От Йоханнесбурга до Казани: об итоговой Декларации XVI саммита БРИКС 2024 г.

75

Текст в формате PDF

Фото с сайта brics-russia2024.ru
 

© Институт Африки РАН, 13.11.2024

24 октября в Казани завершился XVI саммит БРИКС, в котором приняли участие 35 делегаций и 22 мировых лидера. Саммит завершился принятием новой декларации «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» – традиционного официального документа БРИКС, по которому можно судить о степени взаимопонимания стран-участниц и векторе интеграции.  Документ состоит из 134 пунктов, положенных на 43 страницы, и являет собой самый масштабный по содержанию документ за всю историю саммитовой дипломатии БРИКС. 

Главные опасения в преддверии Казанского саммита были сфокусированы на том, насколько глубокой и сущностной будет новая декларация и сможет ли она вместить все повестки стран-участниц нового расширенного формата. Как известно, многостороннее согласование формулировок декларации является сложной дипломатической задачей, особенно с учетом увеличения числа стран-участниц и, следовательно, разнообразия взглядов. Добавление в документ вопросов, по которым возможны разночтения, требует высокой гибкости в поиске компромиссов. Как было указано в ряде экспертных заявлений, Казанская декларация саммита БРИКС стала демонстрацией глубинной интеграции и приверженности единому подходу в вопросах Глобального управления.

Повестка Казанской декларации разделена на четыре блока: укрепление многосторонности, глобальная и региональная безопасность, финансово-экономическое сотрудничество и гуманитарный обмен. Такая структура сохраняет преемственность с предыдущими обязательствами стран БРИКС, и многие формулировки остались практически неизменными по сравнению с Йоханнесбургской декларацией 2023 г. В целом текст декларации подтверждает, что расширение БРИКС не поколебало достигнутые на прошлых саммитах договорённости и общие устремления по широкому кругу вопросов. Как отмечал С. А. Рябков, заместитель министра иностранных дел РФ и шерпа России в БРИКС, любой документ объединения принимается консенсусом, что усложняет достижение соглашений, но, с другой стороны, обеспечивает учет национальных интересов каждого члена.

Ключевыми темами принятой под председательством России Казанской декларации стали сбалансированный многополярный миропорядок, совершенствование системы глобального управления, критика односторонних принудительных мер и усиленное внимание к вопросам безопасности и расширению экономического сотрудничества стран БРИКС, включая культурные связи. Эти темы ежегодно фигурируют в итоговых документах объединения, но специфика и формулировки варьируются в зависимости от национальных приоритетов председательствующей страны. Главной особенностью Казанской декларации стала преемственность повестки. Достигнутый консенсус по широкому кругу вопросов остался устойчивым даже после вступления новых членов, и такая координация взглядов позволяет переходить к разработке конкретных механизмов для их реализации. Другой особенностью документа стали точечные предложения по институционализации конкретных инициатив для расширения сотрудничества. Пока они касаются гуманитарных обменов, научно-технического сектора и финансово-экономического сотрудничества, где интересы стран-партнёров наименее конфликтны. В качестве таких платформ, предложенных в Декларации, выступают, например, Альянс народной танцевальной культуры БРИКС, Альянс киношкол, Гражданский совет, а в сфере науки – механизм сотрудничества в области цифрового образования, Рабочей группы БРИКС по исследованиям в области социальных и гуманитарных наук и принятие Положения о Рамочной программе БРИКС в области НТИ.

Кроме того, в декларации были выдвинуты новые идеи, касающиеся укрепления взаимодействия в сфере финансов: поддержка инициативы Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС в создании инфраструктуры для расчетов в национальных валютах, независимой трансграничной расчетно-депозитарной системы BRICS Clear, зерновой торговой площадки, а также трансформировании Нового банка развития в многосторонний банк развития для государств с формирующимся рынком. Данные предложения не только отвечают национальным интересам России, но также полностью отражают заинтересованность всех стран-участниц БРИКС. Например, эксперты высоко оценивают потенциал формирования зерновой биржи БРИКС, что в сопряжении с инициативами по обеспечению безопасных логистических маршрутов и расчетов в национальных валютах будет содействовать повышению уровня продовольственной безопасности участников формата, укреплению их позиций в международных экономических отношениях.

Наиболее широкое освещение в тексте Казанской декларации получила проблема эскалации насилия в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан, ответственность за конфликт была возложена на правительство Израиля. Очевидно, что фиксация данного пункта означала дипломатический успех в т. ч. и для африканских государств-членов БРИКС – в особенности ЮАР и Египта, выступавших с решительным осуждением действий израильской стороны.

Однако измерение безопасности вовсе не замкнулось на вопросах урегулирования международных и внутригосударственных конфликтов, как и на противодействии деятельности террористических и транснациональных преступных группировок, незаконнных вооруженных формирований и проч. В параграф 2 «Укрепление сотрудничества в интересах глобальной стабильности и безопасности» были также включены тезисы касательно проблем коррупции, цифрового разрыва, нестабильности глобальных цепочек поставок. Примечательно то, что вопросы цифровизации и обеспечения стабильности поставок нашли свое продолжение и в следующем (3) параграфе, посвященном «углублению финансово-экономическому сотрудничеству в интересах справедливого глобального развития», фигурируя наряду с другими нетрадиционными измерениями безопасности – продовольственная, энергетическая и т. д. Эти сферы, как, впрочем, и другие, заключают в себе как угрозы, вызовы и риски, так и возможности и точки роста, отсюда – логика сопряжения вопросов развития и безопасности, проходящая красной нитью в декларации саммита в Казани.

Неслучайно, что магистральным ориентиром сотрудничества в формате БРИКС провозглашается содействие реализации «права на развитие» (right to development). Хотя эта концепция получила правовое оформление в соответствующей Декларации ООН еще в 1986 г., в последние годы проблема реализации этого права становится все более частым предметом общественно-политических и экспертных дискуссий в странах «Глобального Юга» – не без участия африканских интеллектуалов. Сам концепт «право на развитие», если вспомнить, имеет африканскую природу: эта правовая норма была впервые зафиксирована в Африканской хартии прав человека и народов (от 1981 г.) в качестве неотъемлемого индивидуального и коллективного права. 

Африканская повестка 2024 года в Казанской декларации в значительной степени основана на вопросах, очерченных ранее, в частности, на последнем саммите БРИКС в ЮАР. К примеру, по сравнению с прошлогодней Йоханнесбургской декларацией остался неизменным тезис о принципе «африканским проблемам – африканские решения» как основе для регулирования конфликтов на Африканском континенте. Как и ранее, в Казанской декларации подтверждается поддержка мирных усилий африканских государств на континенте, в том числе усилий, предпринимаемых Африканским союзом (АС) и африканскими субрегиональными организациями в соответствии с принципами африканской ответственности. Новым пунктом в сфере безопасности Африки в 2024 г. стало признание странами БРИКС продвижения мирного процесса в Южном Судане, стабилизации ситуации в Центральноафриканской Республике (ЦАР), а также успехи правительства Мозамбика в противодействии террористической угрозе на севере страны. И этот включенный пункт интересен тем, что отражает и глобальные амбиции стран БРИКС: например, улучшение ситуации с безопасностью в ЦАР произошло не без поддержки правительства военными инструкторами из России, а в Мозамбике, и это отмечено в декларации, при поддержке Сообщества по развитию Юга Африки, лидером которого является Южно-Африканская Республика. Таким образом, условно можно зафиксировать переход стран клуба от категории бенефициаров решения африканских проблем к зафиксированному более активному практическому взаимодействию в сфере решения вопросов безопасности.

Как и в предыдущих итоговых документах саммитов БРИКС, Казанская декларация поддерживает стремление развивающихся стран, включая Африку, играть более активную роль в международных делах, в частности в ООН. Однако, любопытно, что в Казанской декларации, как и в Московской 2020 г., не был включен конкретный пункт о поддержке ЮАР, Индии и Бразилии занять постоянное место в Совете Безопасности ООН, вопреки итоговым документам БРИКС под председательством других стран. Исходя из этого, можно сделать вывод, что отсутствие у России конкретики по странам, которые следует включить в Совбез, демонстрирует осторожную позицию России по вопросу реформы органа.

Вместе с тем, по поводу более широкой представленности африканских стран в других международных институтах не видно противоречий: в Казанской декларации приветствуются решения о вступлении АС в «Группу двадцати» в качестве ее члена в 2023 г., а также о создании должности 25-го исполнительного директора в Исполнительном совете МВФ с целью «повысить роль и расширить представленность стран Африки к югу от Сахары» (ст. 11 декларации).

Расширение сотрудничества БРИКС с континентом также рассмотрено в ст. 7 Декларации, который призывает к более активному участию развивающихся стран в глобальных процессах и структурах принятия решений. Примечательно, что в конце пункта упоминается необходимость развития отношений с Африкой через диалоги и форумы, существующие между континентом и Россией, Китаем и Индией. Включение этой позиции, видимо, поддержано консенсусом между тремя державами, что демонстрирует отсутствие конкуренции в отношении Африки, не противоречит и дополняет стратегию укрепления сотрудничества в рамках БРИКС, а также способствует более тесному и прицельному развитию взаимодействия между отдельными странами БРИКС и африканскими государствами.

Новым пунктом по африканскому направлению стало сотрудничество в сфере алмазодобывающей отрасли. Как представляется, определение такого направления наращивания кооперации с Африкой принадлежит России, мировому лидеру по производству алмазов и находится в соответствии с национальными интересами страны. Авторство Москвы в инициативе подтверждается и заявлением президента В. Путина, который во время выступления на саммите сообщил о возможном создании отдельной платформы БРИКС по драгоценным металлам и алмазам. Такая инициатива, если будет качественно имплементирована, сможет интенсивным образом нарастить торговлю России с африканскими странами, поскольку не будет зарегулирована различными торговыми барьерами в обход Кимберлийского процесса.

Однако ряд аспектов взаимодействия с Африкой, обозначенных в Йоханнесбургской Декларации 2023 года, отсутствует в российской версии, включая поддержку Африканской континентальной зоны свободной торговли (АКЗСТ), которой в прошлогодней декларации отводилось весомое значение в поле сотрудничества с БРИКС. Так, АКЗСТ открывает перед континентом возможности для перехода от исторической роли экспортера сырья к повышению производительности с добавленной стоимостью. В нынешнем итоговом документе пропала поддержка Повестки дня АС на период до 2063 г. и усилий континента по интеграции. Вероятно, отсутствие этих пунктов связано с фокусом российского председательства на более широком кросс-региональном мандате, охватывающем ключевые направления в политике, экономике, безопасности и гуманитарной сфере. Подобный акцент можно объяснить и национальными особенностями ЮАР как страны-хозяйки саммита 2023 г., для которой африканская повестка является приоритетом. Кроме того, Казанская декларация продемонстрировала устремления стран БРИКС к дальнейшему расширению повестки многостороннего сотрудничества, что нашло отражение в важной оговорке (ст. 57 декларации: «обязуемся активизировать усилия в областях, представляющих взаимный интерес, включая (но не ограничиваясь)...»), как и в большом количестве составляющих документ статей.

Основным итогом саммита, подтвердившим амбиции БРИКС к постепенному и поэтапному расширению географических горизонтов сотрудничества, стало утверждение категории «государство-партнер». Данный статус получили 13 стран, среди которых – Алжир, Нигерия и Уганда. Африканское измерение деятельности БРИКС обретает таким образом более сбалансированную и устойчивую с географической точки зрения несущую конструкцию, учитывая в т. ч. весомую роль новых стран-партнеров в региональных процессах. Речь идет не только о безусловной экономической составляющей акторности этих стран, но и об их амбициях содействовать урегулированию африканских конфликтов. В данном отношении показательны, например, миротворческие инициативы Уганды в Восточной Африке или же Нигерии (локомотива интеграционной группы ЭКОВАС) – в Западной. Немаловажно и то, что Нигерия и Алжир являются поставщиками углеводородов (в т. ч. для китайской и индийской экономики). Это представляет дополнительные преимущества для объединения с точки зрения представленности на мировом энергетическом рынке и установления справедливых цен на энергоресурсы.

С получением Алжиром нового статуса в БРИКС теперь представлены все три страны Африканского континента (наряду с ЮАР и Египтом), с которыми у России декларировано стратегическое партнерство. Алжир – ключевой российский экономический партнер на континенте, однако его значение в контексте африканского вектора внешней политики России куда более масштабное. Так, посредством многосторонней платформы БРИКС возможно усилить координацию действий в зоне Сахеля – на традиционно приоритетном направлении алжирской дипломатии.

Видится, что такая географическая «разбросанность» африканских государств-членов и государств-партнеров БРИКС вполне согласуется с африканской стратегией России, отличающейся континентальным охватом (т. е. отсутствием привязки к конкретному региону Африки как к стратегически приоритетному).

 

Абрамова Е.А., м.н.с., Гришенькин М.С., м.н.с., Зеленова Д.А., с.н.с., к.п.н.
Центр изучения африканской стратегии БРИКС Института Африки РАН

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
05.12.2024

Фёдор Войтоловский награждён юбилейным знаком «20 лет Организации договора о коллективной безопасности» за активное участие в научно-аналитическом сотрудничестве.

подробнее...

05.12.2024

Станислав Жуков выступил с докладом «Решения и инициативы СОР29: возможности и риски для России» на научно-практической конференции «Национальная система мониторинга климатически активных веществ: итоги первого этапа ВИП ГЗ».

подробнее...

Вышли из печати