
used image: St Peter's basilica at St Peter's square in Vatican // Internet
© Артеев С.П., Сигачёв М.И., 05.05.2025
Президент США Дональд Трамп разместил в официальных аккаунтах социальных сетей свое изображение в образе папы римского, вызвав неоднозначную реакцию католиков по всему миру[1], и «пошутил», что хотел бы стать новым папой[2]. Очередной эксцентричный поступок 47-го президента США лишний раз указывает, между тем, на усиление роли религиозного фактора в большой политике на глобальном уровне, в том числе на Западе. Понтификат недавно ушедшего из жизни Папы Римского Франциска (2013–2025) имеет и весомое политическое измерение, а его завершение дает основания оценить меняющийся характер взаимодействий между ключевыми акторами мировой политики.
Папа Франциск был первым по многим формальным характеристикам: первый понтифик из Нового Света, первый за 1200 лет неевропеец во главе Святого Престола[3] (хотя и родился в Буэнос-Айресе в семье итальянских мигрантов, бежавших в Латинскую Америку из Европы, спасаясь от режима Муссолини), первый папа-иезуит, первый за несколько столетий понтифик, избранный при живом предшественнике.
Судьба Хорхе Марио Бергольо (1936–2025) была полна резких поворотов, взлётов и падений, но отличительные черты его личности проявились рано и оставались неизменными: аскетизм и открытость к диалогу. С самого начала своей духовной карьеры в Аргентине будущий папа запомнился тем, что был максимально доступен для своей паствы и открыт к общению с представителями других конфессий[4]. При этом он выполнял свой долг в страшные годы правления военной хунты (1976–1983). Идеал бедной церкви был явно близок Бергольо: сам он жил в маленькой квартире и предпочитал ездить в автобусе, уже будучи кардиналом, ходил в более простой, чем предполагал статус, одежде. И даже положенный понтификам атрибут – «Кольцо рыбака» – у Франциска был сделан из серебра, а не из традиционного золота.
Было бы преувеличением сказать, что папе Франциску удалось осуществить всё задуманное, несмотря на 12-летнее нахождение на вершине католической иерархии. Тем не менее, Ватикан при нём явно обозначил стремление занять позицию одного из центров силы современного мира, и не только в «своей» духовной нише.
Период папства Франциска отнюдь не был простым как с точки зрения внутренней ситуации во вверенной ему организации (скандалы, связанные с сексуальным насилием над детьми со стороны католических священников), сложившейся в условиях либерализации общества на Западе и в других традиционных католических ареалах (дискуссии об однополых браках, абортах, правах женщин), так и ввиду международной обстановки: на эти годы пришлась гражданская война в Сирии, украинский кризис, новая война в Палестине и другие конфликты[5]. При посредничестве папы Франциска в 2014 г. после многих десятилетий были восстановлены дипломатические отношения между США и Кубой[6]. Там же на Кубе в 2016 г. состоялась историческая встреча глав Римско-католической Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата – Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла[7].
Святой Престол манифестировал себя в качестве политического актора в самом широком смысле, а не только в традиционных для него сферах. Инициативы папы Франциска по развитию межконфессионального диалога (и, в частности, по налаживанию отношений с Русской Православной Церковью) показывали, что религия способна выступать платформой для поиска универсальных нравственных принципов и общих духовных ориентиров. А это особенно важно сегодня, поскольку один из ключевых принципов, лежащих в основе Вестфальской политической системы мира – «церковь вне политики» – всё менее актуален, что особенно ярко высветил украинский конфликт и церковный раскол, жесткая политизация религиозной повестки в Украине и в ряде других стран.
Папа Франциск принимал личное участие в попытках прекратить вооруженное противостояние в ходе конфликта на Украине, особенно в 2022–2023 гг.[8] Хотя ему и не удалось добиться видимых успехов в деле прекращения огня ни в случае украинского конфликта, ни в случае с операцией Израиля в секторе Газа, нельзя не признать, что только Ватикан среди религиозных акторов сумел оказаться в роли относительно нейтральной стороны – важного условия при посреднических усилиях. И это во многом обусловлено теми установками папы Франциска, которые можно назвать постсекулярными.
Термин и концепция постсекулярного общества стали продвигаться на рубеже XX–XXI вв. немецким философом Юргеном Хабермасом[9] как ответ на теорию секуляризации, возникшую еще в эпоху Просвещения. Суть постсекулярной концепции сводится к преодолению несовместимости религии и светского начала – установки, ставшей базовой в эпоху Модерна. Отсюда следует не только усиление религиозного фактора в общественно-политической сфере, из которой религия даже в западных обществах полностью никогда не уходила, но и придание религиозным акторам качественно новой политической субъектности. Прежде всего, это заметно по соотношению собственно церковной и общемировых повесток.
Папа Франциск активнее, чем кто-либо из его предшественников, стал продвигать точку зрения Святого Престола по ключевым вопросам общественного развития в общемировую повестку, а также инкорпорировать глобальную повестку в церковную жизнь. Это коснулось ряда вопросов, в частности, экономики, экологии и вопросов социально-политического устройства современного мира.
В период пандемии COVID-19 папа Франциск не раз в выступлениях в СМИ говорил об аморальности модели современной экономики, не позволяющей принять действенные защитные меры против нового коронавируса, так как во главу угла ставится прибыль, а не здоровье людей[10]. Кроме того, он предупреждал об опасности «гипервиртуализированной реальности», когда онлайн-общение для значительной части человечества стало преобладающим форматом коммуникации с окружающим миром вследствие принятых правительствами карантинных мер[11]. Наконец, на фоне широкого распространения конспирологических нарративов о вреде вакцинации от нового коронавируса он прошел вакцинацию в январе 2021 г., выступив в роли морального авторитета для миллионов верующих[12].
В 2015 г. была выпущена энциклика Laudato si’ («Хвала тебе» на средневековом итальянском)[13], в которой были отражены воззрения понтифика на экологический кризис и была подвергнута критике неолиберальная модель глобализации. Здесь Святой Престол выступил с позиций, близких многочисленным экологическим НПО и НКО, также критикующим хищнический капитализм, общество потребления и безответственность транснациональных корпораций, равно как и неолиберальных правительств, по многим проблемам. Энциклика Laudato si’ стала экологической доктриной Святого Престола и была призвана привлечь молодежь к католичеству.
В своей третьей энциклике Fratelli Tutti (переводится с итальянского как «Все братья»)[14] папа Франциск фокусировал внимание на проблемах бедности, неравенства, прав женщин, вновь критиковал глобальный капитализм, давал позитивную оценку экуменизму. Также в энциклике затрагивались вопросы глобального управления – реформы ООН и т.д. По сути, данная энциклика – это социально-политический манифест[15]. Характерно, что ее название, в отступление от многовековой традиции латинского наименования энциклик, было дано на итальянском языке, а не на латыни.
Конечно, постсекулярный тренд как приобретение религиозными акторами на примере Святого Престола нового политического качества ставит перед исследователями множество вопросов, и вопрос о ресурсах религиозных структур является одним из важнейших. Римско-католическая церковь насчитывает около 1,4 млрд верующих и 400 тыс. священников. При этом в Европе численность католического клира и паствы снижается, и эту тенденцию повернуть вспять не удается, как не удается и преодолеть кризисные явления в церковной жизни. Но показатели численности клира и паствы растут в Африке и Азии, что коррелирует с общемировой тенденцией смещения центра тяжести мирового развития в страны Глобального Юга. Однако неясно, в какой мере постсекулярная модель Святого Престола пригодна для других религиозных акторов и в регионах за пределами исторического ареала католицизма. Вероятно, к постсекулярному обществу они не смогут идти путем прямого копирования, но могут заимствовать отдельные элементы из опыта Римско-католической церкви.
Папа Франциск был не только церковным иерархом, но и публичным политиком[16], в основу деятельности которого была положена идея компромисса – то, чего так не хватает в межгосударственных отношениях сегодня. В итоге, несмотря на постоянную критику, к наследию Франциска с уважением относятся и консерваторы, и реформаторы в католическом клире и пастве. А авторитет папы Франциска носит глобальный характер, что также подчеркивает значение надрелигиозного, политического измерения его деятельности. Это и позволило ему выступать в роли посредника в самых сложных ситуациях. При нём Римско-католическая церковь перестала следовать в фарватере развития общества, адаптируясь к тому, что происходит за пределами церковной жизни. Вместо этого сформировалась проактивная позиция Святого Престола по вопросам, ранее не входившим в сферу компетенции религиозных институтов. Возможно, в наследии папы Франциска проявляется общее движение к постсекулярному миру, в котором значение религии в обществе, в политике и в международных отношениях существенно возрастает.
Примечания:
[1] Трамп опубликовал свою фотографию в образе папы римского. Некоторым католикам это не понравилось. 04.05.2025. – BBC News. Русская служба. URL: https://phzdvfikxzcwyxjc.qa5muqal0a4d.monster/russian/articles/clyq08lz5g3o (дата обращения: 04.05.2025).
[2] Трамп пошутил, что хотел бы стать новым папой римским. 30.04.2025. – РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/68117b919a794713890e5e78 (дата обращения: 04.05.2025).
[3] Понятия «Святой Престол» и «Ватикан» не являются тождественными, но с точки зрения сложившейся практики словоупотребления в контексте темы допустимо использовать их в качестве взаимозаменяемых.
[4] На похоронах Папы Франциска 26 апреля от РПЦ официально присутствовал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Антоний (Севрюк). Помимо этого, неофициально похороны посетил митрополит Платон (Удовенко), который управлял Аргентинской епархией РПЦ в 1973–1980 и 1993–2012 гг. и был в хороших отношениях с епископом Бергольо.
[5] Подробнее см.: Шебалина Е.О. Религиозные акторы мировой политики и глобальной безопасности на примере Ватикана (Святого Престола) // Международная безопасность: Глобальные и региональные акторы / Отв. ред. М.М. Лебедева, Ю.А. Никитина. М.: Аспект Пресс, 2020. С. 289-293.
[6] Белый дом: Ватикан посодействовал нормализации отношений Кубы и США. 17.12.2014. – РИА Новости. URL: https://ria.ru/20141217/1038816421.html?ysclid=ma3utfzpd2406760740 (дата обращения: 29.04.2025).
[7] Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. 13.02.2016. – Русская Православная Церковь. URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html?utm_compaign=article&ysclid=m9r6lzhl8h799206061 (дата обращения: 29.04.2025).
[8] Подробнее см.: Артеев С. П. Новый раскол: церковная дипломатия и украинский кризис / С. П. Артеев, М. И. Сигачев // Право и управление. XXI век. – 2022. – Т. 18, № 3(64). – С. 3-9. – DOI 10.24833/2073-8420-2022-3-64-3-9. – EDN KWVSXL; Артеев, С. П. Новый раскол (Украинский кризис и религиозный фактор в контексте перспектив социально-политического развития) / С. П. Артеев, М. И. Сигачев // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). – 2024. – № 2(113). – С. 97-118. – DOI 10.30570/2078-5089-2024-113-2-97-118. – EDN SOTUKF.
[9] Globalism, Ideology and Traditions. Interview with Jürgen Habermas by Johann Arnason. - Thesis Eleven. – 2000. – Vol. 63, № 1. – P. 1–10; Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.: Весь Мир, 2002.
[10] Папа – о вызовах пандемии КОВИД-19. 09.04.2020. – Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2020-04/papa-o-vyzovah-pandemii.html (дата обращения: 04.05.2025).
[11] Там же.
[12] Папа: вакцинация и ее продвижение – это акт любви. 18.08.2021. - – Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2021-08/papa-vakcinacia-i-ee-prodvizhenie-akt-lubvi.html (дата обращения: 04.05.2025) ; Папа Римский назвал вакцинацию от COVID-19 проявлением любви к себе и окружающим. 18.08.2021. – ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/12158639?ysclid=maa37m261k36274760 (дата обращения: 04.05.2025).
[13] Энциклика Laudato si’ Cвятейшего Отца Франциска о заботе об общем доме. 18.06.2015. – Ватикан. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si.html (дата обращения: 29.04.2025).
[14] Encyclical letter Fratelli Tutti of the Holy Father Francis on fraternity and social friendship. 03.10.2020. – Ватикан: URL: https://www.vatican.va/content/francesco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html (accessed 29.04.2025).
[15] Щипков А. Церковь капитулирующая. 18.11.2020. – Сообщество «Символ веры». URL: https://zavtra.ru/blogs/tcerkov_kapituliruyushaya (дата обращения: 29.04.2025).
[16] Зонова Т. Франциск – Папа-политик. 30.09.2015. – РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsisk-papa-politik/?ysclid=ma3vemgwuw966449193 (дата обращения: 29.04.2025).
Нет комментариев