© 08.04.2014, Борисова А.Р.
Одним из важнейших шагов США и их союзников, направленных на политическое давление на Россию в ходе кризиса на Украине стало ограничение членства России в «Группе восьми» (G8). Лидеры стран «Группы семи» (G7) выступили в Гааге с осуждением российских действий на Украине, назвав их «противоречащими нормам международного права и несовместимыми с принципами G8».1 Они отменили свой визит на саммит в Сочи, назначив на то же время встречу в Брюсселе в формате семи государств. Министрам иностранных дел было рекомендовано не приезжать в Москву в апреле, также была запланирована встреча министров энергетики G7, с целью обсуждения мер по усилению коллективной энергетической безопасности без участия России.
Гаагская декларация, составленная главами государств-членов «Группы восьми» 24 марта 2014 г., стала одним из звеньев в цепочке событий, порожденных интернационализацией кризиса на Украине. Ведущие державы Запада попытались с помощью этого жеста продемонстрировать консолидированную политику в отношении России. Формат, в котором работала G8, и раньше имел существенные изъяны из-за того, что Россия не была участницей обсуждения финансово-экономических вопросов. Однако существовал широкий круг проблем международной политики и безопасности, в обсуждении которых Россия принимала существенное участие. Остается открытым вопрос, как именно повлияет ограничение членства России в G8 на эффективность этого органа? Без российского участия он отчасти теряет свой глобальный статус и снова становится сугубо западным закрытым клубом, которым он был до 1998 года.
Политический парадокс заключается в том, что государство нельзя исключить из формата, в котором не предусмотрено фиксированное членство, однако можно достичь консенсуса между остальными участниками относительно необходимости его неучастия, что и было сделано по инициативе США. Точно также США были готовы лоббировать участие России в этом привилегированном клубе, когда это соответствовало их политическим интересам. В 1994 г. Уильям Клинтон пригласил Б.Н. Ельцина на саммит G7 в Неаполе. В то время одной из основ внешнеполитического курса России было сближение с США и Западом. Для США было важно оказать поддержку терявшему популярность первому Президенту России и стимулировать вывод российских войск с территории прибалтийских государств. Три года спустя Вашингтону необходимо было максимально безболезненно произвести расширение НАТО, включив в его состав Польшу, Венгрию и Чехию. В 1997 г. на саммите в Хельсинки, У. Клинтон объявил о создании G8, официальным участником которой Россия стала на следующий год. Позиция истеблишмента США по включению России в G8 никогда не отличалась однозначностью. Еще при У. Клинтоне, советник по национальной безопасности Энтони Лэйк, утверждал, что подобный шаг создаст ненужные, иллюзорные надежды, как в России, так и в США. Министр финансов Роберт Рубин вообще не считал нужным включать Россию в группу держав, созданную для экономической и политической координации действий сильнейших демократий.2
Членство в G8 отчасти отразилось на позиции России по Косово. Однако принципиальная позиция Е.М. Примакова уже тогда породила предложения некоторых американских политиков и экспертов «исключить» Россию из G8. Эту идею многие годы последовательно отстаивал сенатор-республиканец Джон Маккейн – соперник Обамы за президентское кресло в 2008 году.
Продвигая коллективное решение о приостановке российского членства в G8, вторая администрация Обамы продолжила движение в направлении, противоположном тому, в котором шла первая – ее приоритетом было вовлечение России в многостороннее сотрудничество.
Решение администрации Б. Обамы по вопросу об участии России в G8 стало предметом дискуссии в американском экспертно-политическом сообществе. При этом позиция Обамы по этому вопросу фактически была шагом навстречу мнению республиканцев. Оппоненты Обамы от Республиканской партии в Конгрессе намеренно сгущают краски, чтобы расширить поле для критики Президента и упрочить шансы своей партии на победу в грядущих выборах. Сенатор Линдси Грэм, Глава Комитета разведки Палаты Представителей Майк Роджерс первыми призвали бойкотировать саммит G8 в Сочи. Председатель Комитета по иностранным делам Эд Ройс и член комитета, демократ Элиот Энгел представили проект резолюции, осуждающей поведение России в отношении Украины, предлагающей введение санкций, в том числе, исключение страны из членов G8.3 Дж. Маккейн отмечал, что он лично предлагал принять подобную меру в 2008 г. во время борьбы за пост президента США, а также в связи с грузинским конфликтом.4 Он заявил, что Обаме следует «проявить храбрость», вернуться к политике Дж. Буша-мл. в отношении к России, разместить ПРО в Чехии, ускорить принятие Грузии в НАТО.5
Марко Рубио, представитель Партии Чаепития, опубликовал «8 шагов, которые должен предпринять Обама для наказания России», в которых призвал президента признать – «перезагрузка» мертва, необходимо принять решительные меры для ответа России, в том числе бойкотировать саммит в Сочи и исключить страну из G8 вовсе.6 Дэвид Крамер, помощник госсекретаря при Дж. Буше-мл., руководитель правозащитной организации Freedom House разделил мнение Эндрю Уэйса, о том, что сложившаяся ситуация является следствием «мягкости» Обамы в Сирийском вопросе. При этом не нужно проводить «красную линию», Россия должна только догадываться, как далеко может зайти НАТО в ответе на ее действия.
К такому шагу призывали не только республиканцы, но и часть демократов. Сенатор от Демократической партии Ричард Дурбин предложил не просто бойкотировать встречу в Сочи, но полностью исключить Россию из G8. Бывший советник У. Клинтона по национальной безопасности, Эндрю Уйэс заявил о том, что Россия усмотрела слабость США в позиции по Сирии. Согласившись на компромиссное решение, Америка, по мнению эксперта, получила ответ в виде событий на Украине.7 Сенатор Линдси Грэм, выступая по CNN, обвинил президента в бездействии, предложил приостановить членство РФ не только в G8, но и в G20 и увеличивать срок за каждый день, проведенный страной на территории Украины.8 Обозреватель The Washington Post политолог Дж. Голдгейер предложил помимо исключения из G8, усилить санкции и на уровне ОБСЕ и ООН. По его мнению, поскольку Россия не обладает достаточной экономической мощью, чтобы соответствовать уровню других членов клубы, пришло время отказаться от формата G8.
В целом позиции политиков и экспертов от обеих партий разнятся лишь в оценках необходимой степени твердости, которую проявляет Президент. Республиканцы используют любую возможность для критики внешнеполитической линии Б. Обамы, называя ее излишне мягкой, тогда как демократы считают жесткость достаточной и оправдывают то, что администрация не идет дальше уже объявленных санкций и ограничения членства России в G8. Подавляющее число конгрессменов выказали неудовольствие тем, что участие России в G8 ограничено, а не прекращено вовсе.
Политолог Фарид Закария напоминает, что Россия была включена в G8 в качестве поощрения за ее «надлежащее поведение», и если страна начинает вести себя иным образом, необходимо ее участие ограничить. На тех же позициях стоят такие значимые эксперты от Демократической партии, как Збигнев Бжезинский и Мадлен Олбрайт. По их мнению, Крым нельзя сравнивать с Косово. Они высказывают опасения, что аналогичные действия могут стать нормой для сильных держав и задаются вопросом о том, что же тогда станет делать, например Китай со своими соседями?9 Уильям Антолис и Стивен Пайфер из Брукингского Института выразили мнение, что с окончанием членства России в «Группе восьми» заканчивается эра существования клуба, и возвращение к подобному формату уже будет невозможно.10
Примечательно, что на фоне антироссийской риторики некоторые влиятельные персоны-республиканцы проявляют сдержанность и призывают к этому администрацию Обамы. Роберт Гейтс рекомендовал Президенту внимательно относиться к собственным высказываниям.11 По всей вероятности вспоминая, в какое положение поставила риторика Обамы страну в разгар сирийского кризиса. Точка зрения Генри Киссинджера также заключается в том, что «демонизация» В.В. Путина и России, не должна служить основой политики Запада, как таковой – она лишь говорит о том, что США и их союзники не смогли выстроить стратегической линии.12 Политолог Стивен Коэн, напротив считает, что проявив неблагодарность по отношению к Кремлю за содействие по урегулированию сирийского кризиса, по переговорам с Ираном, Б. Обама подрывает американскую национальную безопасность, которая по-прежнему «проходит через Москву».13 Известный американский специалист по России, сотрудник Брукингского Института, Фиона Хилл считает, что жесткая риторика Белого Дома не может привести к каким-либо положительным изменениям, поскольку каждой стороне хорошо известно, что соперник не хочет войны.14
Излишне жесткая позиция Вашингтона по вопросу об ограничении членства России в G8 не встречает поддержки части американского общества. Согласно опросу, проведенному CNN, 58% американцев высказались против приостановления членства России в «Группе восьми».15
В основном американские эксперты позитивно высказываются о приостановлении членства России в G8. Открытые заявления об ошибочности подобного шага можно скорее встретить в европейском экспертном сообществе.
Участие России в G8 имело решающее значение для активизации совместных действий в области нераспространения ОМУ и борьбы с международным терроризмом. Среди них: Программа Глобального партнерства против распространения оружия массового уничтожения, учрежденная в 2002 г. или инициатива по присоединению Сирии к ОЗХО в 2013 г., создание Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма. Договоренности по этим направлениям, достигнутые при активном использовании прямых контактов через G8 свидетельствуют о важности этого канала сотрудничества для обеспечения международной безопасности.16 Россия демонстрировала активность в программах G8 по списанию задолженности беднейших стран. Благодаря своим запасам нефти и газа, Россия выступала в роли донора помощи содействия развитию, а также жертвовала значительные средства в Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом, малярией.
Ограничение членства РФ в G8 было нацелено ударить в первую очередь по имиджевой составляющей российских внешнеэкономических и внешнеполитических позиций, но не учитывает того ущерба, который может быть нанесен глобальной координации на этих направлениях. Отгораживаясь от России, G7 изолируют себя от целого круга вопросов повестки, которые не могут решаться без участия России.
Примечания:
* Актуальный комментарий подготовлен при поддержке гранта РГНФ № 14-07-00050a «Формирование институтов и принципов наднационального управления в мировой политике: концепции и деятельность».
1 The Hague Declaration (http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/141855.pdf).
2 Goldgeier J. Time to lay the G-8 to rest // The Washington Post, 2014. March,4. (http://www.washingtonpost.com/blogs/monkey-cage/wp/2014/03/04/time-to-lay-the-g-8-to-rest/?tid=pm_politics_pop).
3 Chairman Royce, Ranking Member Engel Introduce Ukraine Resolution Expressing Support for Sanctions // 2014. March, 5 (http://foreignaffairs.house.gov/press-release/chairman-royce-ranking-member-engel-introduce-ukraine-resolution-expressing-support).
4 John McCain’s Foreign Policy Speech. 2008. March, 26. (http://www.nytimes.com/2008/03/26/us/politics/26text-mccain.html?_r=2&pagewanted=print&).
5 Newton-Small J. Senator John McCain: “We Are All Ukrainians”.2014, February 26. (http://time.com/#10829/ukraine-john-mccain-putin-crimea/).
6 Rubio M. 8 Steps Obama Must Take to Punish Russia, 2014, March 01. (http://www.politico.com/magazine/story/2014/03/8-things-obama-must-do-about-ukraine-104128.html#.Uz5-eqh_sqM).
7 Baker P. Pressure Rising as Obama Works to Rein In Russia 2014. March,2. (http://www.nytimes.com/2014/03/03/world/europe/pressure-rising-as-obama-works-to-rein-in-russia.html?_r=0).
8 Graham L. President Obama needs to do something. 2014, March, 2. (http://cnnpressroom.blogs.cnn.com/2014/03/02/sen-lindsey-graham-president-obama-needs-to-do-something/).
9 Fareed Zakaria GPS // CNN Transcript. 2014, March, 2. (http://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1403/02/fzgps.01.html).
10 The G8 Summit 2014 in Sochi. Perspectives after Situation in Ukraine // RIAC. 2014. March,18. (http://russiancouncil.ru/en/inner/?id_4=3329#top).
11 Stewart P. Obama must carefully calibrate Russia response, rhetoric: Gates, 2014. March, 2. (http://www.reuters.com/article/2014/03/03/us-ukraine-crisis-usa-gates-idUSBREA2202Q20140303).
12 Kissinger G. How the Ukraine crisis ends // The Washington Post, 2014. March,6 (http://www.washingtonpost.com/opinions/henry-kissinger-to-settle-the-ukraine-crisis-start-at-the-end/2014/03/05/46dad868-a496-11e3-8466-d34c451760b9_story.html).
13 Кто перешел красную линию? // Российская Газета. 2014, 14 марта. (http://www.rg.ru/2014/03/14/koen.html).
14 Baker P. Making Russia Pay? It’s Not So Simple, 2014. March, 1. (http://www.nytimes.com/2014/03/02/world/europe/russia-to-pay-not-so-simple.html).
15 Zezima K. White House: No G8 meeting in Sochi // The Washington Post/ 2014. March, 24. (http://www.washingtonpost.com/blogs/post-politics/wp/2014/03/24/white-house-no-g8-meeting-in-sochi/).
16 См.: Войтоловский Ф.Г. Интересы и России в области формирования принципов и механизмов глобального управления // Внешнеполитические ресурсы модернизации России. / Отв. ред. В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН. 2013. С. ; Россия и многостороннее взаимодействие в борьбе с новыми угрозами международной безопасности / Под ред. А.Г. Арбатова. М.: ИМЭМО РАН, 2013. С.
Нет комментариев