Общеевропейские средства: Польша получила первый транш

250


used image: Leprechaun Vectors by Vecteezy, Poland and EU Flags (Internet)

© Кулинич А.Д., 23.04.2024

5 апреля 2024 г. министр экономики Республики Польша Катажина Пелчиньска-Наленч заявила о том, что в скором времени страна получит средства в рамках инициативы восстановления и устойчивости Европейского союза. Это заявление ознаменовало новый виток в отношениях Варшавы и Брюсселя[i]. Напомним, что после принятия Многолетнего финансового плана на 2021–2027 гг. и создания Инструмента восстановления и устойчивости европейской экономики (EU RRFRecovery and Resilience Facility) политический конфликт между Европейской комиссией и польской правящей партией «Право и справедливость» по поводу судебной реформы перешел в экономическую плоскость. В положениях о создании новых фондов ЕС было прописано, что для получения денег на восстановление экономики каждая страна – участница Евросоюза обязана направить в Брюссель план расходов. Кроме того, для получения общеевропейских средств государствам необходимо выполнять нормы права ЕС. Несоответствие с последним закона о судебной реформе послужило причиной многолетнего спора между Варшавой и Еврокомиссией, который завершился только в конце 2023 г. с приходом к власти в Польше коалиционного правительства Дональда Туска. После приведения к присяге новоизбранный премьер-министр пообещал решить вопрос европейских средств.

В рамках реализации инициативы по восстановлению и устойчивости ЕС страны-члены представляют национальные планы по экономическим реформам и инвестиционным инициативам, которые должны быть реализованы до 2026 г. при поддержке данного инструмента. Еврокомиссия проводит оценку национальных планов по нескольким параметрам, среди которых можно выделить следующие:

  • минимум 37% всех расходов в рамках национального плана должны быть направлены на меры, способствующие достижению климатических целей ЕС;
  • минимум 20% всех расходов должны тратиться на цели, относящиеся к «цифровому переходу»;
  • национальный план должен решать проблемы страны, выявленные в ходе процедуры Европейского семестра, а также соответствовать шести основным положениям Инструмента восстановления и устойчивости[ii].

Согласно польскому плану восстановления экономики, 46% мер затрагивают энергетику и климатические цели, 21% – относятся к «цифровому переходу», В целом документ подразумевает проведение 55 реформ и 56 инвестиционных инициатив[iii].

Решение об одобрении национального плана принимает Совет министров ЕС, а Европейская комиссия занимается анализом заявок на выплаты стран-членов. После согласования со стороны Совета, Еврокомиссия выплачивает до 13% всех средств, выделяемых стране, для помощи на начальном этапе реализации реформ. Инструмент восстановления и устойчивости Евросоюза используется для финансирования инвестиционных проектов в странах-членах в период с февраля 2020 г. по декабрь 2026 г. Важно, что финансирование по линии EU RRF связано с тем, насколько успешно государства реализуют реформы, указанные в национальном плане. Для получения средств из Брюсселя странам не обязательно реализовывать все обозначенные инициативы сразу, достаточно выполнять заранее оговоренные с Еврокомиссией шаги по достижению плана.

Также стоит отметить, что государство-член может запросить финансирование после достижения промежуточных целей до двух раз в год. В течение двух месяцев после получения запроса Еврокомиссия оценивает заявку и принимает решение о выделении средств[iv].

Объем финансовых ресурсов в рамках инициативы восстановления и устойчивости составляет 648 млрд евро, из которых 357 млрд предполагается выделить на безвозмездной основе, а 291 млрд – в форме льготных кредитов. Планируется, что Варшава должна получить 59 млрд евро (25 млрд в виде грантов, 34 – в форме льготных кредитов)[v]. В ценах 2021 г. это составляет 10% польского ВВП. Из-за продолжительного конфликта предыдущего польского правительства и Еврокомиссии по поводу судебной реформы выплаты Варшаве по линии EU RRF были приостановлены. Ситуация изменилась в декабре 2023 г. только после того, как премьер-министр Польши Д. Туск представил пакет реформ, который затрагивал в том числе судебную систему страны. Тогда же Еврокомиссия одобрила перевод Польше 5 млрд евро из фонда REPower EU, который является частью Инструмента восстановления и устойчивости и предназначен для финансирования реформ, направленных на переход к «зеленой энергетике»[vi]. Наконец, 15 апреля 2024 г. Варшава получила 6,3 млрд евро по линии инициативы восстановления и устойчивости – крупнейший единоразовый платеж из фондов ЕС за двадцать лет членства Польши в интеграционном объединении[vii]. Это произошло после того, как новое правительство Польши обязалось выполнять решения Суда ЕС и уважать верховенство законодательства Евросоюза[viii]. Полученные средства планируется потратить на государственную программу по замене источников электроэнергии в домохозяйствах, проведение высокоскоростного интернета в труднодоступных районах и инвестиции в транспортную инфраструктуру[ix].

На первый взгляд, положительная динамика в отношениях Варшавы и Брюсселя в последние полгода демонстрирует, что проблема получения общеевропейских средств для Польши кажется решенной. Тем не менее, реализация Инструмента восстановления и устойчивости на данный момент продвигается с трудом: за два с половиной года до конца действия программы странам-членам выделено менее половины безвозмездных средств и около трети льготных кредитов[x]. Полная реализация запланированных реформ и всех инвестиционных проектов требует времени, поэтому далеко не все меры, указанные в национальном плане восстановления Польши, могут быть воплощены в жизнь до декабря 2026 г. По оценкам польской консалтинговой компании CRIDO, наименее вероятна реализация реформ в области здравоохранения, вложения в которые оцениваются в 4,5 млрд евро[xi].

Подобная ситуация не является для стран Европейского союза чем-то кардинально новым. В частности, данные по расходам из бюджета ЕС на меры в рамках политики сплочения показывают, что полное выполнение всех обязательств в последних Многолетних финансовых планах (МФП) не происходило в заранее установленные сроки[xii]. Так, выплаты из социальных фондов по МФП 2007–2013 гг. закончились только спустя десять лет после начала программы, а на конец МФП 2014–2020 гг. из запланированных была освоена только половина средств из бюджета ЕС. Следовательно, на момент начала действующего многолетнего финансового плана странам Евросоюза приходилось заниматься проектами по МФП 2014–2020 гг., разрабатывать проекты под новый многолетний бюджет ЕС, а также составлять национальные планы в соответствии с инициативой восстановления и устойчивости. Например, Польша продолжала получать средства по линии политики сплочения из бюджета ЕС в 2021–2023 гг., поскольку Брюссель заблокировал выплаты только из фондов нового многолетнего финансового плана. Более того, с 2021 по 2023 г. Варшава потратила приблизительно 45% всех средств по МФП 2014–2020 гг.[xiii].

Таким образом, длившийся последние два года конфликт с Еврокомиссией сказался на возможности Польши провести более успешное восстановление и развитие экономики. Кроме средств в рамках Инструмента восстановления и устойчивости, был также заблокирован доступ к фондам МФП 2021–2027 гг., хотя Варшава является его крупнейшим бенефициаром – ей предназначается 76,5 млрд евро. На данный момент правительство Д. Туска планирует отправить еще две заявки на получение средств Евросоюза до конца 2024 г., однако последние сообщения[xiv] о многократных нарушениях при освоении финансирования из общеевропейского бюджета в 2018–2020 гг. могут привести к дополнительным осложнениям в отношениях между Брюсселем и Варшавой.

Примечания:

[i] KE zaakceptowała pierwszy wniosek Polski o płatność z KPO. „Czekamy na przelew” / Rzeczpospolita. 05.04.2024. URL: https://www.rp.pl/fundusze-europejskie/art40119501-ke-zaakceptowala-pierwszy-wniosek-polski-o-platnosc-z-kpo-czekamy-na-przelew
[ii] European Commission. Recovery and Resilience Scoreboard. URL: https://ec.europa.eu/economy_finance/recovery-and-resilience-scoreboard/index.html?lang=en
[iii] European Commission. Poland's Recovery and Resilience Plan. URL: https://commission.europa.eu/business-economy-euro/economic-recovery/recovery-and-resilience-facility/country-pages/polands-recovery-and-resilience-plan_en
[iv] European Commission. Recovery and Resilience Scoreboard. URL: https://ec.europa.eu/economy_finance/recovery-and-resilience-scoreboard/index.html?lang=en
[v] Ibid.
[vi] European Commission. Commission disburses REPowerEU pre-financing payments to Hungary, Lithuania and Poland under the Recovery and Resilience Facility. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/mex_24_21
[vii] European Commission. Commission disburses the first payment of €6.3 billion to Poland under the Recovery and Resilience Facility. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/mex_24_2046
[viii] Krzysztoszek A. EU recovery money reaches Poland as Tusk delivers on key promise. Euractiv. 16.04.2024. URL: https://www.euractiv.com/section/politics/news/eu-recovery-money-reaches-poland-as-tusk-delivers-on-key-promise/
[ix] Там же.
[x] European Commission. Recovery and Resilience Scoreboard: Disbursements. URL: https://ec.europa.eu/economy_finance/recovery-and-resilience-scoreboard/disbursements.html?lang=en
[xi] Poland pressed to change recovery plan as EU funding at stake. Euractiv. 27.02.2024. URL: https://www.euractiv.com/section/politics/news/poland-pressed-to-change-recovery-plan-as-eu-funding-at-stake/
[xii] Darvas Z. Will European Union countries be able to absorb and spend well the bloc’s recovery funding? Bruegel Blog. 24.09.2020. URL: https://www.bruegel.org/blog-post/will-european-union-countries-be-able-absorb-and-spend-well-blocs-recovery-funding
[xiii] European Commission. Cohesion Open Data Platform. Poland. URL: https://cohesiondata.ec.europa.eu/countries/PL/14-20
[xiv] Ministerstwo Funduszy i Polityki Regionalnej. Oświadczenie MFiPR. 19.04.2024. URL: https://www.gov.pl/web/fundusze-regiony/oswiadczenie-mfipr


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
17.05.2024

Наталия Ромашкина выступила на вебинаре «Цифровые инновации для устойчивого развития», посвященном Всемирному дню электросвязи и информационного общества ООН.

подробнее...

16.05.2024

Очередной (№ 5, 2024) выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» посвящен преимущественно анализу политических процессов в различных регионах мира и политике ведущих держав. Номер открывается статьей О. Давыдова о перспективах выхода из корейского ядерного тупика.

подробнее...

Вышли из печати