Образование в интересах устойчивого развития (ОУР): мировые тенденции

4237

used image: Students in auditorium // Internet

© Хохлова М.Г., 01.07.2015

Международная конференция по ОУР под эгидой ЮНЕСКО, проходившая 8-11 июня 2015 года в России, в г. Ханты-Мансийск, стала одним из важнейших событий образовательной политики на международном уровне. Работа Конференции осуществлялась в русле Глобальной программы действий (ГПД) по ОУР, вступившей в силу в 2015 году, а также решений Всемирной конференция ЮНЕСКО, которая прошла в ноябре 2014 г. в Нагоя (Япония).

Важнейшими задачами мероприятия была оценка современного состояния образования в мире и его мобилизация на решение проблем строительства устойчивого будущего для всей планеты. Термин “sustainable development”, впервые прозвучавший в 1987 г. на «Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (МКОСП) и переведенный тогда, как «устойчивое развитие», затем стал использоваться повсеместно (в 1972 г. на Первой Всемирной конференции по окружающей среде в Стокгольме, в 1992 г. – на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, и т.д.). И хотя споры относительно его трактовки приобрели перманентный характер, стержнем понятия остается «сохранение ресурсов для будущих поколений».

Для Конференции ЮНЕСКО по ОУР 2015 г., прошедшей в Ханты-Мансийске, была характерна исключительно широкая постановка проблемы «устойчивого развития». Образование рассматривалось как активная система и универсальный драйвер, способный обеспечить сбалансированное развитие различных сфер жизни общества. Участники Конференции не ставили цели осуществить концептуальный прорыв в области образования, их работа была направлена на содержательный обмен ценной информацией и опытом.

«Дорожная карта» ЮНЕСКО по ОУР призвана обеспечить взаимодействие правительств, министров, сотрудников образовательных учреждений, общественности в целях реализации документов, принятых на основе ГПД. Однако на Конференции в Ханты-Мансийске было отмечено, что для решения проблем с учетом экологической, экономической и социальной ситуации в отдельных странах нынешних методов осуществления ГПД по ОУР согласно «Дорожной карте» недостаточно. В связи с этим была отмечена необходимость поддерживать инициативы по созданию национальных дорожных карт для осуществления ОУР децентрализовано с учетом возможностей перестройки системы образования на всех уровнях. С целью привлечения внимания к «Дорожной карте» и ее детализации в ходе Конференции в Ханты-Мансийске были проведены заседания пяти круглых столов, каждый из которых завершился принятием рекомендаций. Эти рекомендации легли в основу единого итогового документа Конференции.

«Интеграция ОУР в международную и национальную политику в области образования и устойчивого развития»

Выступавшие на этом круглом столе уделили особое внимание преобразованию концепции ОУР в институциональный процесс, анализу опыта наиболее успешных стран по продвижению ОУР и его распространению среди заинтересованных организаций и учреждений;

«Преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР»

Итоговый документ по заседанию этого круглого стола фиксирует происходящие в обществе и экономике глобальные процессы, которые оказывают кардинальное воздействие на систему образования. Участники конференции предложили в максимальной степени использовать региональные инициативы по объединению усилий организаций и предприятий различных форм собственности, научных организаций, учебных заведений всех уровней, частных предпринимателей, физических и юридических лиц на межрегиональном и субрегиональном уровнях. Было предложено создавать модельные территории, на которых разрабатывался бы и апробировался институциональный подход к ОУР. Был затронут вопрос учета критериев ОУР при аккредитации образовательных организаций и включению вопросов и заданий из области ОУР в итоговую аттестацию получающих образование разных уровней. Кроме того, говорилось о необходимости адаптировать идею ОУР к разным уровням формального и неформального образования, то есть было вновь отмечено значение неформального образования. Было высказано мнение, что необходимо переориентировать систему образования на общекультурную и профессиональную подготовку кадров для зеленой экономики, а содержание и методы преподавания – на превращение образовательной организации в социо-культурный центр местного сообщества, в рамках которого у учащихся формировалось бы трехмерное (экологическое – экономическое – социальное) мышление с установкой на преодоление идеологии «общества потребления». Говорилось о важности формирования ценностей «зеленого» образа жизни в целом, глобальной гражданской ответственности.

«Укрепление потенциала преподавателей всех уровней образования»

Следующие направления были названы в качестве стратегических для реализации позитивных сценариев в условиях мирового системного кризиса и новых глобальных вызовов: развитие профессиональной компетентности преподавателей, обладающих интегрированными педагогическими знаниями, распространение новых способов и форм непрерывного образования, повышение и укрепление полифункционального потенциала преподавателя; распространение передовых практик и конкретных примеров успешного партнерства между государством, гражданским обществом, международными организациями и  различными секторами формального и неформального образования.

 

«Поддержка молодежи в деле достижения устойчивого развития посредством ОУР»

 

Одной из главных приоритетных областей деятельности ЮНЕСКО в целях строительства устойчивого будущего планеты остается поддержка молодежи. Были приняты рекомендации относительно расширения грантовой поддержки самых эффективных молодежных общественных объединений, усиления мер поддержки социально незащищенной молодежи; развития инновационного кластера, разработки программ на федеральном уровне в рамках программы «Стратегическое управление талантами», осуществления институциональной поддержки легитимности для молодежного лидерства, включающей также предоставление молодежи мандатов, финансирования, офисных помещений и т.д.

 

 «Поиск решений в области устойчивого развития на местном уровне через ОУР»

 

В ходе обсуждения в рамках заключительного круглого стола было подчеркнуло значение местных органов власти  и озвучены ключевые направления деятельности в области ОУР на местном уровне:

- расширение возможностей формального, неформального и информального образования для ОУР всех слоев  населения, в частности в вопросах его нормативно-правовой поддержки и интеграции в формальное образование на местном уровне;

- адаптация ОУР к национальному менталитету, традициям образования, парадигме национальных куррикулумов общин коренного населения, предотвращение возникновение когнитивных, нравственных и эмоциональных диссонансов;

- возрождение села и традиций сельской жизни, возвращение в село молодежи путем сохранения малокомплектных сельских школ, их ориентации на образование для устойчивого развития, создания развивающих молодёжных площадок на базе деревень с разрушенным сельским сообществом при сохранившейся материальной базе;

- постановка и обсуждение проблемы культурной безопасности полиэтничного региона в условиях миграционных процессов.

Образование в России – часть нашего великого наследия, которое не утрачивается благодаря стремлению быть в русле лучших мировых тенденций. Так, в частности, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, принятая Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 №497, предусматривает совершенствование механизмов участия гражданского общества в управлении образованием, в том числе оценку общественного мнения в рамках реализации отдельных проектов и Программы в целом (мероприятие 5.5.); привлечение общественности к оценке качества общего образования на всех его уровнях (мероприятие 5.1.); реализацию комплексного проекта "Развитие механизмов вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием" (мероприятие 2.7).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
10.07.2025

В Институте Латинской Америки РАН состоялся круглый стол «Латинская Америка и мир: сложная геометрия внерегиональных партнёрств». Мероприятие организовано Советами молодых учёных ИМЭМО РАН и ИЛА РАН.

подробнее...

10.07.2025

В журнале «Стратегии развития» (No. 2 (19) 2025) опубликовано интервью Александра Крылова – «США, Россия и Южный Кавказ в первой половине 2025 года». Новая администрация США снизила степень своей вовлеченности в дела Южного Кавказа.

подробнее...

Вышли из печати