
© 14.03.2017, Баронина Ю.А.
6 марта 2017 г. было объявлено о согласовании условий сделки, после проведения которой французская PSA Group станет новым владельцем немецкой Opel и ее британской дочерней компании Vauxhall. Ранее эти бренды принадлежали американскому концерну General Motors. Помимо автомобильных компаний, PSA совместно с BNP Paripas получит и европейский бизнес GM Financial. Общая сумма покупки составляет 2,2 млрд. евро (из них 1,3 млрд. – производственные подразделения, 0,9 млрд. – финансовые)1. Завершить сделку планируется до конца 2017 г.
С 1999 г. Opel перестал приносить американскому концерну прибыль, а размер убытков к концу 2016 г. составил около 20 млрд. долл.2 Решение о грядущем выходе Великобритании из Европейского союза вынудило отложить планы руководства на возвращение к безубыточности и стало еще одним фактором в пользу отказа от Opel/Vauxhall.
Ранее GM уже предпринимала попытки «избавиться» от Opel. В 2009 г., когда кризис в автомобильной промышленности Европы достиг своей критической точки, на заседании совета директоров концерна обсуждалось три варианта дальнейшей судьбы марки: сохранение в составе GM, продажа контрольного пакета акций одному из претендентов или банкротство. В итоге концерн достиг предварительного соглашения с российско-канадским консорциумом Сбербанк – Magna о продаже 55% акций.
При этом другие 35% должны были остаться в распоряжении GM, и еще 10% – распределены между сотрудниками Opel. Однако, несмотря на поддержку на самом высоком уровне (канцлером А. Меркель), сделка так и не была осуществлена. Американский концерн объявил, что будет самостоятельно развивать бренд, и в качестве компенсации за срыв сделки выплатил Сбербанку 13 млн. евро. Позже, после публикации некоторых данных на WikiLeaks, выяснилось, что причиной отказа от продажи стало нежелание GM передавать немецкие технологии для использования в российском автопроме, что было бы весьма вероятно при дальнейшей перепродаже компании российскому производителю3. В СМИ также фигурировала версия, что объявленная сделка была лишь манипуляцией, с целью добиться государственнного финансирования для Opel со стороны Евросоюза и договориться с профсоюзами о сокращении издержек4.
Сейчас GM не только отказывается от национальных компаний в регионе, но и выводит один из своих брендов с европейского рынка. В 2013 г. концерн объявил о прекращении продаж большинства моделей марки Chevrolet в Европе. Таким образом, GM решил окончательно покинуть зрелый и насыщенный автомобильной продукцией европейский рынок и направить усилия на укрепление своих позиций в странах с динамично растущим спросом и более ясными перспективами, прежде всего в Азии.
В современной истории взаимоотношений «продавца» и «покупателя» компании Opel был краткосрочный период сотрудничества. В июле 2012 г. General Motors приобрела 7% акций PSA, став на тот момент вторым по величине акционером после семьи Пежо5. Компании предполагали интегрировать ряд операций Peugeot и Opel, преследуя цель экономии денежных средств за счет использования общих платформ и осуществления совместных закупок. Однако уже в феврале 2013 г. GM объявила о продаже своей доли.
Приобретение Opel позволит PSA существенно укрепить свои позиции на европейском рынке и выйти на второе место после Volkswagen, обогнав своего главного конкурента – французскую Renault Group. Предполагается, что доля PSA на рынке Европы увеличится до 16-17%. Учитывая, что последние несколько лет рынок этого региона показывает незначительную, но положительную динамику, есть все шансы, что такой прогноз оправдается. В 2016 г. объем продаж в странах ЕС компании PSA Group составил 1,45 млн. автомобилей, а Opel/Vauxhall – 976 тыс. Владение немецким брендом сможет помочь PSA выйти на новые рынки, где потребители не очень жалуют французские марки, а также позволит сократить затраты благодаря эффекту масштаба. Ожидается, что к 2026 г. ежегодный синергетический эффект достигнет 1,7 млрд. евро6.
Однако помимо увеличения доли рынка, PSA получит избыточные производственные мощности, в том числе в странах с высокими затратами на оплату труда (Германия, Великобритания). Несмотря на то, что сейчас исполнительный директор PSA Карлос Таварес надеется избежать масштабной реструктуризации и закрытия предприятий, исключать этот вариант развития событий не следует. Учитывая, что компании PSA и Opel конкурируют в аналогичных сегментах рынка, можно также предположить, что в ближайшее время произойдет пересмотр выпускаемых моделей и даже частичное их сокращение.
Примечания:
1 Opel/Vauxhall to join PSA Group
2 GM finally leaves Europe behind
3 Wikileaks: GM отказалась продавать Opel Сбербанку и Magna из-за опасений перепродажи
4 Magna и Сбербанк прокатили мимо Opel
5 Divorce à l'amiable entre General Motors et PSA
6 Opel/Vauxhall to join PSA Group
Нет комментариев