указа, который таким образом оставался в силе не более шести часов.
Напомним, что Юн мотивировал свое тогдашнее решение наличием подозрений в фальсификации результатов парламентских выборов в апреле 2024 г., на которых правящая Партия народной власти (ПНВ) потерпела сокрушительное поражение, уступив большинство мандатов левоцентристской оппозиции. Кроме того, глава РК утверждал, что ввел военное положение из-за того, что возглавляемый оппозицией парламент осуществлял «законодательную тиранию», объявив импичмент беспрецедентно большому числу должностных лиц, назначенных президентом, и в одностороннем порядке сократил государственный бюджет.
Высшая судебная инстанция отвела эти свидетельства как безосновательные. В ее вердикте указывалось, что Юн Сок Ёль злоупотребил своими прерогативами и не использовал имеющиеся у него возможности для урегулирования спорных проблем с законодательной властью политическим путем. Теперь, когда Юн утратил президентский иммунитет, его дело подлежит рассмотрению в порядке уголовного преследования по обвинениям в подрыве конституционного строя, попытке государственного переворота и мятеже, что в случае принятия соответствующего судебного решения чревато приговором вплоть до пожизненного тюремного заключения.
Таким образом, после четырех месяцев неопределенности в политической жизни Южной Кореи формально была подведена черта под острым кризисом, последовавшим за необдуманными и авантюристическими шагами бывшего президента. Хотя в стране у него остается немало убежденных сторонников, которые считают его действия оправданными, а решение КС «политически мотивированным», в целом общество отреагировало на судебный вердикт спокойно либо одобрительно. Отдельные уличные эксцессы, спровоцированные ультраправыми, были локализованы полицией, и серьезных беспорядков удалось избежать. Нормализации ситуации способствовала и позиция правящей ПНВ, руководство которой заявило, что «со смирением» принимает решение судебной власти и приносит извинения народу за допущенные ошибки.
Поэтому теперь основной фокус внимания будет смещаться на подготовку к досрочным президентским выборам, которые в соответствии с законодательством должны состояться в течение 60 дней с момента утверждения импичмента. Временный глава государства премьер-министр Хан Док Су уже выступил с обращением к нации, пообещав не допустить «вакуума власти» и обеспечить стабильность в государственных делах в переходный период.
Бывший президент оставил после себя сложное политическое наследие. Его правление было омрачено разного рода конфликтными ситуациями, сбоями в системе государственного управления, что привело к падению рейтингов как самого Юна, так и партии власти. Разногласия между исполнительной и законодательной властью, возникшие вследствие обоюдного нежелания налаживать совместную работу в интересах решения крупных государственных задач, привели к торможению программы реформ, выдвинутой правительством. В итоге остро необходимые законопроекты по вопросам промышленной политики, трудовых отношений, пенсий, урегулирования сложной демографической ситуации до сих пор остаются без движения в профильных комитетах Национального собрания.
В канун президентских выборов конфигурация политических сил в стране остается сложной и подверженной быстрым изменениям. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство избирателей выступает в пользу перемен: более половины готовы отдать голоса оппозиционной Демократической партии (ДП), но свыше трети из них остаются приверженцами ПНВ.
По мнению большинства наблюдателей, Южная Корея находится в преддверии возможно самой важной и ожесточенной президентской избирательной кампании в новейшей истории страны, поскольку вопрос стоит не просто об очередной смене власти, но о выборе будущего страны и перспективах ее политического развития в предстоящий период. В настоящее время лидер ДП Ли Чжэ Мён, давний оппонент бывшего президента, который проиграл ему на выборах в мае 2022 г., является наиболее вероятным кандидатом на победу. У него нет серьезных соперников в собственной партии. Хотя он по-прежнему остается ответчиком по ряду незавершенных судебных процессов, оправдательный приговор, вынесенный апелляционным судом по давнему обвинению в нарушении избирательного законодательства, позволил ему укрепить свои позиции. Пользуясь моментом и настроениями в обществе, этот деятель пытается сейчас представить предстоящую кампанию не просто как привычную схватку прогрессистов с консерваторами, но как «судьбоносный выбор» между авторитаризмом и демократией. Слабым местом демократов является отсутствие внятной политической платформы и программы действий, способной завоевать поддержку избирателей. Партийная бюрократия слишком поглощена текущей рутиной, и ее реальная способность в оставшийся короткий период перейти от нынешней тактики противоборства с властью к формированию долгосрочной стратегической линии у многих вызывает сомнения.
ПНВ в значительной мере потеряла почву под ногами и вынуждена сейчас преодолевать последствия для репутации, вызванные импичментом. В партии до сих пор нет явного лидера, а последние события привели лишь к усугублению разногласий между сторонниками и противниками бывшего главы государства. В оставшийся период консерваторам предстоит нелегкая задача – восстановить доверие общества и выдвинуть кандидата, который смог бы завоевать симпатии ныне разочарованных избирателей. Партийные лидеры сейчас призывают к кардинальному обновлению, однако наследие партии, отягощенное участью двух президентов-консерваторов, подвергшихся импичменту за период менее, чем в одно десятилетие, может стать серьезным препятствием для победы на выборах.
Проводимые замеры общественного мнения показывают, что неразбериха во власти и разбалансировка ее механизмов вызывают растущее недоверие избирателей к политическим институтам, партийной элите всех спектров, от правого до левого. Экспертное сообщество ищет выход из заколдованного круга традиционной корейской политики, указывая на наличие скрытых дефектов в ее внутреннем устройстве. Хронические беды последнего времени, равно как неординарные способы их разрешения, свидетельствуют о том, что южнокорейская система не может обойтись без применения экстремальных «хирургических» мер для выправления ситуации, периодически скатывающейся в кризисы.
Одна из особенностей корейской политики состоит в том, что высшая власть в стране фактически сконцентрирована в руках одной «центральной фигуры», в соответствии с принципом – «победитель на выборах получает всё». При этом механизмы контроля за действиями президента недостаточно эффективны, что создает почву для злоупотребления обширными полномочиями исполнительной власти. В этих условиях оппозиция со своей стороны традиционно стремится использовать процедуру импичмента как наиболее удобный инструмент для сдерживания президентской власти и наказания виновных в случае серьезных нарушений закона.
В Южной Корее давно уже обсуждается вопрос о необходимости внесения поправок в конституцию с целью изменения политического устройства в направлении ограничения полномочий президента и обеспечения разумного баланса между ветвями власти. Однако все усилия довести дело до конца в минувшие годы заканчивались безрезультатно по причине расхождений во взглядах между противостоящими политическими лагерями. В этой связи обратило на себя внимание недавнее выступление спикера Национального собрания У Вон Сика, который предложил одновременно с выборами президента провести национальный референдум по вопросу о внесении поправок в конституцию с целью более четкого разграничения полномочий законодательной и исполнительной власти. Однако руководство ДП, которое рассчитывает на легкую победу своего кандидата на президентский пост, предсказуемо отвергло эту инициативу. Ли Чжэ Мён мотивировал это тем, что наряду с проведением избирательной кампании приоритетом сейчас является доведение до конца расследования дела о «мятеже» и наказание всех причастных.
В любом случае перед будущим президентом РК, независимо от его партийной принадлежности, встанут многотрудные задачи, включая преодоление или, по крайней мере, смягчение поляризации внутри общества и объединение нации для поиска ответов на старые и вновь возникшие вызовы. В числе последних – стабилизация экономики на фоне разгорающихся торговых войн, налаживание диалога с администрацией Трампа, поиск путей выхода из обстановки конфронтации на Корейском полуострове и формирование более эффективной политики на северокорейском направлении.
Нет комментариев