used image: United Auto Workers (UAW) strike against Detroit Big Three continues // youtube
© Лядова Е.В., 16.10.2023
Предпосылки к протесту
В середине сентября работники крупнейших автомобильных компаний «Большой тройки Детройта» General Motors, Ford Motors и Chrysler (Stellantis NV) начали массовую забастовку «Stand up».
Главное недовольство, которое в итоге переросло в нынешнюю полномасштабную акцию протеста, сохраняется еще с 2007 г. Тогда новым сотрудникам было отказано в пенсиях и пенсионном медицинском страховании. Затем в 2018 г. General Motors объявила о предстоящей реструктуризации: 15% штатных и работающих по контрактам сотрудников подлежали сокращению.
В 2019 г. произошла первая серьезная стачка, в ходе которой сотрудникам компании удалось остановить производство. Это привело к серьезным убыткам и сократило ее прибыль за 3-й квартал почти на 200 млн долл. На тот момент предприятие провело оптимизацию штата и сокращению подверглись порядка 8 тыс. сотрудников[1].
В последние пять лет общее количество сотрудников General Motors продолжает сокращаться. Несмотря на то, что в 2023 г. происходит увеличение численности рабочих относительно ковидного времени, к показателям допандемийного периода компания не приблизилась.
У Ford Motors общее число сотрудников сократилось с 202 тыс. в 2017 г., до рекордно низких 173 тыс. в 2023 г.[2] В 2018 г. стало известно, что компания планирует переход к производству электрокаров и открытию нового завода в Китае. Это и стало предлогом к дальнейшей оптимизации численности рабочего состава.
В своих отчетных документах Ford Motors заявляла о переходе к электрифицированной линейке продукции с переориентацией на альтернативные виды топлива до 2030 г. Несмотря на то, что из-за пандемии сроки несколько сдвинулись, в 2021 г. первый завод электрокаров Ford был открыт в Китае. На данный момент США является второй по объему выпуска электромобилей страной в мире, уступая лишь КНР. При этом на долю Ford Motors приходится всего 7,56% объема выпуска, тогда как лидер, компания Tesla, занимает 50,58% рынка. Но в этой компании профсоюзу автомобильных рабочих так и не удалось договориться с руководством о сотрудничестве.
В 2021 г. Fiat Chrysler Automobiles N.V. в результате слияния с французской компанией Groupe PSA образовала транснациональную корпорацию Stellantis NV, которая до момента реструктуризации показывала схожую с другими членами «Большой тройки» динамику производства и сбыта продукции. Сейчас компания занимает 4-е место в США по производству электрокаров и обладает объемом рынка всего 7,08%, немного уступая Ford Motors, в то время как на втором месте оказалась Hyundai Motor Company and Kia Motors Corporation 7,81%.
Чистая прибыль компании Ford Motors за период до 2023 г. опустилась ниже самой пиковой точки ковидного года (2020-Q1), – Q1 2022 и равна 3,11 млрд долл. Стоит так же отметить, что рыночная капитализация Ford Motors не сильно изменяется за последние 5 лет, при этом стоимость General Motors сильно упала после 2021 г. и приблизилась к показателям ковидного периода.
Автомобильная промышленность составляет 3% от ВВП США, при этом продажи отрасли не достигли допандемийного уровня. На 2022 г. показатели вернулись к данным ковидного 2020 г. Поставки электрифицированных моделей увеличились и составили 7% в общем объёме отгрузок, при общем снижении продаж электрокаров в США.
Технологический переход, который происходит в сфере автомобильной промышленности, не всегда совпадает с трансформацией рынка труда, который оказывается не готов к высвобождению свободных специалистов. Разрыв между изменениями в технологическом обеспечении заводов и производственными отношениями приводит к ощутимым социально-политическим действиям.
Требования
Причиной сентябрьской забастовки стало отсутствие возможности продления рабочих контрактов для 146 тыс. сотрудников.
Отличие этой массовой акции от предыдущей заключается в ее административной организации. В предыдущих протестах стратегия сводилась к масштабным разовым выходам сотрудников наибольшего количества заводов и цехов. В ходе сентябрьской забастовки произошло децентрализованное вовлечение сотрудников компаний из разных штатов. Важным требованием работников стало медицинское страхование, поэтому уже в октябре акцию протеста поддержали врачи и другие сотрудники фармацевтической сферы.
Основные требования профсоюза UAW становятся серьезным вызовом для рентабельного производства. Одним из ключевых условий является сокращение необходимого рабочего времени: до 32-часовой рабочей недели. Для сравнения, в Европе и КНР нормативно максимальное рабочее время – 48 часов в неделю. В Австрии этот показатель достигает максимально допустимых 50 часов. Но средняя продолжительность в Европейских странах – 35 рабочих часов.
К требованиям профсоюза UAW также относятся:
- Прекращение закрытия автозаводов;
- Отмена двухуровневой оплаты труда и двухуровневых льгот;
- Восстановление пенсии с установленными выплатами;
- Медицинское страхование пенсионеров;
- Обеспечение гарантии занятости;
- Перевод всех временных сотрудников в постоянный штат.
По официальным данным профсоюза UAW на данный момент протесты проходят в 21 штате. Растет число бастующих: 75 тыс. работников здравоохранения Kaiser Permanente, более тысячи сотрудников Мичиганского Голубого Креста, 99-процентная акция рабочих казино Детройта и другие протесты.
Некоторые участники забастовок считают, что подобная политика в организации акции бессмысленна, так как она исключает ключевые прибыльные заводы и не позволяет нанести действительно серьезный ущерб производству. Соглашательские усилия руководства Шона Файна, президента профсоюза AUW, могут привести к внутренним проблемам профсоюзной организации, а также пересмотру общих правил ведения рабочей борьбы.
При повышении заработной платы сотрудников на 40% сильно снизится рентабельность производства при сохранении цены произведенного электромобиля. Трансформация занятости в автомобильной промышленности требует внесения изменений и в системное перепрофилирование рабочих. Без необходимой системы государственного перераспределения ресурсов на социальную поддержку рабочих реиндустриализация может привести к обострению общественных противоречий и повышению протестного потенциала.
Политика
«Вы заслуживаете больше, чем вам платят сейчас», – заявил Джо Байден, выступая на забастовке «Stand up». Он призывал руководство профсоюза и дирекции компаний перейти к переговорам для того, чтобы рабочие получали заслуженную оплату труда. Участники акций отмечают, что сильное влияние оказывает инфляция, из-за которой реальная заработная плата становится недостаточной для воспроизводства необходимого уровня жизни.
Несмотря на то, что власти штатов скептически относятся к забастовкам и боятся обострений протестных настроений, в преддверии выборов заигрывание с рабочей повесткой сыграет на руку всем. Если политика демократов заключается в призывах к переговорам, то республиканцы, поддерживая забастовки и выказывая «солидарность» рабочим, критикуют руководство профсоюза за непоследовательное поведение.
США не являются единственной страной, в которой обостряются общественные противоречия, приводящие к политизации рабочей повестки. Реструктуризация экономических цепочек, обусловленная переходом на альтернативные энергетические источники, отражается на национальных рынках труда по всему миру.
По данным компании CLEPA[3], в Евросоюзе в результате перехода на производство электрокаров появится только 226 тыс. рабочих мест против 500 тыс., занятых в традиционном автопроме.
В Германии в автомобильной промышленности сократилось число работающего населения на 9%. С 2021 г. французские профсоюзы одобрили сокращение 1,7 тыс. рабочих из-за переориентации автомобильной промышленности. В Британии под угрозой безработицы оказываются более 22 тыс. сотрудников из-за технологического перехода к электрокарам.
В 2021 г. французские профсоюзы пошли на уступки компаниям и согласовали сокращение 1,7 тыс. сотрудников Renault в рамках модернизации производства. В 2019 г. Dunlop Tyres Germany GmbH так же удалось согласовать сокращения более 1000 сотрудников из-за оптимизации компании. «Профсоюзная борьба» в Европейских странах не смогла выйти на тот уровень общественной дискуссии, которой удалось достичь UAW.
Вероятно, сокращения в области автомобильной промышленности – это процесс, который будет лишь углубляться с увеличением объемов и трансформацией производства. Технологический переход сопровождается некоторыми общественными потрясениями с понижением качества жизни работников самого широкого спектра. Чем более сложна трансформация, – с отмиранием большого количества профессий, – тем труднее регулирование последующей адаптации сотрудников, исключенных из производственного процесса. Переход к альтернативным видам топлива предполагает системное преобразование всей отрасли, соответственно, появляется необходимость в высококвалифицированных специалистах и организации соответствующей образовательной системы.
Примечания:
[1] Количество сотрудников General Motors, по годам // Topic.ru. [Электронный ресурс]. Available at: https://topic.ru/statistics/transportation/vehicles-and-traffic/kolichestvo-sotrudnikov-general-motors-po-godam/ (accessed 01.10.2023)
[2] Ford Motor | F - Employees Total Number//Trading Economics. [Электронный ресурс]. Available at: https://tradingeconomics.com/f:us:employees (accessed 01.10.2023)
[3] Electric Vehicle Transition Impact Assessment // European Association of Automotive Suppliers. [Электронный ресурс]. Available at: https://clepa.eu/who-and-what-we-represent/ev-transition-impact-assessment/ (accessed 01.10.2023)
Нет комментариев