К итогам выборов в ландтаг Баварии

390

used image: Session of the Bavarian State Parliament by Rolf Poss // www.bayern.landtag.de

© Васильев В.И., 09.10.2023

По предварительным данным, на выборах в земельный парламент Баварии 8 октября 2023 г. Христианско-социальный союз (ХСС) сумел набрать 37% голосов. Его коалиционный союзник – объединение «Свободные избиратели» (СИ) – с результатом 15,8% заметно улучшил свои позиции. Суммарный электоральный итог указывает на большую вероятность переизбрания правительства с участием ХСС и СИ во главе с действующим премьером, председателем христианских социалистов М. Зедером. Избранный на пост руководителя правительства в 2018 г. политик со своим богатым опытом и актерским талантом проявляет гибкость, адаптирует мировоззрение к новым реалиям. Зедер не пойдет на союз с «Зелеными», которые с результатом 14,4% смогли утвердиться как четвертая политическая сила Баварии. Преемственность политики остается индикатором настроений жителей этой федеральной земли, 52% которых отдают предпочтение коалиции из ХСС и СИ во главе с Зедером. Подтвердились тенденции дальнейшего падения авторитета СДПГ (8,4%), СвДП (3%). Как подчеркивают Зедер и его команда, им удалось сохранить стандарты «Bavarian way of life» в европейском контексте. Проявилось недовольство политикой «светофорной» коалиции во главе с канцлером Шольцем, связанной с ростом инфляции, стоимости жизни, разрушением комфортной среды и пр. Избиратели осознают опасность деиндустриализации, дальнейшей десуверенизации ФРГ. 

В то же время следует отметить, что ХСС, СИ, а также входящие в федеральную коалицию СДПГ, «Зеленые» и СвДП не смогли снизить популярность АдГ. Напротив, результат АдГ – 14,6% – закрепил общегерманский тренд роста влияния правых популистов. «Альтернатива» последовательно наращивает свой потенциал за счет ошибок правящей коалиции, включения ранее пассивных граждан в свое политическое пространство, перехода многих активистов почти всех традиционных партий на правый фланг.

Итоги выборов в Баварии позволяют сделать несколько выводов.

1. Регион с мощным промышленным потенциалом, значительными финансовыми ресурсами, в целом с устойчивой системой обеспечения социального благополучия избирателей является залогом стабильности всей Германии. Поэтому результаты в Баварии значимы не только в региональном масштабе. ХДС всегда с участием христианских социалистов формирует и реализует федеральную политику Берлина, определяет его европейский и мировой векторы. Без ХСС христианские демократы не способны мотивировать новых сторонников на предстоящих выборах в Европарламент в 2024 г., в бундестаг в 2025 г.

2. Судя по всему, даже самый худший результат ХСС с 1950 г. не может изменить намерения Зедера относительно выдвижения своей кандидатуры на пост канцлера. Баварец, бесспорно, относится к харизматичным личностям первого эшелона консервативного блока ХДС/ХСС, обладающий мощной политической волей. Он демонстрирует, что и лидер христианских социалистов способен управлять Германией, модернизировать страну и общество. Политик учитывает возможности председателя ХДС Ф. Мерца, других кандидатов этой партии на пост премьера по итогам общегерманских выборов 2025 г. Публично и Зедер, и Мерц заявляют о готовности формировать консолидированные позиции для достижения общей победы. Несмотря на внешнюю гармонию личных взаимоотношений политиков, их конкуренция очевидна. Тот факт, что председатель ХДС своими уничижительными высказываниями о мигрантах, обещаниях значительно снизить влияние АдГ не улучшил имидж серьезного, уверенного в себе политика, вызвал дополнительные споры об альтернативных претендентах. Хотя Мерц сумел внушить партбазису надежду на возможное возвращение к ХДС/ХСС поста канцлера, в электоральных массах ФРГ он не воспринимается как потенциальный «лидер всех немцев». Неуверенность Мерца в собственных силах лишает его государственной зоркости, мудрости, способности предвидения. В «зеленом лагере», с которым ХДС/ХСС могли бы численно в перспективе создать правящую конфигурацию, не доверяют политику. Он слишком много «наломал дров» в чувствительных для экологистов сферах – миграции, климата, семейных традиций и т.д. Мерц может отпугнуть молодое поколение избирателей, часть женского электората с их взглядами на различные аспекты гендерных проблем, возобновляемые источники энергии, ведение бизнеса и т.д. Тем временем внутри ХДС набирают популярность руководители федеральных земель, которые в коалиционных связках с «Зелеными» оттачивают стиль управления с экологистами, принуждая их отказываться от утопий, идти на компромиссы с консерваторами. Если Мерц пытается искоренить политическое наследие бывшего канцлера А. Меркель, то её сторонники, в частности премьеры Северного Рейна-Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейна – Х. Вюст и Д. Гюнтер соответственно – пытаются использовать прежний опыт, учитывать актуальный расклад сил. Они выгодно отличаются от Мерца и возрастом, и алгоритмом общения с однопартийцами, и стилем конкурентной борьбы с оппонентами.

3. Результат АдГ в Баварии 14,6%, её общегерманский рейтинг 20–21%, перспективы трансформации в народную партию в новых федеральных землях (НФЗ) подрывают необдуманные обещания Мерца воздвигнуть глухую «противопожарную» стену между консерваторами и правыми популистами. «Брандмауэр» особенно в НФЗ подвергается эрозии. Управленческие структуры муниципального уровня не возражают против участия АдГ в проектах общегражданской направленности. Неслучайно ряд экспертов поднимают вопрос о признании АдГ «нормальной партией», которая, отказавшись от лозунгов выхода из ЕС, НАТО, националистической риторики, могла бы начать дрейф в сторону политического центра. Оппоненты таких воззрений напоминают о слишком большом внимании АдГ к курсу Москвы, призывают запретить партию как антидемократическую, крайне правую, экстремистскую. Перспективы её возможного превращения во вторую или третью политическую силу ФРГ побуждают аналитиков выстраивать сценарии о правительственных альянсах как без участия АдГ, так и с её вовлечением в управление землями и страной.

4. Скоротечность не всегда созидательных трансформационных процессов правительства канцлера О. Шольца, явная утрата Германией своего суверенитета со всеми вытекающими отсюда последствиями, инициативный, без давления США, враждебный курс Берлина в отношении РФ осложняют и без того непростую ситуацию для правящих и оппозиционных сил, рядовых немцев. В правительстве, других центрах принятия решений не находят эффективных мер по выходу из концептуального тупика, созданного преимущественно правящей коалицией ФРГ. Выборы в Баварии стали очередным тревожным сигналом в адрес федеральных и региональных властей о необходимости проведения фундаментальной перестройки на ключевых направлениях политики, экономики, миграции, климата, образования, науки, культуры, внутренней безопасности, энергобезопасности страны. Очевидно, что созрели условия для переформатирования всей системы управления. Правда, в обществе сомневаются в способности правящих элит ФРГ провести кардинальные изменения, которые отвечали бы национальным интересам Германии, ожиданиям со стороны собственных граждан.

5. Сегодня Россия стоит перед трудной задачей сохранения установившихся многоплановых связей с политиками, бизнесменами, учеными, активистами гражданского общества федерального и регионального уровня ФРГ, где Бавария всегда занимала видное место. Необходимо проявлять выдержку и дальновидность для поиска партнеров, заинтересованных в объективном анализе прошлого и изучении текущей политической ситуации двух федеративных государств.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
18.09.2024

Проходит очередное заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. На повестке дня – вручение сотрудникам Института ведомственных наград Министерства науки и высшего образования РФ и наград Российской академии наук.

подробнее...

16.09.2024

Наталия Ромашкина выступила с докладом «Новейшие продукты ИКТ: сотрудничество в рамках БРИКС» на XVIII Международном форуме «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности».

подробнее...

Вышли из печати