Остаться в игре: Макрон и Стармер ищут козыри для Европы

169
Фото: www.pbs.org

© Тимофеев П.П., Харитонова Е.М., 11.03.2025

Первые месяцы 2025 г. оказались насыщены международными новостями. С момента прихода к власти 20 января новая администрация президента США Д. Трампа задала высокий темп активности, в том числе, на европейском направлении и в отношении украинского конфликта. Уже 12 февраля состоялся телефонный разговор президентов России и США, 15 февраля вице-президент Соединенных Штатов Дж. Д. Вэнс заявил на Мюнхенской конференции по безопасности о смене приоритетов новой американской администрации, а 18 февраля в Эр-Рияде начались российско-американские переговоры. «Холодным душем» для европейцев стали сигналы о возможном исключении их стран из переговорного процесса по урегулированию украинского конфликта[1] и более благоприятная для России позиция США при обсуждении резолюций по украинскому сюжету в ООН 24 февраля 2025 г. В этих условиях правительства европейских государств оказались вынуждены работать в крайне напряженном режиме. Если в Германии политики сфокусировались на парламентских выборах 23 февраля и формировании новой коалиции, то лидеры Франции и Великобритании развили необычайную дипломатическую активность. Президент Э. Макрон и премьер-министр К. Стармер экстренно организовали в Париже и в Лондоне три международных форума, по очереди нанесли визиты в Белый дом, проведя переговоры с Д. Трампом, и выдали в публичное пространство множество заявлений по теме европейской безопасности. Логически в этом ряду должен был также стоять визит в США президента Украины В. Зеленского 28 февраля, но его медийный провал поставил успешность встреч европейских лидеров с Д. Трампом под сомнение.

 Почему Франция и Великобритания?

К отмеченной активности Э. Макрона и К. Стармера подталкивают как внешне-, так и внутриполитические факторы. В первую очередь, речь идет о двух традиционно влиятельных западноевропейских державах, имеющих ядерное оружие, постоянных членах Совета безопасности ООН, Группы семи и НАТО. Для французской дипломатии в принципе характерна роль генератора идей и координатора разного рода переговоров, форумов и контактных групп. Что касается Великобритании, то ей очередной этап кризиса европейской безопасности дает возможность проявить себя в качестве необходимого и значимого союзника для ЕС и восстановить свои позиции в Европе после Брекзита, при этом стремясь по-прежнему исполнять роль моста между ЕС и США. Стоит также отметить, что в январе 2025 г. было подписано соглашение о «столетнем партнерстве» Украины и Великобритании, предполагающее взаимодействие по целому ряду направлений – от обороны и безопасности до торговли, энергетики, науки, культуры и спорта[2]. В то же время США остаются ключевым партнером Великобритании в сфере обороны и безопасности. Сегодня в центре внимания французской и британской дипломатии находятся две взаимосвязанные проблемы: судьба украинского конфликта, от урегулирования которого они не желают оказаться в стороне и будущее европейской безопасности, в рамках которой они не могут себе позволить остаться без военных гарантий США. Это осложняет для обеих держав традиционную задачу поиска оптимального баланса между интересами на европейском и атлантическом направлениях.

Наконец, к активизации деятельности двух лидеров подталкивает внутриполитическая ситуация в каждой из стран. Во Франции Э. Макрон не имеет прочной поддержки в парламенте, что вылилось в 2024 г. в политический кризис при принятии госбюджета на текущий год. В январе 2025 г. по данным исследовательской службы IFOP, рейтинг президента составлял лишь 21%[3]. В Великобритании же лейбористы обладают большинством в палате общин по результатам всеобщих парламентских выборов 2024 г. В то же время, за них проголосовало примерно на полмиллиона меньше избирателей, чем на предыдущих, неудачных для партии, выборах 2019 г. Одобрение деятельности правительства К. Стармера находится на низких уровнях[4]. На этом фоне продолжение всесторонней поддержки Украины и укрепление военного потенциала европейских стран – одна из немногих тем, которая объединяет большинство парламентариев в обеих странах и в целом находит понимание в британском и французском обществах. В этом плане активизация Э. Макрона и К. Стармера в феврале-марте 2025 г. может также трактоваться как попытка набрать очки на общеевропейском и на внутриполитическом треках.

Из Парижа в Лондон

17 и 19 февраля в Париже, а затем 2 марта в Лондоне состоялись организованные Э. Макроном и К. Стармером международные встречи, посвященные проблемам европейской безопасности и поддержки Украины. В отличие от обычного размеренного хода событий, когда состав участников встреч и детали повестки дня прорабатываются заранее, эти сессии были проведены экстренно – причем не строго в рамках уже давно существующих международных объединений, а в формате ad hoc.

С одной стороны, их организаторы сделали упор на неформальном, рабочем характере совещаний. По словам главы МИД Франции Ж-Н. Барро, речь шла лишь о «консультациях с европейскими руководителями по ситуации на Украине и по вызовам для безопасности в Европе»[5]. В официальном заявлении К. Стармера говорилось о «саммите лидеров по ситуации на Украине»[6]. Одновременно с этим организаторы и участники подчеркивали исторический и чуть ли не судьбоносный характер этих встреч для будущего Европы и трансатлантического сообщества. Звучали заявления о «переломном этапе» (глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен) для безопасности Европы и об «исторической задаче», стоящей перед ее лидерами (К. Стармер). Саммит в Лондоне прошел под громким лозунгом «Обеспечивая наше будущее» (англ. Securing Our Future).

Примечательным оказался и страновой состав участников, менявшийся от совещания к совещанию. На первую встречу в Париже 17 февраля по словам Ж-Н. Барро были приглашены лидеры «основных европейских стран» (фр. principaux pays européens)[7]: Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов и Польши, а также первые лица Европейского Совета (А. Кошта), Европейской Комиссии (У. фон дер Ляйен) и НАТО (М. Рютте). Участниками второй встречи стали 20 лидеров, из которых на первой была одна Франция. Лично в Париж приехали только руководители Румынии и Люксембурга, остальные 17 участников подключались по видеосвязи. При этом, помимо глав государств и правительств ЕС[8], на совещании также присутствовали представители трех стран НАТО, не входящих в европейское объединение: Исландии, Норвегии и Канады. Наконец, на третью встречу в Лондон 2 марта прибыли представители 16 государств, а также лидеры НАТО, Еврокомиссии и Евросовета.  Восемь из них участвовали в первой встрече в Париже, еще шесть были участниками второго совещания (Канада, Норвегия, Румыния, Финляндия, Чехия, Швеция). К ним присоединился глава МИД Турции Х. Фидан. Особым гостем стал президент Украины В. Зеленский, прилетевший в столицу Соединенного Королевства сразу после нашумевшей встречи с Д. Трампом в Белом доме – при этом Великобритания пустила в ход весь имеющийся медийный и дипломатический арсенал для поддержки имиджа украинского президента, включая организацию встречи последнего с королем Карлом III.

Столь разношерстный и непостоянный состав участников трех совещаний вызвал осуждение в отношении организаторов. Отвечая партнерам на подобную критику, звучавшую при подготовке и по итогам первой встречи, Франция поспешила заверить их, что речь идет лишь о предварительных консультациях для согласования базовых позиций и пригласила большинство отсутствовавших лидеров на следующее совещание 19 февраля. Было также подчеркнуто, что на встрече 17 февраля Дания представляла Северную Европу и страны Балтии, а председатель Евросовета А. Кошта – всех остальных отсутствующих членов Евросоюза, информируя их о ходе беседы. К. Стармер по сообщениям прессы также извинился перед лидерами стран Балтии за отсутствие приглашений на встречу в Лондоне.

Тем не менее, можно заметить, что ни на одну из встреч не пригласили представителей четырех государств Евросоюза (Австрии, Венгрии, Мальты и Словакии), а также трех стран НАТО (Албании, Северной Македонии и Черногории). Очевидно, что отсутствие лидеров Венгрии и Словакии объяснялось их «пророссийской», по мнению организаторов, позицией и желанием продемонстрировать внешнему миру европейское единство. Следующими значимыми критериями, по-видимому, стали военный и экономический потенциалы приглашенных государств, позволяющие подчеркнуть готовность участников данного формата взять на себя обязательства и соответствующие расходы в сфере обороны и безопасности.

«Коалиция единомышленников»?

Таким образом, в чрезвычайной ситуации Франция и Великобритания пробуют выстроить новые контуры для объединения единомышленников по обе стороны Атлантики. Сделать это под флагом ЕС затруднительно после выхода Британии из объединения, а под флагом НАТО – вследствие радикальной смены риторики США, поставившей европейцев в тупик. Наконец, особая позиция в отношении украинского кризиса отдельных стран, состоящих и в ЕС, и в НАТО (Венгрия, Словакия) осложняет и без того непростой процесс принятия решений. Это подтвердил прошедший 6 марта чрезвычайный саммит ЕС в Брюсселе, на котором сторонам пришлось принимать два отдельных итоговых заявления: совместное заявление 27 стран по европейской безопасности и заявление 26 стран (без Венгрии) по продолжению поддержки Украины[9].

В этих условиях концептуализировать апробируемый французами и британцами формат довольно непросто, о чем говорят самые разные оценки наблюдателей: «мини-совет безопасности для европейцев»[10], «полу-НАТО, полу-ЕС»[11], «Европа-плюс»[12], а также использованное К. Стармером словосочетание «коалиция единомышленников»[13]. Последнее выражение могло бы носить максимально нейтральный характер, если не вспоминать, что оно уже употреблялось в связи с организацией военной интервенции США, Великобритании и их союзников в Ирак в 2003 году, когда Франция и Германия вместе с Россией раскритиковали эту операцию. При желании в этой формуле можно увидеть и напоминание Соединенным Штатам со стороны Великобритании о вкладе союзников в совместные военные операции. Время покажет, получит ли новый формат консультаций западных союзников без США какое-либо продолжение и специальное название.

«Особые» отношения с США?

Если для организации большинства евроатлантических союзников Э. Макрон и К. Стармер избрали многосторонний формат, то для сохранения союзнических отношений и диалога с Д. Трампом – двусторонний. Визиты в США президент Франции и премьер Великобритании нанесли 24 и 27 февраля, соответственно. Помимо обсуждения других тем, оба лидера намеревались убедить Д. Трампа сохранить военную поддержку Украины со стороны США и получить его согласие на участие европейцев в многостороннем постконфликтном урегулировании. Хотя обе встречи прошли тепло, а их участники не жалели комплиментов в адрес друг друга, вспоминая о союзнических отношениях, Э. Макрон и К. Стармер, судя по всему, не вполне добились в Белом доме желаемого. Д. Трамп, заявив о стремлении организовать с Киевом «сделку» по редкоземельным металлам и получение материальной компенсации за оказываемую военную помощь, отказался давать и Украине, и Евросоюзу гарантии безопасности. Предложенная К. Стармером идея о страховке со стороны американцев, которую он назвал «бэкстоп» (англ. backstop) – ранее этот термин часто использовался в контексте Брекзита[14] – не нашла явной поддержки с американской стороны.

Лидеры Франции и Великобритании неустанно подчеркивают, что речь не идет о каком-либо расколе евроатлантических союзников, и тем более о формировании антиамериканских коалиций. Так, на совместной с Д. Трампом пресс-конференции Э. Макрон заявил: «Давайте убедимся, что у нас есть необходимые гарантии в краткосрочной перспективе, мы готовы к сотрудничеству», добавив при этом «Нам нужна американская поддержка, поскольку она является частью аспекта гарантий безопасности, а также частью сдерживания»[15]. Со своей стороны, К. Стармер во время визита в США, а затем выступая перед палатой общин 3 марта 2025 г., сделал акцент на неразрывности партнерства Соединенного Королевства и США. От отметил, что оборона, безопасность и разведывательные службы государств «полностью переплетены» и нет двух других настолько же тесно связанных стан. По его словам, было бы огромной ошибкой считать, что ослабление такой связи позволит двигаться вперед в области безопасности и обороны в Европе[16].

Логично предположить, что европейские лидеры ведут сложную борьбу, пытаясь решить две задачи. Задача-максимум – по возможности вырвать из администрации США гарантии безопасности для ЕС и Украины, задача-минимум – создать в случае отстранения США новый страховочный механизм для повышения уровня безопасности ЕС, сохранения военной поддержки Украины и участия европейцев в урегулировании украинского конфликта. При этом они стремятся продемонстрировать американским партнерам готовность взять на себя «тяжелую работу» (англ. heavy lifting)[17] и значительно повысить расходы на оборону, в соответствии с требованиями нового президента США.  Наиболее четко сформулированным предложением в этом плане пока является англо-французская инициатива о вводе на Украину контингента «сил сдерживания» численностью до 30 тыс. чел. с авиационным и морским компонентом[18] для поддержания будущего мира. Прозвучало также предложение Франции о «перемирии» на один месяц, которое, однако, не поддержала Великобритания[19]. На встрече с президентом США Э. Макрон дал понять, что европейцы готовы направлять «силы сдерживания» на Украину[20], но Д. Трамп, хоть и не высказался против, исключил участие в этом контингенте американцев[21]. Впрочем, как показало парижское совещание 17 февраля, большинство крупных европейских стран, за исключением Великобритании и Нидерландов, выразили сомнение в возможности ввода этих войск в обозримом будущем[22].

Промежуточные выводы

Говорить о каких-либо итогах указанных многосторонних консультаций и визитов пока, судя по всему, рано. Ни официальных коммюнике по итогам парижских и лондонской встреч, ни каких-либо соглашений пока не подписано. Пока что из конкретики можно выделить лишь три группы решений.

Первая – выделение Великобританией Украине займа на оборонные нужды в размере в 2,26 млрд ф. ст. (около 2,7 млрд евро), обеспеченного замороженными российскими активами, в дополнение к уже согласованной ранее поддержке в объеме 3 млрд ф. ст. (около 3,55 млрд евро) ежегодно. Также 1,6 млрд фунтов (1,94 млрд евро) предполагается направить на производство ракет ПВО для Украины в Белфасте через механизм UK Export Finance[23]. 25 февраля Великобритания также объявила о наращивании оборонного бюджета до 2,5% ВВП с 2027 г.[24]

Вторая – принятие на саммите ЕС 6 марта плана У. фон дер Ляйен по перевооружению ЕС, предполагающего выделение на этот процесс странами-членами Евросоюза 800 млрд евро, в т. ч. 150 млрд в виде займов[25]. Это предполагает наращивание военных расходов странами ЕС. В частности, для Франции, достигшей 2% ВВП в 2024 г., речь идет о новом ориентире в 3–3,5% ВВП.

Третья – принятое ЕС обязательство продолжать оказывать военную помощь Украине: в 2025 г. – 30,6 млрд евро, в т. ч. выплатами из Инструмента поддержки Украины (англ. Ukraine facility) – 12,5 млрд и 18,1 млрд в рамках инициативы Группы семи, оплаченной процентами из замороженных российских активов[26].

Тем не менее, все эти озвученные цифры не помогают ответить на вопрос: где европейцы собираются брать финансовые средства для осуществления этих планов? Очевидно, что в ближайшее время этот вопрос будет в центре внимания при обсуждении дальнейших действий европейских политиков.

И Э. Макрон, и К. Стармер пытаются взять на себя роль лидеров в сфере европейской безопасности и не отдать инициативу в отношении украинского кризиса полностью американской (а тем более, российской) стороне. Можно одновременно наблюдать активный поиск ими новых форматов и конфигураций взаимодействия с партнерами и демонстрацию приверженности трансатлантическому единству. В навязанном ими Д. Трампом интенсивном режиме Лондон и Париж вбрасывают в публичное пространство формулировки и идеи с не всегда четко определенным содержанием, а некоторые готовые формулы используются повторно в новых контекстах. В то же время Э. Макрон и К. Стармер стремятся использовать все имеющиеся у них дипломатические возможности для того, чтобы направить процесс обсуждений европейской безопасности и урегулирования украинского кризиса в требуемое, в рамках реализуемой обеими странами политики, русло.

Поддержка со стороны парламентариев обеих стран (в случае Британии – практически единогласная) и других европейских и некоторых мировых лидеров частично облегчает К. Стармеру и Э. Макрону эту задачу и позволяет продемонстрировать консолидацию значительной части западного общества. Однако быстрый и непредсказуемый темп развития событий, громкие заявления и идущая вразрез с европейской позиция американской администрации, а также отсутствие полного единства в ЕС и в НАТО, напротив, значительно затрудняют достижение конкретных результатов и договоренностей. В этом смысле ситуация немного напоминает знаменитую фразу героини сказки Л. Кэрролла о том, что «приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте», а чтобы куда-то попасть, «нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее».

Примечания:
[1] См., напр.: Roth A. No lasting peace in Ukraine without European role in talks, leaders say after Trump-Putin call // The Guardian, 13.02.2025. URL: https://www.theguardian.com/world/2025/feb/13/donald-trump-vladimir-putin-ukraine-russia-war-meeting-european-leaders
[3] IFOP. Les indices de popularité – Janvier 2025. 27.01.2025. URL: https://www.ifop.com/publication/les-indices-de-popularite-janvier-2025/
[5] Monrozier A.J. Une réunion des principaux pays européens ce lundi à Paris sur "la sécurité européenne" et l'Ukraine // France Bleu, 16.02.2025. URL:  https://www.francebleu.fr/infos/politique/une-reunion-des-principaux-pays-europeens-ce-lundi-a-paris-sur-la-securite-europeenne-et-l-ukraine-6786753
[6] Chair’s Statement: Leaders Meeting on Ukraine // UK Government, 02.03.2025. URL: https://www.gov.uk/government/news/chairs-statement-leaders-meeting-on-ukraine-london-2-march-2025
[7] Russie-Ukraine: Une réunion des "principaux pays européens" aura lieu lundi à Paris // BFM TV, 16.02.2026. URL: https://www.bfmtv.com/international/europe/securite-europeenne-une-reunion-des-principaux-pays-europeens-aura-lieu-lundi-a-paris_AN-202502160231.html
[8] «Вживую» во встрече участвовали руководители 3 стран: Франции, Румынии (и.о. президента Илие Болоян) и Люксембурга (премьер Люк Фриден). По видеосвязи в совещании принимали участие лидеры 17 стран: Бельгии, Болгарии, Греции, Ирландии, Исландии, Канады, Республики Кипр, Латвии, Литвы, Норвегии, Португалии, Словении, Финляндии, Хорватии, Чехии, Швеции, Эстонии.
[9] Special meeting of the European Council (6 March 2025) – Conclusions. URL:  https://www.consilium.europa.eu/media/tzkadtec/20250306-european-council-conclusions-en.pdf;  Special meeting of the European Council (6 March 2025) – Ukraine. URL:  https://www.consilium.europa.eu/media/0mpg5ctf/20250306-ukraine-euco10-25-en.pdf.
[10] Berretta E. Que faut-il attendre du mini-conseil de sécurité européen réuni par Macron? // Le Point, 16.02.2025. URL: https://www.lepoint.fr/monde/face-a-poutine-et-trump-macron-reunit-son-mini-conseil-de-securite-europeen-16-02-2025-2582556_24.php
[11] Bourbon T. Starmer et Macron à la tête d’un nouveau plan de paix en Ukraine // Tribune de Geneve, 02.03.2025. URL: https://www.tdg.ch/ukraine-starmer-et-macron-ont-un-nouveau-plan-de-paix-471437381220
[12] Строкань С. Украине предложили полумирие // Коммерсант. 03.03.2025. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7550955
[13] Rogers A. UK to defend Ukraine peace deal with 'coalition of willing', Starmer says// Sky News, 03.03.2025. URL: https://news.sky.com/story/uk-to-defend-ukraine-peace-deal-with-coalition-of-willing-starmer-says-13320159
[14] См.: Что такое ирландский «бэкстоп» – последний камень преткновения на пути к Brexit // ТАСС, 28.12.2024. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5932085
[15] Déplacement du Président de la République à Washington. URL: https://ue.delegfrance.org/deplacement-du-president-de-la-6816
[16] House of Commons. Parliamentary Debates (Hansard). 03.03.2025. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2025-03-03. P. 23.
[17] Ibid, P. 26.
[18] Le Royaume-Uni et la France travaillent à la création d’une force militaire pour protéger l’Ukraine. // Ouest-France, 20.02.2025. URL: https://www.ouest-france.fr/europe/ukraine/le-royaume-uni-et-la-france-travaillent-a-la-creation-dune-force-militaire-pour-proteger-lukraine-dc0dcae8-efa4-11ef-ab5f-86b228b95af6
[19] Parker G., Hall B. UK distances itself from Emmanuel Macron’s Ukraine ceasefire proposal // Financial Times, 03.03.2025. URL: https://www.ft.com/content/0176c657-ce1a-4e48-94e2-c40a737a94cd
[20] «Les Européens prêts à aller jusqu’à l’envoi de troupes» en Ukraine pour vérifier que «la paix est bien respectée», dit Macron à Trump. Le NouvelOBS, 24.02.2025. URL: https://www.nouvelobs.com/monde/20250224.OBS100739/les-europeens-prets-a-aller-jusqu-a-l-envoi-de-troupes-en-ukraine-pour-verifier-que-la-paix-est-bien-respectee-dit-macron-a-trump.html
[21] Troisième anniversaire de la guerre en Ukraine: vers un bras de fer pour la paix entre Emmanuel Macron et Donald Trump. France Bleu, 10.03.2025. URL: https://www.francebleu.fr/infos/international/3e-anniversaire-de-la-guerre-en-ukraine-vers-un-bras-de-fer-pour-la-paix-entre-emmanuel-macron-et-donald-trump-5749995
[22] Vernet H. « Pas de paix de diktat à l’Ukraine » : à l’Élysée, les dirigeants européens tentent d’afficher un front uni. Le Parisien, 17.02.2025. URL: https://www.leparisien.fr/international/pas-de-paix-de-diktat-a-lukraine-a-lelysee-les-leadeurs-europeens-tentent-dafficher-un-front-uni-17-02-2025-WSDNFV7BKZFTLHEQEGKJIJYWOU.php
[23] House of Commons. Parliamentary Debates (Hansard). 03.03.2025. URL: https://hansard.parliament.uk/commons/2025-03-03. P. 25-26.
[24] Prime Minister sets out biggest sustained increase in defence spending since the Cold War, protecting British people in new era for national security// UK Government, 25.02.2025. URL:  https://www.gov.uk/government/news/prime-minister-sets-out-biggest-sustained-increase-in-defence-spending-since-the-cold-war-protecting-british-people-in-new-era-for-national-security
[25] Guerre en Ukraine: feu vert des Vingt-Sept pour "réarmer l’Europe", suite au sommet organisé à Bruxelles // BFMTV, 06.03.2025. URL: https://www.bfmtv.com/international/europe/ukraine/direct-guerre-en-ukraine-zelensky-attendu-au-sommet-de-l-ue-a-bruxelles-apres-l-allocution-de-macron_LN-202503060058.html
[26] Special meeting of the European Council (6 March 2025) – Ukraine. URL:  https://www.consilium.europa.eu/media/0mpg5ctf/20250306-ukraine-euco10-25-en.pdf.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
15.03.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «МЭ и МО» (№ 3, 2025). Он открывается статьей, посвященной опыту систематического изучения дискурса вмешательства на площадке ООН. Внимание читателей привлекут материалы, затрагивающие проблемы развития на постсоветском пространстве, в том числе в Центрально-Азиатском регионе, а также анализирующие формирование идеи патриотизма в повестке Союзного государства Белоруссии и России.

подробнее...

13.03.2025

Наталия Ромашкина выступила с докладом «Злонамеренное использование искусственного интеллекта и вызовы ядерной стабильности в странах БРИКС: военно-политические и информационно-психологические аспекты» на круглом столе «Злонамеренное использование искусственного интеллекта и вызовы информационно-психологической безопасности БРИКС».

подробнее...

Вышли из печати