
© 11.09.2015, Кузнецов А.В.
В конце августа 2015 г. на сайте Евростата опубликован содержащий несколько десятков карт и таблиц 144-страничный документ, представляющий новую версию NUTS1 – номенклатуры территориальных единиц для статистического учета в ЕС2. Первую версию единой многоуровневой системы регионов всех стран интеграционной группировки Евростат представил еще в 1970-х годах. С 1988 г. сетки регионов NUTS стали использоваться не только для сбора сопоставимой статистики в региональном разрезе (она обнародуется в виде интерактивных таблиц на сайте Евростата и в сборнике Eurostat regional yearbook), но и для проведения направлений наднациональной политики ЕС, связанных с ассигнованиями из структурных фондов. Прежде всего, речь идет о региональной политике, позднее получившей название «политика сплочения».
С 2003 г. система из трех уровней NUTS (NUTS-1 – верхний) утверждается регламентом ЕС и должна пересматриваться не чаще трех лет. Соответственно, ревизии проводились в 2006, 2010 и 2013 гг. Однако последняя версия регионального деления ЕС (так называемая NUTS-2013) вступила в силу лишь c 1 января 2015 г. При этом в ней учтен внеочередной пересмотр регионального деления ЕС летом 2014 г. в связи с реформой административно-территориального деления (АТД) Португалии. Уровни NUTS-1 и NUTS-2 довольно устойчивы: например, по сравнению с 2010 г. незначительные корректировки произошли в четырех странах: в Греции и Словении были изменены границы двух регионов (соответственно NUTS-1 и NUTS-2), во Франции был изменен состав заморских департаментов, а в Великобритании Большой Лондон был разделен на пять частей вместо двух. На уровне NUTS-3 изменения за четыре года коснулись уже семи стран, то есть каждого четвертого члена ЕС3.
Трехуровневая система NUTS по возможности опирается на уже существующие в странах – членах ЕС сетки АТД. Например, в Германии регионы NUTS-1 – федеральные земли, а NUTS-3 – районы и города внерайонного подчинения, тогда как в Италии регионы NUTS-2 – области, а NUTS-3 – провинции. В то же время не во всех странах каждый уровень системы NUTS соответствует сетке АТД, особенно регионы NUTS-1. Одной из многочисленных иллюстраций служит Испания, где для выделения регионов NUTS-1 сгруппированы между собой автономные сообщества (каждое из которых соответствует региону следующего уровня, NUTS-2). В систему NUTS входят только регионы ЕС. Вместе с тем на основе аналогичных принципов разработана трехуровневая система регионов еще для девяти европейских стран – членов ЕАСТ и кандидатов на вступление в ЕС.
Наряду с регионами трех уровней NUTS в настоящее время Евростат выделяет два уровня низовых (локальных) административных единиц (LAU), которые раньше назывались NUTS-4 (LAU-1, есть в 19 странах, т.е. вся территория ЕС ими не покрыта) и NUTS-5 (LAU‑2). При этом в ряде государств ЕС (например, Ирландии) границы регионов LAU-1 пересекают границы регионов NUTS-3.
Каждый регион снабжен своим численно-буквенным кодом, который остается неизменным при переименовании региона (например, в Испании в 2002 г. при придании статуса первого официального названия ряду провинций варианта на галисийском или каталонском языках, а не испанском). В то же время код региона меняется при корректировке границ даже в случае сохранения прежнего названия региона (например, при разукрупнении нескольких итальянских провинций в конце 1990-х годов). При этом код нижних уровней NUTS содержит указание на принадлежность к региону более высокого уровня. Например, в Бельгии субъекты федерации составляют уровень NUTS-1: двуязычный Брюссель имеет код BE1, нидерландоязычная Фландрия – BE2, а франкоязычная Валлония – BE3. Границы провинций Фландрии и Валлонии образуют сетку NUTS-2 (столичный Брюссель деления на провинции не имеет). Так, фламандские провинции Антверпен, Лимбург, Восточная Фландрия, Фламандский Брабант и Западная Фландрия проходят под кодами BE21 – BE25 соответственно, а валлонские провинции Валлонский Брабант, Эно, Льеж, Намюр и Люксембург – под кодами BE31 – BE 35 (см. карту 1). Все это, бесспорно, облегчает сопоставление административно-территориальных единиц в исторической ретроспективе.
Сопоставимость региональной статистики и востребованность системы NUTS в анализе социально-экономического положения регионов ЕС обусловлена тем, что для каждого уровня NUTS регламентирована «вилка» минимальной и максимальной средней для данного уровня АТД численности населения. В связи с этим однотипные регионы могут у разных стран находиться на разном уровне – например, федеральные земли Австрии расположены на уровне NUTS-2, а не NUTS-1, как в Германии. Это объясняется тем, что в регионах NUTS-1 соответствующей страны согласно регламенту ЕС №1059/2003 должно жить от 3 млн до 7 млн чел., в регионах NUTS‑2 – от 0,8 млн до 3 млн чел., в регионах NUTS-3 – от 150 тыс. до 800 тыс. чел. Вместе с тем численность некоторых регионов со специфической историей или политическим статусом, а также заморских территорий ЕС может сильно отличаться от средних значений. Например, на уровне NUTS-1 в Финляндии численность населения автономного региона со шведским населением Аландские острова составляет лишь 28,5 тыс. чел., а в Португалии в автономном регионе Азорские острова проживают 247 тыс. чел. В то же время крупнейшие по численности населения регионы NUTS-1 в ЕС превышают максимальный порог более чем вдвое. Это германская федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия (17,5 млн жителей) и итальянский Северо-Запад (16 млн). На уровне NUTS-2 также есть чрезмерно населенные регионы – например, французский Иль-де-Франс (12 млн жителей) и итальянская Ломбардия (10 млн).
Всего с 1 января 2015 г. в 28 странах – членах ЕС выделяется 98 регионов уровня NUTS-1, 276 регионов NUTS-2 и 1342 региона NUTS-3. Примечательно, что 28% всех регионов NUTS-2, в рамках которых определяются основные территориальные параметры ассигнований «политики сплочения» ЕС, находятся в двух странах – Германии и Великобритании. Если смотреть на уровень NUTS-3, то на эти два государства вообще приходится больше 42% регионов ЕС (см. табл. 1).
У небольших стран могут отсутствовать отдельные уровни регионов в системе NUTS. Например, Финляндия, три страны Балтии, Дания, Ирландия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Кипр, Люксембург и Мальта не имеют деления на регионы NUTS-1 (см. карту 2).
Анализ статистики на уровне не отдельных стран, а регионов системы NUTS позволяет выявить серьезные контрасты в уровне экономического развития и социального благополучия в ЕС. Они намного превосходят разрыв на уровне стран даже по градиенту Юго-Восточная Европа – Северо-Западная Европа. Например, при расчете по паритетам покупательной способности населения самый низкий ВВП на душу населения в ЕС в 2013 г. наблюдался в Болгарии – 45% от среднего по ЕС. На противоположном полюсе были Люксембург (258% от среднего) и Нидерланды (131%). Однако если посмотреть разрыв уже на уровне NUTS-2, то он из шестикратного (или трехкратного без учета Люксембурга) превращается более чем в десятикратный. Так, во Внутреннем Лондоне ВВП на душу населения в 2013 г. составил 325% от среднего по ЕС, тогда как в Северо-Западной Болгарии – только 30%, а во французском заморском департаменте Майотта – лишь 27%4.
Даже в довольно благополучных странах ЕС есть экономически отсталые или депрессивные территории. Например, в Бельгии, где ВВП на душу населения превысил в 2013 г. средний по ЕС уровень на 19%, в провинциях Эно и Люксембург он ниже среднего по ЕС значения на 22–23% (отставание от провинции Антверпен составляет 1,8 раза, от столичной провинции Брюссель – 2,7 раза). По Италии средний показатель примерно равен уровню ЕС, но во многих южных областях ВВП на душу населения ниже, чем в ряде «новых» восточноевропейских членов – например, в Калабрии только 57%, а в Апулии и Сицилии – 61%. Для сравнения: в Чехии показатель ВВП на душу населения по регионам колеблется от 62% на Северо-Западе до 77% на Юго-Востоке и 173% в Праге (в целом по стране душевой ВВП на уровне 82% от среднего по ЕС).
Поистине драматичной выглядит картина безработицы в региональном разрезе. О реально катастрофической ситуации в Южной Европе свидетельствуют отнюдь не общие по странам цифры – безработица на уровне 26,5% в Греции и 24,4% в Испании на фоне среднего по ЕС показателя в 10,1% для 2014 г. Не нужны дальнейшие объяснения протестной активности населения, когда видны цифры по регионам NUTS-2. Так, в испанской Андалусии безработными были 34,8%, в том числе искали и не могли найти работу 61,5% лиц в возрасте 15–24 лет. Рекорд молодежной безработицы был зарегистрирован в греческом Эпире – без малого 70%5. При этом европейская интеграция не может обеспечить свободного движения трудовых ресурсов – одновременно в 2014 г. в Праге и Верхней Баварии безработица составляла лишь 2,5%. Верхняя Бавария выделялась и минимальной молодежной безработицей (3,7%).
Материал подготовлен при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-27-21002 “Фактор Восточной Европы и России в реализации китайской мегастратегии экономического пояса Шелкового пути”
Примечания:
1 Nomenclature of Territorial Units for Statistics.
2 URL: http://ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guidelines/-/KS-GQ-14-006.
3 Действовавшую в 2008–2011 гг. систему регионов NUTS по итогам ревизии 2007 г. на русском языке см.: Региональная политика стран ЕС / Отв. ред. А.В. Кузнецов. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
4 Eurostat Newsrelease. 21 May 2015. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/6839731/1-21052015-AP-EN.pdf/c3f5f43b-397c-40fd-a0a4-7e68e3bea8cd.
5 Eurostat Newsrelease. 22 April 2015. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/6797549/1-22042015-AP-EN.pdf/5da0f7cc-de7e-456b-b752-54b4c2d412e9.
Нет комментариев