О создании в России Единой космической системы

2171

© 19.11.2014, Дворкин В.З.

Министр обороны С. Шойгу и глава Роскосмоса О. Остапенко сообщили о начале создания в России Единой космической системы (ЕКС), которая должна заменить космический эшелон существующей Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), а также выполнять ряд других функций управления.

Судя по доступной информации,  в существующем космическом эшелоне СПРН на высокоэллиптических орбитах в настоящее время функционируют  всего 2 космических аппарата типа 74Д6 системы УС-КС (выведены на орбиты в июле 2006 года и в декабре 2008 года), предназначенные для обнаружения стартов МБР только с территории США.

Последний аппарат типа 71Х6 на геостационарной орбите системы УС-КМО, предназначенной для обнаружения стартов баллистических ракет подводных лодок из морских акваторий, прекратил своё существование весной этого года.

Предполагается, что ЕКС будет фиксировать старты МБР, БРПЛ и оперативно-тактических баллистических ракет на всех континентах и в морских акваториях Земли.

О сроках развёртывания новых космических аппаратов  и составе орбитальной группировке ЕКС информации пока нет. В настоящее время как утверждается, ведутся работы по испытаниям наземной инфраструктуры системы, в которую входят в том числе Восточного пункта управления в районе Комсомольска-на- Амуре и Западного Серпухов-15 в Калужской области, где осуществляется их модернизация.

Космический эшелон СПРН позволяет фиксировать массированные, групповые и одиночные старты баллистических ракет примерно через одну минуту после их запуска после прохождения ракет через плотные слои атмосферы с облачным покровом, определяя районы старта. Информация об этом в режиме реального времени, очищенная как правило от ложных сигналов, поступает на Центральный командный пункт (ЦКП). Через несколько минут, когда ракеты и их головные части будут находиться в зонах прямой радиовидимости радаров второго эшелона СПРН,  появляется возможность определить масштабы ракетных атак и примерные координаты падения боезарядов. Информация эта также приходит на ЦКП, где высшее руководство государства, анализируя её, в зависимости от масштабов ракетной атаки может принять решение об ответных действиях, в том числе о немедленном нанесении ответно-встречного удара, то есть ещё до того, как могут начаться ядерные взрывы на атакуемой территории.

Вместе с тем, можно рассчитывать, что любой здравомыслящий лидер государства не будет принимать решения на немедленный ответно-встречный удар при поступлении данных об одиночной или групповой атаке. Однако концепция осуществления такого удара в ответ на массированное ядерное нападение вместе с его реальным планированием сохраняется как в России, так и в США.

Руководство Пентагона периодически утверждает, что ставка на ответно-встречный удар в США минимальна, и что в качестве сдерживающего фактора рассматривается главным образом ответный удар, для осмысленного принятия решения на который остаётся достаточно времени для анализа обстановки. Это позволяет исключить возможные ошибки при анализе информации, вероятность которых в информационных средствах и компьютерных сетях России и США за десятилетия функционирования хотя и сведена к минимальному уровню, но всё - таки не нулевая. Поэтому теоретически возможность ошибки с катастрофическими последствиями полностью исключить нельзя.

Как в СССР так и в России заявлений об ориентации главным образом на ответный удар не было. Однако как ранее, так и теперь развёртывание значительной части наземной группировки в виде мобильных ракетных комплексов  и стремление повысить устойчивость подводных ракетоносцев свидетельствуют о создании условий для гарантированного ответного удара.

Роль полноценного космического эшелона СПРН не ограничена только решением задачи выбора формы ответных действий СЯС России. Важной задачей является мониторинг запусков баллистических ракет в глобальном измерении, особенно из районов с напряжённой военно-политической обстановкой. Актуально это также для анализа распространения баллистических ракет и за соблюдением Режима контроля за распространением ракет и ракетных технологий (РКРТ).

Необходимо отметить весьма важный аспект, связанный с перспективой сотрудничества России с США/НАТО в сфере ПРО после завершения кризиса, обусловленного не только ситуацией с Украиной, но и более ранними острыми проблемами. В том числе в области дальнейших сокращений стратегических ядерных сил России и США,  в контроле за нестратегическими ядерными вооружениями, роли стратегических высокоточных конвенциальных вооружений и других противоречий.

Особенности начальных этапов сотрудничества в сфере ПРО связаны прежде всего с взаимодействием информационных систем сторон. Существующий космический эшелон России вряд способен внести заметный вклад в надёжность обнаружения запусков баллистических ракет из всех континентов и морских акваторий в случае объединения в какой-либо форме информационных систем России и США. В то же время американский космический эшелон Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРЯУ) как известно не имеет одинаковой «плотности» контроля запусков баллистических ракет в глобальном измерении. Поэтому в перспективе после создания ЕКС с развитой группировкой космических аппаратов на геостационарных и высокоэллиптических орбитах вклад России в глобальный контроль за пусками ракет будет полноценным и значительно более привлекательным.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
19.07.2024

На протяжении 2023 г. динамика развития мировой экономики находилась под мощным влиянием геополитических факторов, связанных с вооружённым конфликтом на территории Украины и сопутствующим санкционным противостоянием России с ведущими экономически развитыми странами. Аналитика Сергея Афонцева на сайте РСМД.

подробнее...

19.07.2024

На сайте РСМД опубликована статья Александра Ломанова и Леонида Гамзы «Китай: поиск устойчивого роста». Анализируются главные направления и тенденции развития Китая в 2023 году. Рассмотрено поступательное развитие российско-китайских связей и дальнейшее укрепление двусторонних отношений всестороннего стратегического партнерства.

подробнее...

Вышли из печати