Новации в общеобразовательных стандартах Великобритании и США: усиление внимания к математике и естественным наукам

738

© 05.09.2013, Кириченко И.В.

В России с 1 сентября вступил в действие новый «Закон об образовании», в рамках которого должны быть реализованы утвержденные еще ранее общеобразовательные стандарты. Правда, последние должны быть конкретизированы в примерных программах по предметам (пока таковые разработаны только для уровня начальной школы). Представляется, что при конкретизации программ для других уровней важно было бы принять во внимание, что в последние годы образовательная политика некоторых развитых стран направлена на ужесточение стандартов обучения в средней школе – особенно в таких областях как математика и естественные науки.

В Великобритании новый учебный год привнес новации в требования к выпускникам средней школы. Теперь обязательным требованием при сдаче экзаменов на получение сертификата о среднем образовании станет получение уровня С по таким дисциплинам как английский язык и математика. Напомним, что на экзаменах на сертификат о среднем образовании в Великобритании самой высшей оценкой является A*, затем по мере убывания уровня идут A, B, C, D, E, F, G, U. Уровни A* - C позволяют выпускнику претендовать на поступление в вуз. К тому же, с нынешнего года молодые люди не могут оставить учебу – в школе или профессиональном учебном заведении – раньше, чем им исполнится 17 лет  – это на год больше, чем раньше. А в 2015 году этот возраст достигнет восемнадцати лет. Эти подвижки связаны, прежде всего, с требованиями работодателей. Из-за того, что половина из пополняющих рабочую силу сразу после окончания школы тинэйджеров имеет недостаточные результаты по этим базовым дисциплинам, работодатели вынуждены сами доучивать своих работников навыкам языковой и математической функциональной грамотности. Об этом прямо заявил министр образования Великобритании Майкл Гоув: «Хорошая подготовка по английскому языку и математике – это то, что работодатели требуют прежде всего. Эти предметы – наиболее важные компетенции для молодых людей, если они хотят продвинуться в профессиональном плане».

При этом нельзя сказать, что академические результаты школьников так уж низки: статистика свидетельствует, что на протяжении последних двух десятилетий результаты экзаменов улучшались. В США к началу текущего учебного года 90% штатов приняли общие основные стандарты обучения по математике, сквозные для всех ступеней школы: от детского сада до 12 класса. Эти стандарты были разработаны в рамках Инициативы общих основных стандартов обучения в школе, запущенной в 2010 году.

До этого каждый штат разрабатывал свои собственные стандарты: поэтому не было гарантии, что школьники страны получат знания одного и того же уровня.

Переход к общим по стране ориентирам до сих пор вызывает политические споры: в начале этого учебного года они вспыхнули с новой силой, поскольку несколько штатов еще колеблются – присоединяться им к остальным или нет. Люди правых взглядов настаивают на том, что эта инициатива слишком расширяет полномочия федерального правительства. Сторонники же новации уверены, что предлагаемые общие стандарты повысят конкурентоспособность американской экономики. Они сформированы с учетом опыта таких стран как Япония, Южная Корея, Сингапур: в последнее время школьники этих стран демонстрируют самый высокий уровень подготовки по этому предмету.

Принятые стандарты признаны Американским математическим обществом, Ассоциацией математиков Америки, Национальным советом учителей математики, Советом по математическим наукам (включает 17 математических обществ): эти организации уверены, что предложенные в Инициативе стандарты лучше и амбициознее, чем действовавшие ранее на уровне штатов.

Следующим этапом повышения качества образования в США станет принятие так называемых «Стандартов обучения естественным наукам следующего поколения», которые в настоящее время обсуждаются и разрабатываются при участии всех заинтересованных сторон. В частности, представители бизнес-сообщества определенно высказались в пользу новых, более высоких стандартов. В письме в их поддержку представители самых инновационных компаний страны, таких как Cisco, Chevron, Dell, Dupont и др., заявили: "Мы уверены, что Стандарты образования в области естественных наук следующего поколения послужат фундаментом для восстановления Америки в качестве мирового лидера в воспитании математических и научных талантов".

PDF - версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
19.07.2024

На протяжении 2023 г. динамика развития мировой экономики находилась под мощным влиянием геополитических факторов, связанных с вооружённым конфликтом на территории Украины и сопутствующим санкционным противостоянием России с ведущими экономически развитыми странами. Аналитика Сергея Афонцева на сайте РСМД.

подробнее...

19.07.2024

На сайте РСМД опубликована статья Александра Ломанова и Леонида Гамзы «Китай: поиск устойчивого роста». Анализируются главные направления и тенденции развития Китая в 2023 году. Рассмотрено поступательное развитие российско-китайских связей и дальнейшее укрепление двусторонних отношений всестороннего стратегического партнерства.

подробнее...

Вышли из печати