Североирландская ингрессия

649

Здание парламента Стормонт

© Стрежнева М.В., 31.05.2022

Соглашением 2019 г. о «разводе» между Британией и Евросоюзом были предусмотрены особые условия для Северной Ирландии. Чтобы избежать «жесткой» границы на острове Ирландия по Североирландскому протоколу (вошел в это соглашение в качестве приложения), территория Северной Ирландии, будучи частью таможенной территории Соединенного Королевства[1], и по завершении «развода» (после переходного периода) осталась подчинена европейскому регулированию. Это касается торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, государственных субсидий производителям, таможенных правил и налога на добавленную стоимость, даже если соответствующее регулирование в Соединенном Королевстве за пределами Северной Ирландии было или будет при этом изменено в сторону, отличную от содержания соответствующих европейских правил.

Нынешние условия для Северной Ирландии требуют проверок и контроля (инспекций и оформления сопроводительных документов, а также уплаты таможенных сборов) на торговой «границе» в Ирландском море или в североирландских портах для товаров, поступающих в Северную Ирландию из Великобритании, чтобы подтвердить соответствие европейским правилам и стандартам, если можно предполагать, что эти товары на самом деле предназначаются для рынка ЕС.

Североирландский протокол формально вступил в силу с 1 января 2021 г. и является частью международного права. Но в прошлом году ЕС и Великобритания договорились о серии периодов отсрочки, чтобы снизить давление бюрократии на североирландский бизнес в начальный период его действия. Некоторые из отсрочек британское правительство затем продлевало в одностороннем порядке.

Юнионисты и консервативное правительство Соединенного Королевства теперь настаивают, что действие Протокола в его настоящей редакции создает неправомерные препятствия на национальном рынке, наносит урон экономике Северной Ирландии и подрывает политическую стабильность в регионе. Но все прочие североирландские партии, за исключением юнионистских, Протокол, наоборот, поддерживают. Они утверждают, что проблемы, переживаемые Северной Ирландией, являются следствием Брексита, а не собственно Протокола. Подчеркиваются также потенциальные выгоды последнего – в особенности тот уникальный статус, который он обеспечивает североирландским торговцам, позволяющий им без ограничений продавать товары на внутренних рынках и Евросоюза, и Великобритании.

Обращает на себя внимание тот факт, что партия националистов «Шинн фейн» в последнее время избегает шагов, которые осложнили бы положение их «конкурентов» – Демократической юнионистской партии (ДЮП), чтобы не отталкивать от себя умеренных избирателей, дистанцирующихся от межобщинных трений, стараясь предстать перед ними в роли зрелой политической партии, вполне способной на политические компромиссы и готовой находиться у правящего руля по обе стороны границы, разделяющей остров Ирландия.

Речь, в частности, идет о том, чтобы привлечь на свою сторону растущее число нейтральных избирателей в Северной Ирландии, которые не видят себя ни националистами, ни юнионистами. Для них важнее вопросы социальной справедливости и решение экологических проблем, которые «Шинн фейн» старается включать в свою повестку. Бурные протесты ДЮП по поводу «границы» в Ирландском море, напротив, выглядят мало адекватными, к примеру на фоне кризиса пресной воды – тем более, что судьбу Североирландского протокола, в конечном счете, будут решать Лондон и Брюссель, а отнюдь не Белфаст.

На выборах в Североирландскую ассамблею (Стормонт) 5 мая 2022 г. «Шинн фейн» получила 27 мест из 90, впервые заняв первое место, тогда как ДЮП впервые опустилась на вторую позицию с 25 мандатами[2]. На третье место вышла Партия альянса (17 мандатов), непосредственно объединяющая сторонников консоциальных межобщинных договоренностей, которой удалось более чем вдвое нарастить свое представительство в Стормонте по сравнению с предыдущими выборами в 2017 г.

В соответствии с Соглашением Страстной пятницы 1998 г. та партия, которая получила наибольшее количество голосов на выборах, получает и право на выдвижение из своих рядов кандидатуры Первого министра в правительство Северной Ирландии, опирающееся на принцип распределения власти между католической и протестантской общинами. Но комплексующая из-за своего «поражения» ДЮП парализует работу североирландских представительных институтов: она отказывается, как того требуют формальные правила, выдвинуть кандидатуру заместителя Первого министра до тех пор, пока не будет отменен либо существенно отредактирован Североирландский протокол, а без этого формирование кабинета невозможно завершить.

В качестве реакции на такой демарш со стороны ДЮП министр иностранных дел Британии Элизабет Трасс 17 мая 2022 г. анонсировала законопроект, позволяющий Британии в одностороннем порядке отменить проверки товаров, отправляемых из Великобритании и предназначенных исключительно для Северной Ирландии. В законопроекте также предполагается покончить с полномочиями Суда ЕС по вопросам, связанным с данным регионом, против чего категорически возражает Евросоюз.

Справедливости ради резонно будет припомнить, что по условиям отношений Евросоюза с Норвегией, Исландией, Лихтенштейном, а также Швейцарией, которые пользуются преференциальным доступом на Единый внутренний рынок ЕС, аналогичные полномочия Суду ЕС (который, в сущности, представляет только одну сторону в подобных отношениях) не предоставлялись. Их фиксация в Североирландском протоколе, пусть и в весьма ограниченном объеме, стала возможной из-за относительной слабости переговорных позиций Лондона по сравнению с Брюсселем в ходе договорно-правового оформления Брексита, что вынуждало правительство Бориса Джонсона к действиям на грани и за гранью фола. С тех пор Лондон уже неоднократно, но совершенно тщетно взывал к Евросоюзу, добиваясь отмены в Протоколе упоминаний роли Суда ЕС.

Трасс подчеркивает в своих заявлениях, что Лондон не собирается отказываться от Североирландского протокола в принципе, но намерен лишь зафиксировать проявившиеся с его имплементацией болезненные проблемы, причем желательно в диалоге с Евросоюзом. По мнению наблюдателей, подобные ложно-радикальные шаги со стороны Лондона стимулированы желанием консервативного правительства, испытывающего давление ДЮП и сочувствующих ей консерваторов-заднескамеечников с евроскептическими предпочтениями, так или иначе отыграть назад серьезное падение собственного рейтинга внутри страны.

Официальный Брюссель, не испытывающий доверия к правительству в Лондоне, в целом с заметной нервозностью отреагировал на заявления и действия министра Трасс по законопроекту, полагая, что пределы его собственной уступчивости в отношении возможностей смягчения условий функционирования Протокола уже были достигнуты ранее (с начала прошлого года Евросоюз вел об этом переговоры с Лондоном, которые, впрочем, ни к чему не привели).

У Стормонта нет юридической власти в отношении Североирландского протокола (он не может этот Протокол отменить самостоятельно), однако в конце 2024 г. депутаты Североирландской ассамблеи должны и вправе решить, следует ли продолжать действие некоторых из ключевых положений Протокола. Для подтверждения на четыре последующих года их обязательного согласия на продолжение действия Протокола достаточно простого большинства голосов[3], причем в Стормонте нынешнего состава как раз сложилось необходимое большинство, которое выступает за то, чтобы и после 2024 г. Североирландский протокол продолжал действовать в неизменном виде. Но если Британия и Евросоюз в ближайшее время не договорятся об изменении Протокола, которое устроило бы ДЮП (что, впрочем, следует счесть практически нереальным), а ДЮП продолжит упорствовать, то менее чем через полгода британское правительство вынуждено будет назначить новые выборы в Стормонт, на которых электоральные шансы ДЮП, скорее всего, не улучшатся.

В том случае, если кабинет министров Северной Ирландии так и не сложится и не будет функционировать в тот момент (конец 2024 г.), когда британское правительство по договору о «разводе» с Евросоюзом обязано запросить у Стормонта согласие на продление действия Протокола, можно обойтись и без его участия, если только и сама Ассамблея не будет к тому времени распущена. Но в последнем случае британскому правительству вовсе некого станет запрашивать, то есть, как можно предполагать, Протокол просто продолжит свое действие по умолчанию.

Заключение

Северная Ирландия в качестве своего рода промежуточного звена соединила Евросоюз и отделившуюся от него Великобританию, образовав «игрессивную связку»[4] между ними. Скорее всего, ей удастся более или менее благополучно пережить нынешние политические потрясения с их драматическими эффектами, которые несколько преувеличены нынешними действующими лицами. С одной стороны, маловероятно, чтобы правительство в Лондоне действительно пошло на нарушение международного права, разорвав свое соглашение с Евросоюзом, включающее особые условия для Северной Ирландии, которые сторонники ирландского объединения, по сути, сейчас считают приемлемой альтернативой для него.

С другой стороны, вряд ли подобное нарушение допустит и Вестминстер, так как для Парламента исключительно важно поддержание международной репутации Великобритании. Кроме того, гражданское общество в Северной Ирландии служит «буфером» в момент возрастания провоцируемой радикалами напряженности вокруг связанных с Североирландским протоколом проблем, реагируя на них повышенной озабоченностью состоянием торговли, экономики и задачами постковидного восстановления региона, чему дрязги между депутатами Стормонта не способствуют. Очень многие в Северной Ирландии считают ДЮП, которая за последний год дважды пережила смену своего лидера, творцом ее же собственных проблем.

В конце концов, у Европейской комиссии нет и не будет мандата на возобновление переговоров с Британией по содержанию Протокола, о чем Лондону на самом деле хорошо известно. Поэтому более вероятно, что громкие заявления британского правительства по данному поводу преследуют с его стороны тактические цели внутренней политики ввиду приближения общенациональных выборов в стране (они могут состояться уже в 2023 г.) и предназначены как для «выдавливания» максимально возможных уступок из Евросоюза (по практическим вопросам пересечения «границы» в Ирландском море, вызывающим реальные осложнения, таким как доступ к медикаментам и излишнее бремя таможенных и регуляторных проверок), так и для декларативной поддержки ДЮП, что, как надеются консерваторы, способно принести им какие-то очки на будущих общенациональных выборах.

Примечания:

[1] Это означает, что на Северную Ирландию распространяются все возможности и обязательства, вытекающие из британской внешнеторговой политики, включая условия будущих торговых соглашений между Соединенным Королевством и другими государствами.
[2] Голоса юнионистского электората разошлись между ДЮП, Ольстерской юнионистской партией (9 депутатских мандатов) и партией «Традиционный юнионистский голос» (1 мандат).
[3] При наличии межобщинного согласия на продление срок действия Протокола увеличивается с четырех до восьми лет.
[4] Как следует из теории организации Александра Богданова (См.: Богданов А. Очерки организационной науки. Доступно по адресу: http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/bogdanov.ru.html), ингрессия – это тип цепной связи между разнородными частями вновь образуемого дифференцированного, слабо интегрированного системного комплекса (в данном случае между Евросоюзом и Великобританией), обеспечивающий их более стабильное соединение.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.09.2024

Представляем вашему вниманию второй в 2024 г. выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске две рубрики – «Тренды и риски развития» и «Глобальная и региональная безопасность».

подробнее...

12.09.2024

В журнале «Россия в глобальной политике» (№5(129), 2024) опубликована статья Константина Богданова, Ирины Кобринской и Бориса Фрумкина «Гонка на Глобальном Юге, или Битва за мировое большинство».

подробнее...

Вышли из печати