
© 25.06.2015 Сауткина В.А.
Проблемы дальнейшего развития системы здравоохранения в России становятся одной из самых «болевых точек» в общественном сознании ее граждан. Как показывают социологически опросы, право на бесплатную медицинскую помощь остается самым приоритетным для всех групп населения, независимо от уровня доходов, образования и возраста1. Обеспокоенность населения относительно перспектив реализации этого права является реакцией на начатую в декабре 2014 г. реформу системы здравоохранения.
Негативные последствия начавшейся в результате оптимизации системы медицинских учреждений и сокращения числа врачей были зафиксированы государственными аудиторами Счетной Палаты. Проверка показала, что в настоящее время 17,5 тысяч населенных пунктов России вообще не имеют медицинской инфраструктуры. Сроки ожидания оказания медицинской помощи превышают нормативы в 2 и более раза, число умерших в стационарах в 2014 г. увеличилось (по сравнению с 2013 г.) на 3,5%. Несмотря на такие результаты, остановить процесс практически невозможно, так как все необходимые законы приняты, «моховик» оптимизации запущен. Всего, в ближайшие 4 года, число больниц сократится на 11%, а поликлиник – на 7%2. Развернутая картина причин, вызывающих негативную реакцию населения на ход реформы, была дана в докладе директора Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны человека, опубликованного 19 июня 2015 г.3
В условиях снижения доступности медицинской помощи часть граждан обращается за помощью в коммерческие медицинские учреждения. По данным государственных аудиторов Счетной палаты речь идет о повышении в 2014 г. объема платных услуг на 24%. Учитывая современные условия, связанные с транспортными проблемами и невозможностью для большинства населения оплачивать предлагаемые им альтернативные услуги медицинской помощи, положение будет все больше приобретать характер особой социальной напряженности. Начавшаяся реформа, по сути, оказалась направленной не на развитие отрасли, как было заявлено ее инициаторами, а на замещение бесплатной медицины платной. Если раньше, по оценкам экспертов, главной угрозой для состояния здоровья нации была недоступность высокотехнологичной помощи для всех слоев населения, то в результате начавшейся оптимизации под угрозу поставлена доступность обычной первичной медицинской помощи. При этом важным представляется разобраться, в чьих же интересах проводится реформа, вызывающая столь серьезные опасения относительно тех рисков, которые чреваты серьезными социальными последствиями.
Во-первых, рассмотрим, чем конкретно обернулись нововведения для пациентов. В средствах массовой информации в качестве главного «благодеяния» со стороны реформаторов было представлено право пациента на выбор медицинской организации, которое было предусмотрено частью 1, ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако на практике такой выбор оказался для многих пациентов значительной проблемой, так как согласно новым правилам, застрахованное в системе ОМС лицо, может быть прикреплено только к одной медицинской организации. Дело в том, что раньше страховые выплаты как бы «ходили» за пациентом, который мог обратиться за медицинской помощью и в поликлинику по месту жительства, и в другое медицинское учреждение в случае, например, временного нахождения в другом месте или же необходимости получения консультации врача, практикующего в другой поликлинике. Теперь получить «бесплатную», а точнее оплаченную через систему ОМС услугу, можно только в одном месте. В результате пациент попадает в некоторую «крепостную» зависимость от одной поликлиники, а «юрьев день», то есть выход из нее, предусмотрен только раз в году. Но и здесь пациента ждет некоторая «ловушка» в силу уже другого провозглашенного права – на индивидуальный выбор страховой компании (органы государственной власти и работодатели в силу нового закона его утратили).
Дело в том, что страховым полисом обязательного медицинского страхования гражданин РФ может воспользоваться только на определенной территории. В случае переезда в другой регион страны необходимо менять ранее выбранную страховую компанию. Проблема же заключается в том, что на практике оказывается, что поменять ее можно только раз в году и строго в период с января по октябрь (такой порядок установлен согласно Федеральному закону № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» п. 3, часть 1, статья 16)4. Скажем, если человек нашел работу в другом регионе страны и в связи с этим переехал со всей семьей на другое место жительства в конце года, то минимум два месяца ему предстоит оплачивать необходимую медицинскую помощь на коммерческой основе. Бесплатной в данном случае остается только оказание экстренной помощи.
Много говорят также и новой возможности получения медицинских услуг по полису ОМС не только в государственных лечебных заведениях, но и в частных. Однако получить «бесплатную» помощь в таких учреждениях можно только по базовой норме региона, информацию, о конкретных параметрах которой, добыть практически невозможно. Кроме того, абсолютно нерешенной проблемой российской системы здравоохранения является страхование профессиональной ответственности врачей. В результате появления множества новых болезней и технологий их лечения при отсутствии законодательно принятых стандартов значительно возросло число врачебных ошибок. Поэтому из-за недоверия к качеству услуг, предоставляемых частными клиниками, граждане пока редко пользуются этим правом.
Возможно, что предпринятые реформы отвечают интересам врачей. Было обещано, что благодаря экономии от оптимизации медицинских учреждений, зарплата врача будет доведена до 200% от средней в регионе, а обслуживающего медицинского медперсонала – до 100%. Но оказалось, что пока зарплата работников растет не за счет увеличения фонда заработной платы, а благодаря увеличению рабочего времени и количества пациентов, которое необходимо принять врачу в течение рабочей смены. Однако очевидно, что интенсификация труда медицинского работника не может способствовать качеству оказываемых ими услуг. Кроме того, многие врачи выступают против принятия нового закона об ОМС, благодаря которому в РФ стала действовать одноканальная система финансирования. Критика сводится к тому, что врачи считают страховые кампании совершенно ненужными посредниками между государственными деньгами и лечебными учреждениями.
Нарастание платной медицинской помощи оказывает разрушающее воздействие на фундаментальные основы медицинской этики, а в результате появляются все больше врачей, которые рассматривают пациента как источник дохода. Все это чревато очень серьезными социальными последствиями. В результате стремительной коммерциализации медицинских услуг происходит повсеместное снижение качества бесплатной медицинской помощи. Более всего от этого страдают малообеспеченные слои населения. Таким образом, увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении медицинской помощи надлежащего качества. Происходит переход от массовых оздоровительных и превентивных мероприятий к индивидуальному лечению. По мнению специалистов, в большинстве случаев это касается, в основном, уже запущенных хронических заболеваний, что значительно ухудшает здоровье нации.
Очевидно, что проблему разрыва между государственными гарантиями и их финансовым обеспечением можно отчасти решить путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения. Вместе с тем, одними лишь финансовыми вливаниями проблему не решить. Отсутствие доверия к тому, как расходуются даже те незначительные средства, которые выделяются государством на нужды здравоохранения, вызывает необходимость развития всех возможных форм общественного контроля в этой сфере.
Примечания:
1Общественное мнение – 2014. М.: Левада Центр, 2014. С.77.
2 http://lenta.ru/news/2015/04/14/medicine/
3 NetReforme.org›Критика реформы здравоохранения
4 http://base.garant.ru/12180688/#ixzz3duOjXn5I
Нет комментариев