© Павлова М.С., 24.03.2023
В Эстонии с середины марта идет процесс формирования новой правительственной коалиции. С 27 февраля по 5 марта в стране прошли парламентские выборы, которые завершились победой правящей либеральной Эстонской партии реформ (PR, Eesti Reformierakond), получившей 31,2% голосов. На втором месте оказалась право-популистская Эстонская консервативная народная партия (EKRE, Eesti Konservatiivne Rahvaerakond) с 16,1% голосов, а замкнула тройку лидеров Центристская партия (PC, Eesti Keskerakond), за которую проголосовало 15,3% избирателей. Пятипроцентный порог впервые преодолела с неожиданно высокой поддержкой в 13,3% либеральная партия «Эстония 200» (Eesti 200), возникшая в 2018 г. В парламент также прошли социал-демократы (Sotsiaaldemokraatlik Erakond, SDE) и правоконсервативная партия «Отечество» (Isamaa). Нынешние выборы в Рийгикогу (парламент Эстонии) прошли с самой высокой с 1991 г. явкой в 63,7%[1].
Несмотря на заметное ухудшение экономической ситуации в стране, высокую инфляцию и нарастающий энергетический кризис, в предвыборной кампании большинства партий абсолютно преобладали вопросы национальной безопасности. Почти все политические движения высказывались за увеличение расходов на оборону до 3% ВВП и дальнейшее реформирование системы безопасности. В этом смысле победа реформистов закономерна, т.к. они с 2015 г. позиционируют себя как единственная политическая сила, способная гарантировать Эстонии сохранение суверенитета и территориальной целостности. После довольно значительного снижения электоральной поддержки на 10% в 2021 г. партия, благодаря жесткой риторике в отношении России, смогла отыграть эти потери буквально за несколько дней после начала военного конфликта в 2022 г. Консолидацию большей части эстонского общества вокруг программы реформистов в сфере обороны отражают и соцопросы, проведенные в 2022 г. Согласно этим данным, 81% респондентов выражали готовность защищать страну в случае нападения (это на 9% больше, чем в 2021 г.), более 50% поддерживало увеличение расходов на оборону, и 60% выражало уверенность в том, что Эстония сможет обороняться самостоятельно до задействования сил НАТО[2].
Партии же, выстроившие свою предвыборную программу вокруг социально-экономических вопросов – как национал-консервативная EKRE и социал-демократическая SDE – в итоге получили меньшую (на 5-10%) поддержку, чем предполагалось по результатам соцопросов. EKRE, не побоявшись обвинений в пророссийской позиции, озвучила в своих программных заявлениях опасения перед наплывом беженцев и связанными с этим экономическими и социальными проблемами, а также раскритиковала передачу Киеву большого количества оружия, что приводит, по мнению лидеров партии, к ослаблению обороноспособности самой Эстонии. Но на итоговый результат EKRE, скорее всего, повлияли не эти высказывания – ведь партия, известная своим евроскептицизмом и антимигрантской риторикой, на протяжении многих лет пользовалась серьезной поддержкой электората. Главным фактором относительного поражения EKRE стало самое громкое событие предвыборной кампании – опубликованная в издании Politico от 18 февраля 2023 г. статья, авторы которой обвинили основателя партии Марта Хельме (посол Эстонии в России в 1995-1999 гг.) в связях с российскими политическими и общественными деятелями и центрами влияния. Больше всего эмоций в эстонском обществе вызвала информация издания о поддержке Марта Хельме главой ЧВК «Вагнер» Е. Пригожиным в период выборов в Европарламент в 2019 году. И хотя эстонские службы не подтвердили ни подобных контактов, ни российского влияния на предвыборную повестку партии, публикация Politico стала едва ли не самым громким событием предвыборной кампании, равно как и основным инструментом «потопления» EKRE.
Главной проигравшей этих выборов стала все же прошедшая в парламент Центристская партия Ю. Ратаса, которая потеряла существенное число избирателей, причем в традиционно голосовавших за центристов «русских» регионах – в восточных районах Таллина и в провинции Ида-Вирумаа на северо-востоке Эстонии. Так же как и в Латвии, резкое снижение поддержки центристов – правда, не такое драматическое, как у латвийского «Согласия» на октябрьских выборах 2022 г. – связано с разочарованием в политике партии ее русскоязычного электората. Он ожидал от «Центра» хоть какого-нибудь противодействия т.н. «эстонизации» образования (ликвидации образования на русском языке) и сносу советских мемориалов.
Явка в преимущественно русскоязычной провинции Ида-Вирумаа составила менее 47%. Это означает, что русскоязычный электорат в большинстве совсем проигнорировал эти выборы, т.к. ни одна партия фактически не говорила о проблемах и соблюдении прав русскоязычных жителей страны, которые составляют в республике 27% населения. Тем не менее, можно говорить о росте поддержки русскоязычными избирателями Объединённой левой партии Эстонии (Eestimaa Ühendatud Vasakpartei), за которую (в коалиции с движением «Koos/Вместе») проголосовало 2,4% избирателей. Хотя левые не преодолели пятипроцентный барьер, их поддержка существенно возросла, а лидер партии А. Петерсон и независимый кандидат М. Стальнухин – политики с пророссийскими взглядами – набрали «шокировавшее» власти количество голосов в провинции[3].
Подобный результат, с одной стороны, мог бы послужить стимулом для поиска Таллином новой и эффективной политики по развитию и интеграции Ида-Вирумаа, с другой – он неизбежно вызовет настороженность и еще большую антипатию властей к региону из-за непредсказуемости результатов муниципальных выборов 2025 г.
Наиболее вероятным итогом коалиционных переговоров представляется объединение правящей партии реформ, «Эстонии 200» и социал-демократов, которое получило бы 60 мандатов в Рийгикогу. Эти две партии ближе всего к реформистам по приверженности либеральному подходу в решении социально-экономических проблем Эстонии, а также единодушны в вопросах внешней политики. Но проблемными для согласования будут вопросы внутренней политики – реформа системы налогообложения, решения в сфере энергетики, ценностная повестка и т.д. Дополнительным фактором для недовольства со стороны «Эстонии 200» и SDE может стать то, что благодаря значительному отрыву партия реформ, скорее всего, постарается закрепить за собой большую часть министерских портфелей, а не разделить их как ранее поровну между тремя партиями.
Возможен так же вариант коалиции реформистов, «Эстонии 200» и партии «Отечество», которая получила бы 59 мест в парламенте, а также существующий на сегодняшний день вариант объединения правящей партии с социал-демократами и «Отечеством» – 54 места. Совершенно исключен для правящей партии блок с EKRE, так же маловероятно сближение с партией Ю. Ратаса – именно распад реформистско-центристской коалиции привел летом 2022 г. к серьезному правительственному кризису.
Проблемной для любого состава коалиции во главе с реформистами неизбежно станет ситуация с EKRE, которая, заняв второе место в выборах, получит возможность претендовать на роль лидера оппозиции. Хотя в российских СМИ эту партию из-за ее евроскептицизма зачастую совершенно безосновательно называют чуть ли не «прокремлевской», EKRE всегда придерживалась жесткого конфронтационного курса в отношениях с Москвой. В активе партии – такие предложения как пересмотр границы с Россией, радикальное ограничение прав русскоязычного меньшинства Эстонии и т.д. Тем не менее, EKRE может бросить вызов правящей коалиции не только во внутриполитических вопросах, но и на украинском направлении внешней политики. Ведь, как показали результаты выборов, такие тезисы предвыборной кампании семьи Хельме как ограничение военной и иной помощи Киеву, получили заметную поддержку электората.
Несмотря на ожидаемые внутриполитические разногласия, курс Таллина во внешней политике и политике безопасности останется прежним. Учитывая, что партия реформ в предвыборной кампании сделала акцент на усилении обороноспособности страны и в конце февраля 2023 г. обновила Концепцию национальной безопасности, в ближайшее время последует повышение расходов на оборону до 3% ВВП, продолжение поставок вооружения Киеву и модернизация собственно эстонских вооруженных сил с опорой на США и НАТО. Значение американского фактора во внешней политике Эстонии будет возрастать, в связи с чем, можно ожидать еще более конфронтационного подхода Таллина к отношениям с КНР и лоббирования антикитайских санкций на уровне ЕС. Активной останется и региональная политика Эстонии, направленная на расширение сотрудничества в регионе Балтийского моря, прежде всего с Финляндией и Швецией в контексте их вступления в НАТО.
Нет комментариев