used image: Strategic Posture Commission Report Event, 10-12-2023 // youtube
© Ермаков А.С., 20.10.2023
Специальная межпартийная двухпалатная комиссия Конгресса США выпустила большой обзор о стратегическом положении США, значительная доля которого посвящена проблеме сдерживания России и Китая, в первую очередь, в ядерной сфере. Подготовка обзора была предусмотрена отдельной статьей военного бюджета на 2022 финансовый год, работа велась с июля 2022 по август 2023 гг. Вероятно, это наиболее «ястребиный», по меньшей мере, в ядерной области, документ от официальных американских властей за несколько десятилетий.
При этом доклад несет рекомендательный характер, а авторы являются хотя и видными, но отставными профильными чиновниками и внешними экспертами. Из относительно знакомых в России лиц стоит отметить Роуз Геттемюллер – главу американской делегации на переговорах по Пражскому договору СНВ (ДСНВ-3), и Маршалла Биллингсли – спецпредставителя президента в Госдепартаменте по вопросам контроля над вооружениями при администрации Д. Трампа, который вел достаточно громкие, неудачные и отметившиеся скандалами переговоры по вопросу продления договора СНВ в 2020 г. Состав комиссии, вероятно, подбирался подчеркнуто двухпартийный, для демонстрации консенсуса, включив по шесть сторонников обеих партий.
Кратко суммируя предложения доклада для решения проблемы «одновременного, но независимого» сдерживания двух ядерных сверхдержав: предлагается масштабное качественное и/или количественное усиление американских ядерных сил. В американских условиях до недавнего времени предложения такого толка, особенно о количественном наращивании, считались маргинальными.
Основные тезисы доклада применительно к ядерной сфере:
- Жизненные интересы США могут начать подвергаться серьезной угрозе в 2027–35-х гг., в первую очередь из-за роста военных возможностей Китая;
- Китай более не должен рассматриваться как «меньшая» ядерная держава, без оперативных мер со стороны Штатов его развернутые стратегические силы станут близки в середине 2030-х гг.;
- Россия обладает наиболее крупными ядерными силами, по крайней мере, на горизонте до середины 2030-х гг.[1];
- США предлагается переоценить размер и состав своих СЯС, при этом в выработке новых лимитов для возможных договоров США должны, по мнению авторов, исходить из условия противостояния двум близким ядерным игрокам, возможно, подразумевая, что лимиты по странам не должны быть равными.
Для гарантии перехода ядерной триады со старых систем на новые, в ходе начатой модернизации без проседания численности развернутых сил, по мнению авторов, уже сейчас необходимо приступить к реализации следующих мероприятий:
- Начать учения в ВВС и ВМС по доснаряжению ракет на максимальную нагрузку (в первую очередь в этой связи упоминаются МБР Minuteman III). Трудно не вспомнить в этой связи «плановый гарантийный пуск» Minuteman III 6 сентября 2023 г., в ходе которого взятую с дежурства ракету переснарядили на три боевых блока и подчеркнуто осветили это событие в официальных пресс-релизах, включая фото входа в атмосферу трех боевых блоков.
- Проработать процедуры возвращения ядерных возможностей «денуклеаризированных» бомбардировщиков B-52H и деактивированных шахт на ПЛАРБ «Огайо». Напомним, что часть парка бомбардировщиков была выведена из зачета по договору СНВ и по четыре ракетные шахты на всех лодках типа «Огайо» были заблокированы. Москва неоднократно критиковала возможную обратимость подобных изменений.
- Начать работу по продлению срока жизни имеющихся систем, в частности, провести дополнительный ремонт на пяти лодках «Огайо».
- Предусмотреть возможность развертывания перспективной МБР «Сентинел» с РГЧ ИН.
- Произвести и развернуть больше перспективных бомбардировщиков B-21A «Рэйдер» и крылатых ракет воздушного базирования AGM-181 LRSO.
- Построить больше лодок типа «Колумбия», ускорить и увеличить закупки новой модификации баллистической ракеты подводных лодок «Трайдент» D5LE2.
- В перспективе вернуть практику постоянного дежурства снаряженных ядерным оружием бомбардировщиков на земле.
- Продумать возможность создания мобильных грунтовых ракетных комплексов.
- В части «регионального ядерного оружия»[2] (theatre nuclear weapon) предлагается создать некую новую систему или системы, которые будут подходить для передового базирования (обязательно также в Тихом океане, не только в Европе), будут устойчивы, и обладать изменяемой мощностью. Вероятно, таким образом завуалирована крылатая ракета SLCM-N.
Предложения доклада комиссии Конгресса носят характер, несколько удивительный для американских законодательных органов, обычно скептично относящихся к наращиванию ядерных сил. Конечно, они однозначно удовлетворяют воззрениям, как минимум, части военно-политического руководства США, обеспокоенного проблемой «одновременного, но независимого» сдерживания двух ядерных сверхдержав, однако реалистичность исполнения части из них вызывает вопросы. Многие решения, например, по наращиванию общего количества развернутых новых систем (например, подлодок типа «Колумбия» или бомбардировщиков B-21) просто не имеет смысла принимать и даже обсуждать сегодня, так как это вопрос повестки дня середины 2030-х гг. Тогда нужно будет решать, когда останавливать идущий серийный выпуск. Сегодня эти системы только создаются. Есть проблемы и с увеличением планов выпуска ядерных зарядов, так как сейчас американский военный сектор обогащающей промышленности испытывает трудности с реализацией плана хотя бы начала серийного выпуска термоядерных зарядов в 2030-х гг.
С другой стороны, такие меры, как доснаряжение ракет, увеличение количества дежурных сил (кроме шахт на лодках типа «Огайо» можно ввести в эксплуатацию до 50 ракетных шахт МБР Минитмен III), повышение их готовности, можно принять в ближайшее время и без непосильных затрат.
Возможно, именно такой формат озвучивания подобных идей с одной стороны официальный, а с другой ни к чему не обязывающий, был выбран для озвучивания завуалированного и смешанного с угрозой предложения к китайской стороне (в первую очередь, но в определенной степени и к российской, разумеется) начать переговоры об ограничении ядерных сил. При этом если Пекин и Москва отреагируют на него активизацией усилий по наращиванию своих ядерных сил, или, как минимум, риторикой в этом направлении, США ничего не потеряют (они декларируют, что Россия и КНР и так придерживаются этой политики), а только приобретут возможность дополнительно легитимировать свои действия как ответные.
Примечания:
[1] Примечательно, что в докладе в качестве компонента российской ядерной триады неоднократно упоминаются многоцелевые атомные подводные лодки с крылатыми ракетами пр. 885/885М «Ясень». Вероятно, это связано с завуалированным лоббизмом усиления континентальной ПВО США и активизации программы создания американской крылатой ракеты морского базирования в ядерном оснащении SLCM-N.
[2] Термин «тактическое ядерное оружие» на страницах практически не употребляется, «региональное» вероятно противопоставлено ему как менее токсичное, обеспечивающее «региональное сдерживание».
Нет комментариев