
© 16.07.2016, Трофимова О.Е.
Почему именно Франция выбрана исламскими террористами в качестве основной мишени? Нынешний миграционный кризис коснулся большинства стран Евросоюза, в том числе Италии, Греции, Венгрии, Германии и стран Северной Европы, куда устремился основной поток беженцев из охваченных войнами стран Ближнего Востока и Северной Африки, однако только Франция и Бельгия в последнее время подвергаются атакам террористов. Причин много, и текущий миграционный кризис в Европейском союзе не является основной из них.
Во-первых, это последствия либеральной политики Франции в отношении мигрантов, связанные с колониальным прошлым страны. Франция и Бельгия в отличие от Великобритании и других колониальных держав «вживались» в свои колонии и рассматривали их как часть своей страны. В этих странах французы собирались оставаться многие годы и с этой целью создавали социально-экономическую инфраструктуру для своего комфортного проживания. Они старались наладить отношения с местным населением, особенно с политической элитой, чтобы их не воспринимали как колонизаторов. Смешанные браки — не редкость для французов, работавших в бывших колониях. На территории Алжира, считавшегося частью Франции, а также некоторых африканских стран находились крупные сельскохозяйственные поместья французов, которых называли “pieds noir”, и владельцы этих поместий после распада колониализма долгое время получали компенсацию за их потерю. Поэтому французы считали, что выходцы из бывших колоний будут так же, как и они, ассимилироваться, но не как хозяева, а как экономические мигранты, занимающие место второстепенной нации во французском обществе.
«Исход» французов из Африки, свободное передвижение граждан между Францией и Алжиром после Эвианских соглашений 1962 г. изменили национальный состав страны. Но первое поколение мигрантов ассимилировалось достаточно быстро. Политика воссоединения семей и высокая рождаемость привели к увеличению доли мусульман-мигрантов в населении страны, однако в 1970-е гг. эти мигранты не создавали проблем. Поскольку они исповедовали умеренный ислам, в этот период французское правительство поддержало строительство не только дешевого муниципального жилья для мигрантов, но и мечетей. Но уже во втором десятилетии XX в. во Франции число мусульман-мигрантов достигло критического числа: в 2014 г. в стране насчитывалось от 4,7 млн до 6 млн мусульман, то есть от 7 до 9,6% населения страны. Таким образом, сложилась большая прослойка граждан Франции, исповедующих ислам1.
Во-вторых, второе и особенно третье поколения, выросшие во Франции и состоящие из граждан этой страны, большая часть которых проживает в неблагополучных пригородах крупных городов (Париж, Марсель, Лион), превратились в проблемную категорию населения. Воссоединение семей привело к созданию своего рода «мини-государств» («мини-Алжир», «мини-Тунис», «мини-Марокко» и др.), где сохранялись устои, традиции и негласные законы страны происхождения, несмотря на то что Франция является светской страной, где религия отделена от государства. Проживающие компактно, ограниченные рамками своей диаспоры, не имеющие достаточного для хорошей работы образования, они стали все чаще отстаивать свою идентичность, в том числе и религиозную. Безработица среди мусульманской молодежи во Франции достигает 40–45%, а высокие пособия позволяют мигрантам выбирать «иждивенческий» образ жизни вместо трудоемкой и малооплачиваемой работы. Таким образом, была сформирована благоприятная среда для влияния исламистских идей2.
В-третьих, еще в 1990-е гг. возникла проблема с усилением позиций ислама в среде мусульманской молодежи, несмотря на введенные в 1993 г. жесткие ограничения на прием мигрантов. Активизация религиозных экстремистов приходится именно на этот период (серия терактов в Париже в 1995–1996 гг.). В дальнейшем расширение деятельности террористических группировок и радикальных исламских организаций, в том числе на территории европейских государств, где высока доля мусульман-мигрантов, привело к усилению их влияния на французов мусульманского происхождения. Ведь теракты во Франции и Бельгии были совершены гражданами этих стран, а не сирийскими и иракскими беженцами, которыми пугают политики Евросоюза.
Решение проблемы терроризма связано с пересмотром либеральной миграционной политики Франции с учетом не только экономических, но и социально-политических изменений в стране и мире. Необходимо также создать должные условия для интеграции мусульман в принимающее общество и содействовать размыванию «параллельного мусульманского общества» и адаптации молодежи к европейским ценностям и нормам жизни, в том числе за счет роста занятости. Не менее важной является профилактическая работа среди молодых мигрантов на уровне нерадикально настроенных мусульманских организаций, которые выступают против терроризма и исламского фундаментализма. Усиление работы спецслужб также будет способствовать предотвращению терактов на стадии их подготовки.
Примечания:
1 Muslim population in Europe. URL:http:muslimpopulation.com/Europe.
2 См. подробнее: Франция на пороге перемен. Экономика и политика в начале XXI века. Москва, ИМЭМО РАН, 2016. С. 57–65.
Нет комментариев