
© 18.05.2016, Веденеева В.Т.
photo: www.flickr.com/photos/benymarc
В Польше продолжается дискуссия о реформе довузовского1 образования. Инициатива принадлежит победившей на парламентских выборах 25 октября 2015 года партии Право и Справедливость (ПиС), положение о реформе содержалось в пакете законов, которые ПиС планировала принять после победы на выборах в первые 100 дней работы правительства.
Прежде всего, предполагалось повысить возраст начала школьного образования с 6 до 7 лет, затем, в течение двух лет, ликвидировать гимназии. Это означало на практике, что дети, которые в 2015 году пошли в пятый класс, в сентябре 2017 года пойдут в седьмой, а не в гимназию. После окончания восьмого класса они продолжат учебу либо в лицее (четыре года), либо в техническом колледже (пять лет). Министр просвещения правительства ПиС Анна Залевска (Anna Zalewska) сразу же после своего назначения в ноябре 2015 года объявила: отмена обязательного образования для шестилетних детей является одним из приоритетов реформы.
Примерно тогда же глава Программной комиссии ПиС проф. Петр Глинский в своем интервью радиостанции «Контрвывяд» (Kontrwywiad) заявил, что реформу в польской общеобразовательной школе можно будет начать с 1 сентября 2016 года. Таким образом, заявленная ПиС ликвидация трехлетней начальной школы может стать свершившимся фактом уже в следующем (2016/2017) учебном году, и родители шестилеток теперь сами будут решать, отдавать ребенка в первый класс либо оставить еще на год в детском саду. Важно отметить, что при этом в проекте реформы оговаривается, что для всех 3–4-леток будут обеспечены места в детском саду, а дошкольное образования для 5-летних останется обязательным. Ликвидация гимназии намечена на 2017 год, так что в текущем году гимназисты будут сдавать экзамен в последний раз.
Если проект реформы будет утвержден, программа школьного образования в очередной раз изменится. После нескольких лет обучения в одной системе ученикам придется адаптироваться к новой программе, в которой уже не будет теста для шестиклассников в конце учебного года, а также разделения материала между начальной школой, гимназией и лицеем и его повторения на каждом из трех этапов обучения.
Публичное обсуждение реформы началось сразу после формирования действующего правительства, причем на всех уровнях: в парламенте, где победившая на выборах партия ПиС имеет конституционное большинство, в воеводствах, на страницах прессы.
Наиболее последовательным оппонентом реформы стала оппозиция, прежде всего Гражданская платформа, которая назвала ее «контрреволюцией в образовании», – на том основании, что в случае одобрения предложений правительства (а все указывает именно на это) польская система образования практически вернется в эпоху ПНР. Противники реформы подчеркивают, что тенденция к снижению школьного возраста наблюдается во всей Европе, не только в Польше. Апеллируя к достижениям в области среднего образования предыдущего правительства (коалиция Гражданской платформы Крестьянской партии), оппоненты ПиС отмечают, что гимназии не так плохи, как это пытается представить правящая партия. Доказательством являются результаты польских гимназистов: согласно данным международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2012 произошло существенное улучшение результатов польских старшеклассников по всем трем показателям (среди 65 стран: математическая грамотность – 14 место, читательская – 10 место, естественно-научная – 9 место)2, и Польша оказалась в пятерке наиболее успешных стран ЕС. Кроме того, реформа образования еще не завершена, необходимо дождаться реальных последствий изменений, а не ломать с наскока систему школьного образования.
Против реформы в том виде, в каком ее предлагает правящая партия, сразу же выступил Союз польских учителей (Związek Nauczycielstwa Polskiego). По мнению польских педагогов, реформа не решает проблем общеобразовательной школы, и более того, она может стать источником дальнейших трудностей, создавая напряженность и беспокойство среди родителей и учащихся. Реформа, по мнению профсоюза учителей, внесет хаос в действующие (недавно пересмотренные) основные учебные программы, а также в систему внешних экзаменов. Средние школы нуждаются не в реформе, а в поддержке, в частности, нужно больше психологов, учителей, необходимо сократить размер классов (сейчас максимальный размер класса в польской школе 30 человек). Учителя обращают внимание и на стоимость реформы, реализация которой потребует дополнительных расходов, прежде всего на подготовку новых учебных программ и учебников для каждого из 12 классов, на переоборудование школ. «Жаль денег, что пойдут на эту реформу. Лучше направить их на психологическую поддержку учеников, особенно младшеклассников, которые испытывают самую серьезную нагрузку», – заметила Гражина Холыщь-Вармуз (Grażyna Hołyś-Warmuz), пресс-секретарь Силезского отделения Союза польских учителей. Реформа, справедливо опасаются учителя, приведет к массовым увольнениям. Сегодня в Польше более 7,5 тысяч гимназий, далеко не все учителя (так же, как и другие работники школ– врачи и медсестры, психологи, охрана, обслуживающий персонал и др.) смогут найти работу. Об этом предупреждала бывший министр образования (с 2013 по 2015) в правительстве Гражданской платформы Иоанна Клюзик-Ростковска (Joanna Kluzik-Rostkowska) в своем интервью электронному изданию Money.pl : «Если ПиС удалит шестилеток из начальной школы, нас ждет хаос и пустой год в системе образования. Учителя начальных школ (это 150 тыс. человек), которые в июне закончат работу с третьими классами, в сентябре останутся без работы…»3 Кроме того, предупреждает эксперты ГП, возникнет острая нехватка мест в детских садах, где останется значительная часть шестилеток, поскольку в последние годы как в городах, так и в сельской местности заметно сократилась сеть дошкольных учреждений, а здания, которые занимали детские сады, были приватизированы.
Критики реформы есть и в правящем лагере.
Так, представитель президента города Катовице по вопросам образования Гражина Бурек (Grażyna Burek) полагает, что изменения должны быть постепенными и вести к последовательному объединению трех этапов школы: начальной, средней и гимназии. «Чтобы это сделать, не нужна революция»4, просто нужно дать больше свободы муниципалитетам.
Член Национального совета развития при президенте Польской Республики Анджее Дуде, эксперт Business Centre Club проф. Станислав Гомулка, короткое время занимавший пост вице-премьера в правительстве Дональда Туска, указывает на экономический аспект реформы и ее финансовые последствия. Станислав Гомулка предупреждает об опасности бюджетного дефицита в случае реализации реформы образования в ее нынешнем виде. Он отмечает, что перенос возраста начала школьного образования с 7 до 6 лет означает более ранний выход на рынок труда и фактическое увеличение периода трудовой деятельности, что на практике было бы равнозначно повышению пенсионного возраста на один год. «Взносы в Фонд социального страхования составляют 12,5 % ВВП Польши, и если исходить из того, что есть однолетки-выпускники, которые в течение 40 лет платят эти взносы, то выходит, что каждый выпуск платит около 5–6 млрд. злотых взносов. Если в результате реформ выпадает один год, то поступления в ZUS (польск. Zakład Ubezpieczeń Społecznych, Фонд социального страхования. – В.В.) сократятся именно на такую сумму»5.
Итак, можно констатировать, что ликвидация гимназий и повышение возраста начала школьного образования – это ключевые и наиболее спорные элементы программы реформы образования, продвигаемой ПиС. Она имеет как ярых противников, так и сторонников, однако большинство поляков, как показывают опросы общественного мнения, реформу не поддерживают. Это подтверждют результаты мониторинга, который регулярно ведет на своем сайте газета «Дженник заходни» (польск. Dziennik zachodni): за ликвидацию гимназий голосует 32% населения, против – 68%6. Критики реформы справедливо опасаются ее экономических последствий. Как следует из исследования, проведенного командой Мoney.pl, расходы, связанные с изменениями в системе образования, которые готовит ПиС, не ограничатся разовыми тратами, предстоят и долгосрочные издержки. Только отмена обязательного образования для шестилетних означает заметное сокращение средств на выплату пенсий – несколько миллиардов злотых в год. План ПиС по реформированию средней школы дорого обойдется системе социального обеспечения страны.
Немаловажное значение имеет и политический фактор: многие поляки не без оснований видят в планах реформирования польской общеобразовательной школы проявление евроскептицизма ПиС, стремление подчеркнуть польскую «особость». Эта тенденция нашла свое выражение в ходе обсуждений реформы в рамках организованной властями общенациональной дискуссии о системе образования «Ученик. Родитель. Учитель – перемены к лучшему». В ней принимают участие около двух тысяч специалистов, а также родители, ученики, преподаватели, работники местного самоуправления. Итоги обсуждения будут подведены в июне.
Примечания:
1 Вторичное (secondary) согласно классификации ОЭСР.
2 PISA 2012 Results in Focus. OECD 2014. What 15-year-olds know and what they can do with what they know. Available at: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm.
3 Bereźnicki J. Reforma szkolnictwa w Polsce. Kontrrewolucja oświatowa PiS może okazać się bardzo kosztowna. Available at: http://www.money.pl/gospodarka/wiadomosci/artykul/reforma-szkolnictwa-pis-nowa-szefowa-men,56,0,1950776.html
4 См.: Burek G. Reforma szkolnictwa: PiS zlikwiduje gimnazja. 6-latki bez obowiązku szkolnego. Available at: http://www.dziennikzachodni.pl/artykul/9034894,reforma-szkolnictwa-pis-zlikwiduje-gimnazja-6latki-bez-obowiazku-szkolnego,id,t.html
5 Kowalik F., Zielewski P. Ceną za obietnice będzie wyższy deficyt budżetowy. Available at: http://www.forbes.pl/deficyt-budzetowy-skutkiem-reform-pis-stanislaw-gomulka,artykuly,202970,1,6.html#; Bereźnicki J. Reforma szkolnictwa w Polsce. Kontrrewolucja oświatowa PiS może okazać się bardzo kosztowna. Available at: http://www.money.pl/gospodarka/wiadomosci/artykul/reforma-szkolnictwa-pis-nowa-szefowa-men,56,0,1950776.html;
Нет комментариев