
used image: The first EU – Central Asia Summit (April 4, 2025, Samarkand, Uzbekistan) // Internet
© Столярова У.А., 14.04.2025
4 апреля 2025 г. состоялся первый саммит Европейского союза и стран Центральной Азии (Саммит ЕС–ЦА) в г. Самарканд, Узбекистан, под названием «Инвестируя в будущее»[1]. В саммите приняли участие председатель Европейского совета Антониу Кошту, глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, а также представители пяти центральноазиатских республик – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, а также Узбекистана. Проведение саммита стало важным шагом на пути к укреплению отношений между Евросоюзом и странами Центральной Азии, последовавшим после обновления стратегии ЕС в 2019 г. в отношении региона[2] и принятия в 2023 г. «дорожной карты» по углублению сотрудничества[3].
В повестку дня саммита вошли такие важные темы, как вопросы многостороннего и регионального сотрудничества, трансграничные вызовы в области безопасности, экономические связи, торговля и инвестиции, взаимодействие по климатическим проблемам, энергоресурсам, вопросам цифровой подключенности, а также по проблематике прав человека[4].
Принятая по итогам саммита совместная декларация установила повышение уровня взаимодействия между Европейским союзом и странами Центральной Азии до стратегического партнерства[5], что свидетельствует о намерении сторон углублять политический диалог и расширять сферы сотрудничества. Документ также очертил ключевые направления дальнейшего взаимодействия, в частности в области обеспечения региональной стабильности, безопасности и устойчивого развития, что отразило стремление ЕС усилить свое присутствие в стратегически важном регионе в условиях растущей международной турбулентности.
Среди приоритетных сфер сотрудничества, указанных в декларации, прежде всего следует рассмотреть вопросы безопасности, которые имеют особое значение для Брюсселя в контексте реализации его региональной стратегии, нацеленной на укрепление стабильности и противодействие внешним вызовам, таким как терроризм и экстремизм. Участники саммита подтвердили свое обязательство воздерживаться от применения силы в международных отношениях, соблюдать положения Устава ООН о суверенитете и территориальной целостности всех государств, а также подчеркнули приверженность к мирному урегулированию конфликтов. Отдельное внимание в документе уделено проблеме терроризма, обеспечению безопасности границ, борьбе с наркотрафиком и торговлей людьми. Кроме того, в декларации упомянута проблема Афганистана, нестабильность в котором создает существенные риски как для соседних центральноазиатских стран, так и для Евросоюза. В частности, подчеркивалась необходимость превращения Афганистана в «безопасное, стабильное и процветающее государство с инклюзивным правительством и системами управления, уважающими права человека и основные свободы всех своих граждан, включая женщин, девочек, лиц, принадлежащих к этническим и религиозным группам и меньшинствам»[6].
В документе также обращено внимание на экономическое взаимодействие между регионом Центральной Азии и ЕС, рамки которого, как отмечалось, определяет стратегия «Глобальные ворота» (Global Gateway)[7]. Декларация определила одной из ключевых областей экономического сотрудничества между Евросоюзом и Центральной Азией критические сырьевые материалы[8], а также развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего Транскаспийского транспортного коридора. Отдельным пунктом декларации указано развитие сотрудничества между ЕС и Центральной Азией по предотвращению обхода санкций во избежание реэкспорта приоритетных товаров, что представляется важным для Европейского союза в свете санкционного давления на Россию.
Особое внимание в декларации уделено проблемам обеспечения устойчивого водоснабжения, что имеет ключевое значение для Центральной Азии с учетом природно-географических и ресурсных особенностей региона, а также вопросам противодействия изменению климата, утрате биоразнообразия и загрязнению окружающей среды.
Кроме того, в ходе саммита был принят значительный инвестиционный пакет в размере 12 млрд евро в рамках инициативы «Глобальные ворота». Эти средства будут направлены на инвестирование в ряд ключевых отраслей в странах Центральной Азии (см. рис. 1). Помимо этого, было анонсировано, что Европейский банк реконструкции и развития приступил к реализации проекта стоимостью 7–8 млрд евро на период до 2027 г. в области поддержки развития транспортных систем, критических сырьевых материалов, а также возобновляемых источников энергии, что еще раз подчеркивает растущую роль Центральной Азии на карте интересов ЕС.
Составлено автором по: EU to allocate €12 billion investment package for Central Asia in four areas // Gazeta.uz.,
05.04.2025. URL: https://www.gazeta.uz/en/2025/04/05/ca-eu/ (accessed 10.04.2025).
Стоит отметить, что новый виток сотрудничества Брюсселя со странами Центральной Азии последовал после усиления экономического и политического давления на Россию в 2022 г. Как отмечалось выше, в 2023 г. была принята «дорожная карта», ставившая своей целью углубление отношений, как на двустороннем уровне между ЕС и отдельными центральноазиатскими республиками, так и на многостороннем – между объединением и регионом. На протяжении последних лет регулярно проводились министерские встречи, призванные содействовать диалогу на высшем уровне. Существуют все основания полагать, что такая политика продиктована необходимостью расширения внешнеэкономических контактов и укрепления позиций Евросоюза в международных отношениях, в том числе – с целью обеспечения стратегической автономии.
Анализируя решения, принятые в ходе саммита ЕС–ЦА, а также итоговую декларацию, можно отметить, что Евросоюз заинтересован в экспорте полезных ископаемых из региона Центральной Азии для развития собственного производства микроэлектроники, автомобильной промышленности, а также зеленой энергетики. С учетом высокой зависимости ЕС от импорта важнейших видов сырья из Китая, Турции и Демократической Республики Конго[9], диверсификация экспортеров критически важных ресурсов стала приоритетной задачей для стран Евросоюза. Кроме того, Европейский союз активно ищет альтернативу российским энергоресурсам, а сырая нефть и газ являются одними из главных статей экспорта из Центральной Азии в ЕС[10]. Вместе с тем Евросоюз серьезно заинтересован в стабильности в регионе. В свете этого особое внимание уделяется проблеме Афганистана из-за рисков в области безопасности, терроризма и миграции, которые непосредственно затрагивают ЕС и его государства-члены. Поэтому укрепление взаимодействия с центральноазиатскими республиками видится как один из ключевых способов минимизации данных рисков. В этом контексте обращает на себя внимание тот факт, что в ряде совместных документов, принятых после 2022 г., прослеживаются формулировки, отражающие европейский взгляд на текущую международную ситуацию. Подобные подходы, как представляется, не только утвердились в официальной риторике ЕС, но и систематически экстраполируются на страны Центральной Азии, что указывает на намерение Евросоюза придать сотрудничеству с регионом желаемую для него политическую направленность.
В целом можно отметить, что Европейский союз прилагает все больше усилий по укреплению своей стратегической автономии в ключевых сферах развития – от устойчивости энергетической системы и безопасности внешних границ до поддержки высокотехнологичного производства. На фоне нарастающей международной нестабильности и усиливающихся вызовов в мировой экономике повышение уровня отношений с Центральной Азией до стратегического партнерства становится для Брюсселя важной частью внешнеполитического курса. Это является способом укрепить свое присутствие в регионе, шагом к диверсификации торговых маршрутов, а также инструментом для повышения собственной энергетической устойчивости.
Примечания:
[1] First EU-Central Asia summit, 4 April 2025 // European Council. 04.04.2025. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/international-summit/2025/04/04/ (accessed 09.04.2025)
[2] Прохоренко И.Л. Новая стратегия Европейского союза в Центральной Азии: возможности и пределы “мягкой силы” // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. – 2019. – № 4. – С. 68-80.
[3] Joint Roadmap for Deepening Ties between the EU and Central Asia // Council of the European Union. Luxembourg, 23 October 2023. [Electronic resource]. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14587-2023-INIT/en/pdf (accessed 10.04.2025)
[4] Strategic partnership, transport corridors, critical minerals and more – Samarkand summit highlights // Kun.uz. 09.04.2025. URL: https://kun.uz/en/85701869 (accessed 10.04.2025)
[5] Joint Declaration following the First European Union-Central Asia Summit // Council of the European Union. Brussels, 3 April 2025. [Electronic resource]. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7745-2025-REV-1/en/pdf (accessed 09.04.2025)
[6] Ibid.
[7] Стратегия «Глобальные ворота» была принята в 2021 г. и своей задачей ставит развитие транспортного, энергетического, цифрового секторов, а также поддержку систем здравоохранения, научных исследований и образования в различных регионах мира. См. подробнее: Joint Communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank. The Global Gateway. European Commission. Brussels, 1 December 2021. [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52021JC0030&qid=1653525883495 (accessed 09.04.2025)
[8] К критическим сырьевым материалам, исходя из Закона ЕС о критических видах сырья, принятым в 2023 г., относятся редкоземельные металлы, материалы, использующиеся в производстве микроэлектроники, автомобилестроении, обрабатывающей промышленности и т.д. См. подробнее: Regulation (EU) 2024/1252 of the European Parliament and of the Council of 11 April 2024 establishing a framework for ensuring a secure and sustainable supply of critical raw materials and amending Regulations (EU) No 168/2013, (EU) 2018/858, (EU) 2018/1724 and (EU) 2019/1020. Official Journal of the European Union. 11 April 2024. [Electronic resource]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32024R1252&qid=1720020986785 (accessed 09.04.2025)
[9] European Critical Raw Materials Act // European Commission. URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/european-green-deal/green-deal-industrial-plan/european-critical-raw-materials-act_en (accessed 10.04.2025)
[10] EU–Central Asia trade // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/infographics/eu-central-asia-trade/ (accessed 10.04.2025)
Нет комментариев