Поворот в миграционной политике датской социал-демократии

2920

© 06.06.2017, Воронов К.В.

Dannebrog by Jacob Bøtter // www.flickr.com/photos/jakecaptive

Всё больше изменений под давлением со стороны общественных кругов, организаций, институтов происходит  в политических позициях ведущих партий стран-членов Евросоюза в чувствительной миграционной сфере.

Социал-демократическая партия Дании (СДПД) недавно поменяла свой курс,  пока на уровне внутрипартийных документов и внутренней дискуссии1, по вопросам миграционной политики – с мягкого, толерантного подхода в сторону более жесткого, ограничительного. Эта линия на практике сейчас предполагает более плотную охрану границ, высылку нелегалов и прочих правонарушителей, ужесточение процедуры получения гражданства и статуса беженца, расширение полномочий полиции в этой сфере и etc. Понятно, что набор строгих мер может ещё более измениться под напором жизненных потребностей общества и государства. Характерная трансформация партийной линии должна вызвать, безусловно, широкий интерес, поскольку СДПД является старейшей доминантой в национальной политической системе страны. К тому же есть также определенные признаки того, что подобные изменения готовятся в других ведущих скандинавских социал-демократических партиях. Тем самым феномен усиления «правой волны» имеет, бесспорно, глубинный и всеохватный характер в Евросоюзе.

 Согласно статистике в 2015 г. в Дании около 22 тыс. мигрантов подали прошение на получение статуса беженца, что представляется достаточно небольшой величиной для 5,7 млн. королевства, однако эта проблема оказывает негативное влияние на социальную обстановку, общественные настроения, позиции политических партий. С социально-экономической точки зрения различные виды выплат и меры социальной поддержки данной категории лиц ложатся тяжелым бременем на госбюджет страны. Среди широких масс наблюдается заметный рост ксено- и исламофобии, преступлений на расовой почве. В политической сфере внутренние антииммигрантские настроения подпитывают правоэкстремистские общественные настроения, усиливают поддержку правопопулистских партий, их представительство в органах власти, в том числе в национальном парламенте.

Отмеченные достаточно небольшие изменения в текущей партийной политике уже, кажется, принесли плоды для самой СДПД. В то время как поддержка других европейских социал-демократических партий (от британских лейбористов  до французских социалистов) находится вообще в свободном падении, датские социал-демократы извлекли уже определенную тактическую пользу от простой смены лозунгов и повседневной риторики. Опросы общественного мнения показывают, что СДПД может добиться заметного электорального успеха на следующих всеобщих выборах, чтобы сменить ныне существующее правоцентристское правительство и сформировать свою правящую левоцентристскую коалицию во главе с лидером партии г-жой (вернее - тов.) Метт Фредериксен в качестве премьер-министра.

Несколько фундаментальных факторов стоят сегодня, на наш взгляд, за изменением позиции европейской социал-демократии по вопросам миграционной политики.

Во-первых, это – идеология и практика модели «государства всеобщего благосостояния». В СДПД не без оснований полагают, что их партия является главным инициатором, организатором и спонсором датского «государства всеобщего благоденствия». Есть убедительные оценки различных специалистов, ученых, экспертов, которые свидетельствуют о том, что существует фундаментальное противоречие между либеральной миграционной политикой и выживанием модели социального государства. Чтобы оставаться таковым, эта социально-экономическая модель просто ничего не может предложить кроме рестриктивной миграционной политики, если достигнутые меры благосостояния и социальной защиты должны оставаться на приемлемом уровне. Это положение теперь полностью не только разделяется, но и публично признается руководством датской социал-демократии, которое намерено провести очередной съезд партии на о. Борнхольм 16-18 июня с.г.2

Здесь не обойтись без генеральных обобщений: отказ от концепции построения мультикультурного социума в ЕС можно считать возвратом к модели сохранения национального государства, неприятием постепенного размывания коренных этносов, прекращением эрозии государствообразующих народов, разрушительной социально-политической энтропии. Наблюдаемые деструктивные процессы на просторах Евросоюза не в последнюю очередь стали результатом прежних политических решений евроэлит по мобилизации дешёвой рабочей силы для экономического развития своих нацэкономик в условиях стареющего населения за счет привлечения миграционных потоков, с одной стороны.  С другой стороны,  они стали побочным продуктом социальных экспериментов по искусственному формированию мультикультурной общности европейских народов со значительной идеологической наднациональной доминантой.

Во-вторых, существуют глубинные экономические противоречия между либеральной миграционной политикой и длительным существованием государства всеобщего благосостояния. Эта несовместимость разных целей была последний раз подчеркнута в анализе датского Министерства финансов, которое показало, что иммиграция из стран третьего мира обходится датской казне больше чем в 30 млрд. датских  крон (4 млрд. евро) в год. Эти значительные суммы  означают, безусловно, утрату общественных средств, которые не могут в то же самое время быть потрачены на основные социальные статьи «государства всеобщего благосостояния».

Хотя в СДПД намерены проявить на практике свои лучшие идеалы свободы,  солидарности, равенства и  высшие качества  демократического «центра силы», стихийные миграционные процессы, наблюдаемые сегодня в Дании и Евросоюзе в целом, фактически вышли из-под контроля. Их масштабы существенно превзошли реальные возможности «принимающей» стороны. Похоже, их слабо контролируют как в Большом Брюсселе, так и на уровне национальных властей, на региональном и местном уровнях. Осознание фактов, как известно, - залог реалистической политики, в том числе и на партийно-политическом уровне.

В-третьих, важным фактором изменения миграционной политики Дании может служить  история страны. С середины 1970-х гг. под влиянием доминантной СДПД была сформулирована национальная миграционная политика, которая в своей основе действует до сего времени. Она покоится на общепризнанных принципах гуманизма, демократии, толерантности и мультикультурного развития, которые обязывали датское государство заботиться обо всех экономических, социальных, культурных нуждах иммигрантов, включая сохранение их этнических прав, особенностей культурного развития меньшинств. Переселенцев старались интегрировать в социальную среду, была задана высокая планка социально-экономических гарантий для мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, которая стала образцом для подражания для всей Европы. Датские социал-демократы проводили своего рода «мягкую» миграционную политику вплоть до периода начала 1980-х гг., которая усугубилась под воздействием либеральной глобализации и европейской интеграции. Однако «мягкий» миграционный курс СДПД и практика социал-демократии на местах столкнулись друг с другом  как огонь и вода.

В-четвертых, скрытые сдвиги в курсе СДПД произошли благодаря приходу к власти в партии определенных персоналий. Так, председатель партии М. Фредериксен  глубоко связана с профсоюзным движением, она пользуется поддержкой со стороны председателя парламентской группы СДПД Хенрика Сэсса Ларсена. Оба являются критиками сверхлиберальной миграционной линии, что вновь стало частью внутренней идеологии и практики СДПД. Жесткая критика в течение многих лет раздавалась со стороны ряда мэров коммун-пригородов к западу от Копенгагена, где проживает много мигрантов и процветает чуждая датчанам культура и исламские ценности. Для массы иммигрантов даже поверхностная адаптация к датским условиям жизни, видимо, нереалистична.  В отличие от первых волн нынешние иммигранты всё чаще не стремятся адаптироваться, овладевать языком страны пребывания, принимать её обычаи, образ жизни, культуру. Однако в течение десятилетия  голос протестов был усмирён группой левых интеллектуалов в партии, но с приходом М. Фредериксен и Х.С. Ларсена ситуация в расстановке внутрипартийных сил стала меняться. С каждым годом в стране, прежде традиционно характеризовавшейся высокой толерантностью, растет число преступлений, совершенных на почве расовой, религиозной и национальной нетерпимости. В связи с ростом ксенофобских настроений среди коренного населения в последнее время осложнилась политическая обстановка вокруг миграционной проблематики.

В-пятых, фактором, обеспечившим изменение в миграционной политике СДПД, является понятное желание этой авторитетной партии сохраниться, обеспечить себе дальнейшее политическое выживание. Социал-демократическое руководство все последние годы с тревогой наблюдало, как их традиционные избиратели – лица наемного труда, промышленные рабочие, конторские служащие – постепенно массово отходили от партии, их электоральная поддержка переходила правым популистам, которые использовали  антиэмиграционные лозунги и  известную правопопулистскую риторику в Дании  так же как в других европейских странах.

Так, например, правопопулистская датская Народная партия (ДНП) перехватила значительную часть голосов наемных трудящихся, которые ранее были базой, электоральным резервом СДПД. В то же самое время некоторые представители руководства социал-демократов критиковали правопопулистских лидеров ДНП, как «неуправляемых», нерукопожатных, квазифашистов etc. Среди рядовых избирателей, лиц наемного труда эти эпитеты, однако, звучали как оскорбления, фактически направленные против них самих. Эта националистическая партия стала выступать с законодательными инициативами, направленными против иммигрантов, беженцев, переселенцев. Благодаря деятельности ДНП было принято, например, «правило 24 лет», которое позволяет вступать в брак с иностранным гражданином только, если обе стороны достигли 24-летнего возраста. Эта простая законодательная мера позволила сократить количество фиктивных браков с мигрантами. Сегодня руководство ДНП намерено развивать свой успех, лоббируя закон, повышающий данную возрастную планку до 28 лет.

Недавние исследования опросов общественного мнения в Дании показали, что многие избиратели на предстоящих всеобщих выборах ожидают ужесточения, дальнейшего повышения барьеров миграционной политики. Результаты последних выборов в фолькетинг (парламент) 2015 г. пошли  на пользу нынешнему правоцентристскому правительству, потому что избиратели полагали, что оно обеспечит более рестриктивную миграционную политику, чем прежнее правительство СДПД во главе с Хелле Торнинг-Шмидт. В июле 2015 г. этот правоцентристский кабинет в одностороннем порядке вывел страну из Шенгенских соглашений, чтобы усилить собственный антиэмигрантский госконтроль на границе с ФРГ.

В некоторых странах-членах ЕС социал-демократические партии из-за ошибок и провалов своей политики стали крошечными, с поддержкой меньше чем 10% голосов избирателей. Смена курса нынешнего руководства СДПД в миграционной политике  разработана с тем, чтобы избежать подобной негативной перспективы. Опросы общественного мнения до сих пор указывают, что рестриктивные шаги могут принести электоральный успех в будущем. Нынешние тенденции уже привели к тому, что традиционная пролиберальная фракция по вопросам миграции в рамках СДПД почти исчезла. Хотя датчане в массе полагают, что они должны по гуманитарным соображениям помогать мигрантам, нуждающимся людям, но они интуитивно задаются вопросом: а не приведет ли их поддержка к росту стихии нежелательной миграции, неконтролируемому увеличению волны нуждающихся, укреплению криминальных сетей по транспортировке переселенцев etc.?

Главный вопрос: насколько твердо и последовательно руководство датской Социал-демократической партии будет придерживаться более жёсткого курса в миграционной сфере, когда попадёт под давление со стороны левой Социалистической народной партии (СНП), которая вероятно станет частью парламентской коалиции будущего левоцентристского правительства? Ответ на этот вопрос может дать, очевидно, только время.

Примечания:

1 Flygtninge og udlændinge http://www.socialdemokratiet.dk/da/politik/flygtninge-og-udlaendinge/

2 Folkemødet på Bornholm  http://www.socialdemokratiet.dk/da/partiet/folkemoede/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
26.03.2025

В большом конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. В повестке дня – выдвижение кандидатур ИМЭМО РАН для представления к награждению ведомственными наградами Министерства науки и высшего образования РФ.

подробнее...

25.03.2025

Станислав Жуков выступил с докладом «Столицы стран БРИКС в мировой научно-технической и экологической повестке» на секции «Правовые аспекты межпарламентского сотрудничества Москвы и столиц стран БРИКС в научно-технической сфере» на XII Московском инновационном юридическом форуме.

подробнее...

Вышли из печати