«Повестка Драги» и предвыборная кампания в Италии

321

Photo from the Internet

© Авилова А.В., 23.09.2022

Италия готовится к внеочередным парламентским выборам, назначенным на 25 сентября. Предсказываемая всеми опросами победа правоцентристской коалиции обещает стране радикальные перемены. Предвыборная дискуссия, проходящая на фоне углубляющегося энергетического и геополитического кризиса, сосредоточена вокруг «повестки Марио Драги» – политики реформ, начатых уходящим правительством и заметно продвинувшихся за 17 месяцев его нахождения у власти.

«Повестка Драги», не оформленная никаким официальным документом, достаточно полно отражена в ряде его выступлений, отслежена комментаторами «по факту» и резюмирована в прессе как комплекс следующих принципиальных установок.

В области внешней политики – европеизм и атлантизм (традиционные для Италии), из которых вытекает твердая поддержка общей позиции Запада в украинском вопросе; «разделенный суверенитет» в рамках ЕС, без принадлежности к которому (и к зоне евро) у Италии нет перспектив; восстановление международного доверия к Италии, усиление ее позиций в Евросоюзе. В области экономики – выполнение согласованной с ЕС среднесрочной инвестиционной программы PNRR[1], направленной на социально-экономическую модернизацию страны и поддержанной целевыми ассигнованиями из фондов ЕС в размере 209 млрд евро. В области энергетики и защиты окружающей среды – диверсификация источников снабжения страны энергоресурсами, использование ВИЭ, модернизация инфраструктуры. Параллельно с PNRR существует социальная повестка, по которой правительство с самого начала работало в рамках «круглых столов» с руководством профсоюзов и деловых ассоциаций.

В ходе предвыборной кампании отношение к «повестке Драги» перестроило политическую сцену Италии, дважды расколов левоцентристский лагерь и сплотив правоцентристскую коалицию. Выступление «Движения пяти звезд» (Д5З) с ультимативным протестом по поводу очередного пакета правительственных мер поддержки предприятий и семей (что и предоставило правоцентристам удобный случай сместить это правительство) вызвало необратимый разрыв с Демократической партией (ДП), отстаивающей «повестку Драги». Второй конфликт разъединил ДП и тяготевшую к ней центристскую партию «Действие» (лидер – Карло Календа), которая ведет кампанию за возвращение Драги на руководящий пост. Вступив вначале в коалицию с ДП, «Действие» сразу же ее разорвало, как только ДП, стремясь к созданию как можно более широкого левоцентристского фронта, заключило предвыборный союз с небольшими леворадикальными партиями, державшимися до этого в оппозиции к правительству Драги. Потеря главного потенциального союзника в лице Д5З не была компенсирована для ДП присоединением к ее коалиции вышедшей из Д5З проправительственной группировки во главе с Луиджи Ди Майо, электоральный вес которой невелик. Партия «Действие» вместе с центристской «Живой Италией» (лидер – Маттео Ренци) образовала «третий полюс» предвыборной кампании, стремящийся привлечь умеренную часть электората слева и справа. Эта политическая сила набирает в опросах менее 10% голосов. Д5З выступает в одиночку, разорвав и заключенное ранее соглашение с ДП о совместных действиях на региональных выборах в Сицилии, которые проводятся одновременно с парламентскими 25 сентября. Электоральный вес Д5З колеблется в диапазоне 10–15%.

Раздробленность левых создала для правоцентристов преимущество, оцениваемое по опросам не менее чем в 15 процентных пунктов (приблизительно 35:50), преодолеть которое из-за специфики избирательного законодательства (выборы проходят в один тур) вряд ли возможно. Правоцентристский лагерь тоже расколот, но на этих выборах, открывающих для него перспективу прихода к власти, выступает солидарно.

Внутренние расхождения в обоих лагерях складываются вокруг двух главных параметров «повестки Драги»: структурных реформ PNRR и характера взаимодействия с Евросоюзом. При этом для большей части левых сил – коалиции «демократов и прогрессистов» во главе с ДП – защита реформ, начатых Драги, и верность общеевропейскому интеграционному курсу не ставятся под сомнение, хотя Д5З упорно отрицает само понятие «повестка Драги» и выступает с отдельной социальной программой. В правоцентристской же среде отношение к PNRR критическое, а разброс мнений относительно перспектив европейской интеграции достаточно широк. Правоцентристские партии говорят о необходимости «перепрограммирования» PNRR, ссылаясь на резко изменившуюся мировую ситуацию. Социальные программы, предлагаемые лидером «Лиги» Маттео Сальвини и партией «Вперед, Италия» во главе с Сильвио Берлускони, опираются на старые популистские лозунги (плоская шкала налогообложения, общее повышение пенсий и пр.), которые идут вразрез с финансовой дисциплиной PNRR и заложенным в нем принципом среднесрочной структурной модернизации экономики. Глава «Братьев Италии» Джорджа Мелони, фактический лидер коалиции, проявляет больший реализм, говоря об опасности связанного с такими мерами роста бюджетного дефицита и государственного долга, но предлагаемая ею парламентская дискуссия по PNRR чревата разногласиями с ЕС и потерей преемственности начатого Драги курса.

Европейская тема также трактуется правоцентристами по-разному. Предвыборная программа партии «Братья Италии», изначально находившейся в оппозиции к правительству Драги, содержит идею движения к конфедеративной «Европе отечеств», в чем ее поддерживает «Лига». Кроме того, Мелони считает превалирующей атлантическую «ось» внешней политики Италии и высказывается за организацию системы обороны Евросоюза как «европейской колонны НАТО». Обе партии выступают за приоритет национального законодательства и голосовали в Европарламенте против резолюции, осудившей премьер-министра Венгрии Орбана за политику, нарушающую правовые нормы ЕС. Сильвио Берлускони, напротив, подчеркивает «европейское призвание» своей партии и заявляет о готовности выйти из будущего правительства, если партнеры поведут себя вразрез с европейскими ценностями. Личное соперничество между Мелони и Сальвини за лидерство в коалиции (и, в случае победы на выборах, за пост премьер-министра) дополняет картину непрекращающихся разногласий. В Европарламенте эти партии принадлежат к трем различным группам.

Правительство Драги продолжит вести дела до начала октября, а возможно, и дольше – если формирование нового кабинета затянется. Досрочные выборы затормозили процесс реформ, многие из которых остаются незавершенными. До конца года Италия должна выполнить 55 запрограммированных в PNRR мер, но уходящее правительство успевает реализовать только 29. От соблюдения графика реформ зависит поступление очередного транша финансовой поддержки ЕС, которая вместе с уже полученными траншами достигнет 64 млрд евро. Согласно заявлению еврокомиссара по вопросам экономики Паоло Джентилони, Еврокомиссия готова допустить внесение в тексты национальных PNRR уточнений, адаптирующих эти программы к сложившейся кризисной ситуации, но о пересмотре их приоритетов и целей не может быть речи. Возможен также некоторый (не более 6 месяцев) выход за рамки хронограммы. Драги потребовал от своих министров ускорить работу по проектам, которые могут быть переданы новому правительству. Реализация PNRR продолжается: на карту поставлено не только получение очередного транша из фондов ЕС, но и международное доверие к Италии как участнику нового общеевропейского курса.

Примечание:

[1] Национальный план восстановления и устойчивости (Piano Nazionale di Ripresa e Resilienza), 2021–2026 гг. Фундаментальные цели – экологический и цифровой переход, модернизация системы образования и НИР, социально-экономические реформы (рынка труда, налоговой и судебной системы, государственной администрации и др.). План является частью курса «ЕС нового поколения», реализуемого странами-членами Евросоюза посредством аналогичных программ.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
10.02.2025

В журнале об инновациях в России «Стимул» опубликовано интервью Натальи Ивановой о логике Трампа, о том, почему он человек XIX века, и о возможных последствиях его действий.

подробнее...

10.02.2025

Готовится к печати очередной выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№2, 2025). Он открывается статьями, посвященными актуальным проблемам современной мировой экономики – структурным сдвигам в глобальной производственной деятельности многонациональных компаний и ценовым механизмам цифровой экономики.

подробнее...

Вышли из печати