
The Unblinking Eye by Darron Birgenheier // www.flickr.com/photos/darronb
© Селянин Я.В., 28.02.2020
В США очередной скандал: опять обвиняют Россию во вмешательстве в американские выборы с целью переизбрать Трампа.
Об этом 20 февраля 2020 года сообщила газета The New York Times. Неназванные источники раскрыли изданию детали секретного брифинга для членов Комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США, который 13 февраля провела Шелби Пирсон (Shelby Pierson), помощник директора Национальной разведки. Согласно опубликованным данным, несколько разведслужб пришли к заключению, что «Россия вмешивается в предвыборную кампанию 2020 года, пытаясь добиться переизбрания президента Трампа». Под удар якобы попадают и праймериз Демократической партии, и всеобщие выборы1.
По данным журналистов, узнав о брифинге, американский президент был крайне недоволен. В особенности тем, что в нём участвовал последовательный и деятельный сторонник идеи объявить Трампу импичмент Адам Шифф (который не мог там не присутствовать, являясь главой указанного комитета), и тем, что президент не сразу узнал о факте проведения этого брифинга.
В итоге, он сначала выразил своё недовольство директору Национальной разведки Джозефу Магуайру (Joseph Maguire), которого назначил на этот пост полгода назад2. А затем Национальная разведка получила нового руководителя. Ведомство возглавит Ричард Гренелл (Richard Grenell), ярый сторонник Трампа и посол США в Германии, который своим поведением в стиле представителя колониальной администрации спровоцировал ряд скандалов3. Правда представители Белого дома заявили, что это простое совпадение и связи между брифингом и кадровыми перестановками нет. Однако противники действующего президента сразу увидели в этом назначении угрозу усилиям «по обеспечению безопасности выборов» из-за лояльности Гренелла Трампу.
В частности, на следующий день после выхода статьи The New York Times, Адам Шифф заострил внимание на негативной реакции президента и обвинил его в том, что тот «снова ставит под угрозу наши [демократов – прим. авт.] усилия по прекращению иностранного вмешательства [в выборы]. Точно как мы и предупреждали, что он будет делать»4. Трамп ответил, что всё это начало ещё одной дезинформационной кампании ни на что не способных демократов, «которые всё никак не могут – спустя две недели – посчитать голоса праймериз в Айове»5. Однако информационный повод был создан, и антитрамповская оппозиция начала его старательно отрабатывать. Но в данном случае интересно другое.
Указанный брифинг является реализацией механизма, предусмотренного американским законом об оборонном бюджете на 2020 финансовый год (National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020, NDAA-2020), который был подписан Трампом 20 декабря 2019 года6. Закон предписывает руководству Национальной разведки, ФБР и Министерства внутренней безопасности подготовить ряд документов на тему вмешательства России в американские выборы.
В самую многочисленную группу входят отчёты, которые должны быть подготовлены не позднее 60 дней с момента вступления NDAA-2020 в силу, то есть не позднее 18 февраля 2020 года.
Во-первых, в рамках подготовки к выборам на должности президента, вице-президента, членов Сената и Палаты представителей директор Национальной разведки в сотрудничестве с директором ФБР и заместителем министра внутренней безопасности по разведке и анализу обязаны оценить внешние угрозы избирательным кампаниям, такие как кибератаки и деятельность иностранных разведывательных служб (статья 5304 закона NDAA-2020). По итогам, должны быть подготовлены отчёты, содержащие описание угроз и рекомендации по мерам защиты. Причём этот пункт долгосрочный – он не ограничивается выборами 2020 года, для которых крайний срок подготовки отчётов – 18 февраля 2020 года. Они в данном пункте являются скорее исключением, поскольку для выборов на указанные должности, которые должны пройти позже 2020 года, соответствующие отчёты должны быть представлены не позднее, чем за один год. Причём в тексте закона прямо указано, что они должны быть опубликованы в интернете в свободном доступе.
Во-вторых, заместитель министра внутренней безопасности по разведке и анализу обязан представить лидерам Конгресса и комитетам Сената и Палаты представителей по разведке, внутренней безопасности и международным отношениям отчёт о кибератаках со стороны иностранных правительств на американскую избирательную инфраструктуру (статья 6501). Речь идет не только о выборах, которые должны пройти в будущем, но и о президентских выборах 2016 года. Отчёт должен носить открытый характер, но может иметь закрытое приложение.
В-третьих, директор Национальной разведки должен представить комитетам Сената и Палаты представителей по разведке и международным отношениям оценку «наиболее значительных российских кампаний» по оказанию влияния на выборы в других государствах, за исключением США (статья 6505). В отчёт должны войти кампании по вмешательству в выборы («если таковые были»), которые:
- «каким бы то ни было образом» отмечены, как руководимые из России;
- были проведены в течение 3-х лет до вступления в силу NDAA-2020 (то есть в 2017–2019 годах);
- осуществляются или планируются на дату представления отчёта.
Этот отчёт может носить закрытый характер, но в таком случае обязательно должен иметь открытое краткое изложение.
Затем к 19 марта 2020 г. (90 дней с момента подписания NDAA-2020) директор Национальной разведки в сотрудничестве с министром внутренней безопасности, директорами ФБР и ЦРУ, госсекретарём и министрами обороны и финансов должны разработать стратегию противодействия «русским кибератакам» на избирательную систему и избирательный процесс всех уровней в США (статья 6504). По итогам директор Национальной разведки и министр внутренней безопасности должны провести брифинг для комитетов Сената и Палаты представителей по разведке, делам вооружённых сил, внутренней безопасности и международным отношениям.
Помимо кибератак, Конгресс обеспокоен и угрозами, которые таит в себе развитие технологий для создания так называемых дипфейков7. Американские законодатели опасаются, что с их помощью создание дезинформации может быть выведено на качественно иной уровень. В связи с этим, не позднее 17 июня 2020 г. (180 дней с момента подписания NDAA-2020), директор Национальной разведки должен представить комитетам Конгресса по разведке всеобъемлющее описание: (1) потенциальных угроз со стороны дипфейков; (2) возможных методов их использования для дезинформации или иных вредоносных действий; и (3) доступных Соединённым Штатам методов противодействия им (статья 5709). Конгресс интересует оценка технических возможностей КНР и Российской Федерации в области создания и выявления дипфейков, а также описание их государственных и сотрудничающих с государством структур, осуществляющих деятельность в этой сфере (включая исследования, разработку и распространение). Отчёт должен носить открытый характер, но может иметь закрытое приложение.
Кроме того, в случае выявления попыток использования дипфейков для оказания влияния на выборы или внутренние политические процессы в США, директор Национальной разведки обязан уведомлять об этом комитеты Конгресса по разведке.
Наконец, точно ко Дню работника органов безопасности Российской Федерации, то есть к 20 декабря 2020 года (не позднее чем через год после подписания NDAA-2020) директор Национальной разведки должен представить Конгрессу секретный отчёт с оценкой работы разведсообщества «по сбору доказательств и анализу действий правительства России по вмешательству в президентские выборы в США 2016 года» (статья 6502). Отчёт должен быть представлен комитетам по разведке Конгресса и носить закрытый характер.
Исходя из состава участников мероприятия 13 февраля, его тематики и секретности (правда, не помешавшей антитрамповской оппозиции устроить утечку информации), можно предположить, что речь идёт о брифинге, который (согласно статье 6507) должны провести директор Национальной разведки, директор ФБР и глава Министерства внутренней безопасности для лидеров Конгресса и комитетов по разведке Сената и Палаты представителей в том случае, если: (1) данные ведомства выявят значительное иностранное кибервторжение или активную операцию иностранных разведслужб, целью которых является оказание влияния на выборы президента, вице-президента, членов Сената и Палаты представителей; и (2) исполнители и заказчики которых могут быть установлены со «средней или высокой уверенностью».
Сложно отделаться от ощущения, что текст закона целенаправленно готовился конгрессменами к текущей избирательной кампании. Исходя из того, что Трамп не мог не подписать оборонный бюджет, частью которого стали данные положения о противодействии вторжению в выборы, демократы хорошо подготовились к этому избирательному сезону. Так что этот скандал в США вряд ли последний – подготовка информационных поводов для очередных эпизодов информационной кампании против Трампа предписана американским ведомствам текстом федерального закона, который они обязаны исполнять.
Примечания:
1 Goldman A., Barnes J.E., Haberman M., Fandos N. Lawmakers Are Warned That Russia Is Meddling to Re-elect Trump // The New York Times. 2020. 20 February. URL: https://www.nytimes.com/2020/02/20/us/politics/russian-interference-trump-democrats.html (дата обращения: 25.02.2020).
2 Трамп назначил нового исполняющего обязанности главы Нацразведки США // RT на русском. 2019. 9 августа. URL: https://russian.rt.com/world/news/657326-tramp-direktor-nacrazvedka (дата обращения: 26.02.2020).
3 Трамп назначил нового исполняющего обязанности главы Нацразведки США // RT на русском. 2020. 20 февраля. URL: https://russian.rt.com/world/news/720339-tramp-glava-nacrazvedka-ssha (дата обращения: 26.02.2020).
4 https://twitter.com/RepAdamSchiff/status/1230656216025706497?s=20
5 https://twitter.com/realDonaldTrump/status/1230879049460764672?ref_src=twsrc%5Etfw
6 S.1790 – National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020 // Congress.gov. The official website for U.S. Federal Legislative Information. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1790/text?q=%7B%22search%22%3A%5B%221790%22%5D%7D&r=1&s=2 (дата обращения: 25.01.2020).
7 Под терминами deepfake или machine-manipulated media в NDAA-2020 понимаются аудио-, видеозаписи и изображения, сгенерированные или модифицированные с использованием техник машинного обучения таким образом, чтобы исказить представление о том или ином событии, включая искажение слов или поведения отдельных лиц, либо добавление лиц, не принимавших на самом деле участия в событии.
Нет комментариев