
© 12.05.2017, Кириченко Э.В.
photo by Pictures of Money // www.flickr.com/photos/pictures-of-money
Д. Трамп продолжает воплощать в жизнь свои предвыборные обещания. В ходе избирательной кампании он задал вектор экономической политики своей администрации, выделив несколько приоритетных направлений. Это - иммиграционная и налоговая реформы, аннулирование Закона 2009 г. о реформе здравоохранения (Obamacare), пересмотр Закона 2010 г. Додда-Фрэнка о финансовой реформе, выход из региональных торговых мега-соглашений и Парижского соглашения по климату, новые акценты в энергетической политике, торговый протекционизм, развитие инфраструктуры, укрепление обороноспособности страны.
Рассмотрим две инициативы Д. Трампа, которые могут оказать наибольшее влияние на будущее социально-экономического развитие США. Это - налоговая реформа, а также возможные изменения в регулировании финансового сектора.
Налоговая реформа в США давно назрела. Это был один из пунктов повестки дня Б. Обамы. Главный акцент Обама делал на повышение налогов на богатых, сохранение вычетов и льгот для бедных слоев и среднего класса, а также упрощение заполнения налоговых деклараций. Однако ему удалось провести лишь часть своих идей в жизнь. В 2013 г. были повышены ставки подоходного налога для лиц с доходами свыше 400 тыс. долл. в год (для супружеских пар – 450 тыс.) с 35%до 39,6%, а также увеличены налог на высокие доходы от ценных бумаг и налог на недвижимость.
Представленный администрацией Д. Трампа план налоговой реформы очень амбициозен, но пока это всего лишь одностраничный список общих бегло прописанных идей.
- Ставку федерального налога на прибыль компаний предложено сократить с 35 до 15%. Сейчас она считается самой высокой среди развитых стран. Однако, по данным исследования Бюджетного управления конгресса США (СВО), благодаря многочисленным вычетам и лазейкам, содержащимся в Налоговом кодексе, действительная эффективная ставка налога на корпоративную прибыль составляет в среднем около 19%.
- По ставке 15% будут платить и компании с ограниченной ответственностью (limited liability companies – LLC), имеющие статус партнерств (куда может входить единственный партнер). Доходы LLC сейчас включаются в личные налоговые декларации их владельцев. Это может стать лазейкой для богатейших американцев, так как индивидуальный подоходный налог для них даже по новым ставкам будет выше 15%. Трамп-бизнесмен сам активно использовал форму собственности LLC.
- Администрация Трампа хочет простимулировать возвращение зарубежных прибылей в США за счет разового пониженного налога (своеобразная налоговая амнистия), после чего власти вообще перестанут облагать налогом репатриируемую международную прибыль американских корпораций.1 Пока не ясен возможный размер разового налога. В интервью журналу «Экономист» от 11 мая 2017 г. президент вообще говорил только о снижении налога на репатриируемую зарубежную прибыль американских компаний до 10%.
- План Д. Трампа предполагает, сохранив прогрессивную систему налогообложения, сократить количество ставок подоходного налога индивидуального налогоплательщика или семейной пары с семи до трех: 10, 25 и 35%. Но поскольку опять же не ясны уровни дохода, к которым будут применяться эти ставки, невозможно дать оценку, как изменится налоговая нагрузка на различные группы граждан.
- Администрация также пообещала увеличить так называемый стандартный налоговый вычет, так что семейная пара будет освобождена от налогообложения первых 24 тыс. долл. из их суммарного годового дохода.
- Предполагается ликвидировать многие вычеты из подоходных налогов (в настоящее время из налогооблагаемого дохода можно вычитать медицинские расходы, налоги штатов и муниципалитетов и т.д.). Будут сохранены вычеты из налогооблагаемой суммы расходов на обслуживание ипотечных кредитов и пожертвований на благотворительность. Отмена отдельных вычетов может привести к существенному увеличению нагрузки на средний класс, особенно на жителей штатов, лидирующих по величине штатного подоходного налога (в частности, Калифорнии или Нью-Йорка).
- В перечисленные пункты входит также отмена налога на наследство.
- Среди предложенных мер, которые могут принести выгоду наиболее обеспеченным американцам, - отмена налога на инвестиционный доход, введенного при Б. Обаме, и так называемого альтернативного минимального налога (AMT).2
Естественно, план налоговой реформы будет уточняться. Совершенно непонятно, чем будет компенсироваться ожидаемое падение доходов федерального бюджета в результате сокращения налогов. Администрация считает, что более низкие налоги и стимулирующая экономическая политика вызовут дополнительный экономический рост, что возместит потери бюджета. Однако в краткосрочном периоде (и будет ли он краткосрочным!) США столкнутся с увеличением бюджетного дефицита.
И еще одна инициатива Д.Трампа может вызвать неоднозначные последствия для финансового сектора и экономики в целом. Президент, претворяя в жизнь свои предвыборные обещания, заявил, что он активно рассматривает возможность возрождения «модернизированного и адаптированного с учетом реалий XXI века» Закона Гласса-Стигала, по которому коммерческим банкам в США было запрещено заниматься любыми инвестиционными операциями, как за свой счет, так и за счет клиентов. Как известно, Закон Гласса-Стигала был принят в 1933г. во время Великой депрессии. В 1999 г. он был частично отменен Законом Грэма-Лича-Блайли, либерализовавшим деятельность банков. По мнению многих аналитиков, этот шаг способствовал усилению спекуляций и надуванию финансового пузыря.
В июле 2010 г. Б. Обаме удалось добиться от конгресса одобрения Закона Додда-Фрэнка о реформе финансового сектора и защите потребителя (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act), ужесточившего регулирование на финансовых рынках. В Законе Додда-Фрэнка прописано «правило Волкера». Оно, в частности, запрещает коммерческим банкам инвестировать в хедж фонды и фонды прямых инвестиций, а также запрещает банковским служащим совершать операции с ценными бумагами за счет средств банка с целью получения прибыли для банка (т.н. proprietary trading). Только в конце 2014 г., несмотря на ожесточенное сопротивление финансового лобби, основная часть правила Волкера вступила в силу. Правило Волкера либеральнее Закона Гласса-Стигала, так как оно позволяет торговать ценными бумагами по требованию клиента. А теперь Д. Трамп предлагает сделать шаг назад к 1933 г., еще более ограничив право банков на операции с ценными бумагами.
Многие эксперты ставят под сомнение выгоды от возрождения этого закона. Они не уверены, что закон будет стимулировать кредитование. Он потребует раздробления крупных банков, что приведет к усилению конкуренции на внутреннем финансовом рынке, от чего смогут выиграть потребители. Однако это же подорвет международную конкурентоспособность американских финансовых институтов.
К идее возрождения Закона Гласса-Стигала одобрительно относятся и демократы и республиканцы в конгрессе (правда, с разных позиций и преследуя разные задачи). Однако непонятно, насколько серьезно будет пересмотрен Закон 2010 г. Додда-Фрэнка в целом. Со дня его принятия республиканцы под влиянием финансового лобби делали все возможное, чтобы приостановить его реализацию, тормозя принятие подзаконных актов. Пока не ясно, как далеко готов зайти Д. Трамп в этой области.
Обе предложенные реформы политически уязвимы, особенно, если учесть, что уже через полгода начнется избирательная кампания по выборам в конгресс.
Примечания:
1 Сейчас американские компании обязаны платить налог 35% с зарубежной прибыли, но он может быть отложен до момента ее репатриации в США.
2 AMT представляет собой особую систему налогообложения физических лиц, введенную в 1970 г., чтобы предотвратить злоупотребления с использованием налоговых лазеек особо богатыми американцами. Налогоплательщик рассчитывает свою ставку по «обычной» системе и правилам AMT, но уплачивает наибольшую из них. Вначале эта мера была нацелена на 155 домашних хозяйств. В настоящее время, по данным Tax Policy Center, подается около 5 млн. соответствующих деклараций.
Нет комментариев