
© 15.04.2016, Малышева Д.Б.
13 апреля в Женеве возобновились переговоры по урегулированию сирийского кризиса между правительством и оппозицией. Старт переговорному процессу, который ведется под эгидой Международной группы поддержки Сирии (МГПС) и в соответствии с одобренным Советом Безопасности ООН планом политического урегулирования в этой ближневосточной стране1, был дан в конце января 2016 года. Фон, на котором проходят нынешние переговоры, достаточно сложен.
С 27 февраля вступило в силу соглашение о прекращении боевых действий в Сирии, достигнутое при посредничестве сопредседателей МГПС – России и США2. Соглашение было потом единогласно одобрено в Совете Безопасности ООН3, и режим прекращения огня в целом соблюдается в большинстве районов страны. Определенных успехов правительственные войска достигли на фронте. 27 марта армия при поддержке отрядов ополчения, активистов ливанского шиитского движения «Хезболла», а также Воздушно-космических сил России провела крупную военную операцию и освободила от боевиков террористической группировки «Исламское государство» (запрещено в России) древний город Пальмиру, включенный ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия. Готовится наступление на Алеппо, Идлиб, Ракку. Сирийская армия намерена очистить их от незаконных вооруженных формирований, которые не присоединились к соглашению о перемирии или нарушают его. Заявили о себе как о политической силе сирийские курды. 17 марта они объявили об объединении трех граничащих с Турцией анклавов с преимущественно курдским населением (Джазира, Кобани и Африн) в Федерацию Северной Сирии4, и это событие вызвало одинаково негативную реакцию, как в Дамаске, так и в Анкаре.
Вопросы соблюдения режима прекращения огня в Сирии и будущее мирного процесса в этой стране стали основными на межсирийских политических переговорах в Женеве. И именно на этих проблемах сосредоточил свое внимание спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура в ходе своих недавних консультаций в Москве, Дамаске, Аммане, Тегеране. Примечательно, что своим старшим советником на межсирийских переговорах в Женеве де Мистура назначил в конце марта научного руководителя Института востоковедения РАН В.В. Наумкина, крупнейшего и хорошо известного российского специалиста по Ближнему Востоку. Это назначение свидетельствовало также о признании огромного вклада России в дело урегулирования сирийского конфликта.
От нынешнего раунда переговоров во многом зависит политическое будущее Сирии: удастся ли там добиться, чтобы перемирие сделалось устойчивым и чтобы, в конечном счете, был остановлен вооруженный конфликт, который способен в любую минуту возобновиться с новой силой. Возобновления полномасштабных боевых действий никто не исключает, поскольку сам процесс примирения и согласования позиций осложнен сохраняющимися серьезными противоречиями. Противоречия имеются как между сирийским правительством и достаточно разношерстной оппозицией, так и между заинтересованными сторонами конфликта. К последним относятся, выступающие на стороне законного правительства Сирии, Россия, Иран, Ирак, с одной стороны, а с другой, поддерживающие различные отряды внутренней и внешней сирийской оппозиции, США и их союзники по коалиции, а также Турция, Саудовская Аравия и другие участники сформированной официально для борьбы с терроризмом «исламской коалиции».
Разногласия существуют по вопросу о том, какие антиправительственные группировки, воюющие в Сирии на стороне оппозиции, попадают под соглашение о прекращении огня, а какие нет. В первую очередь это касается исламистского объединения «Фронт ан-Нусры», являющегося филиалом «Аль-Каиды» на территории Сирии и Ирака и признанного террористической организацией Советом Безопасности ООН, Россией, США и многими другими странами. Это объединение не было включено в число участников перемирия, и оно остается основной ударной силой оппозиции, продолжая воевать вместе с другими радикальными группировками с правительственными войсками. А потому удары сирийской армией по «фронтовикам» могут послужить для «умеренной оппозиции» предлогом для обвинения сирийского правительства в срыве соглашения о прекращении огня и возобновлении боевых действий.
Камнем преткновения по-прежнему остается главный предмет сирийского спора – политическое будущее президента Башара Асада: его уход (добровольный или насильственный) со своего поста рассматривается сирийскими оппозиционерами и их «группой поддержки» как ключ к решению конфликта. Перемирие же сейчас играет, по их мнению, на руку правящему сирийскому режиму, который, благодаря прекращению интенсивных боевых действий, отвоевывает утерянные за время конфликта территории, устанавливает на них свой контроль и укрепляет, таким образом, свою власть. Не случайно же к началу женевских переговоров влиятельное издание «The Wall Street Journal» вновь напомнило о существовании у американцев некоего плана «Б», суть которого весьма незатейлива. Она сводится – в случае нарушения правительством перемирия – к возможности поставок «умеренной оппозиции» переносных систем ПВО и зенитных установок, что, как надеются противники Асада и их спонсоры, приведет к изменению расклада сил в Сирии и долгожданной смене режима.
Что касается Асада, то и он не дремлет, явно стремясь переломить ситуацию в стране в свою пользу. Свидетельство тому – проведенные 14 апреля на территории 13 из 15 провинций Сирии парламентские выборы – вторые за время гражданской войны в этой стране. В выборы, конечно же, сразу же «уткнулись» женевские переговорщики: в отличие от правительства, признавшего выборы состоявшимися, оппозиционеры из базирующегося за пределами Сирии Высшего комитета по переговорам не считают выборы легитимными, заявляя об угрозе срыва перемирия. Более сдержанную позицию заняла внутренняя сирийская оппозиции («группа Хмеймим»), представитель которой заявил: «Мы первыми призывали бойкотировать все решения сирийских властей, но решили идти по пути поддержки закона: эти выборы в интересах нашего государства»5. Расхождения наблюдаются и в международных оценках. Если официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала парламентские выборы в Сирии «важным фактором стабилизации ситуации в арабской республике», то представитель госдепартамента США объявил, что не считает выборы «честными и свободными»6.
Тем не менее, поиски выхода из сложившейся в Сирии патовой ситуации, в которой ни одна из сторон не способна стать победительницей без полноценной поддержки извне, продолжаются, и одно из таких заслуживающих внимания предложений поступило 14 апреля от президента РФ В.В. Путина во время его прямого общения с гражданами России. «Мы очень рассчитываем, - заявил он, - что неприменение вооружённой силы с обеих сторон при поддержке кого бы то ни было, в том числе при нашей поддержке, приведёт к умиротворению. А политический процесс – нужно договориться, всем сесть за стол переговоров, принять Конституцию, на основе этой Конституции провести досрочные выборы и, таким образом, выйти из кризиса»7. В свою очередь, де Мистура заявил сегодня, что вопрос «политического транзита станет главным в нынешнем раунде женевских мирных переговоров, которые ставят своей целью положить конец пятилетней войне в Сирии»8.
Очевидно, что на нынешнем этапе женевских переговоров ждать резкого разворота в разрешении сирийской проблемы не приходится, как и едва ли смогут разгадать сирийскую головоломку участники открывшегося 14 апреля в Стамбуле двухдневного саммита Организации исламского сотрудничества (ОИС). Однако уже то, что сирийскую проблему пытаются решить не на поле боя, а на переговорных площадках - в Женеве ли, Стамбуле, Тегеране, Москве, Вашингтоне или в Эр-Рияде – рождает надежду на возможность мирного урегулирования этого кровавого конфликта, что означало бы прорыв в борьбе со страшным злом – транснациональным терроризмом в религиозном обличье, который опутал своими сетями весь Ближний Восток.
Примечания:
1 См. Резолюцию 2254 (2015), принятую Советом Безопасности на его 7588-м заседании 18 декабря 2015 года. Совет Безопасности S/RES/2254 (2015). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/443/37/PDF/N1544337.pdf.
2 Совместное заявление Российской Федерации иСоединённых Штатов Америки вкачестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии опрекращении боевых действий вСирии 22 февраля 2016 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/5061.
3 Резолюция2268 (2016), принятая Советом Безопасности на его 7634-м заседании 26 февраля 2016 года. Совет Безопасности S/RES/2268 (2016). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/053/65/PDF/N1605365.pdf?OpenElement
4 Syrian Kurds officially declare federal system, 17.3.2016. URL: http://rudaw.net/english/middleeast/syria/170320161.
5 Кузнецова О. Сирийские переговоры запнулись на выборах. – Коммерсантъ, 13.04.2016.
6 США: Выборы в Сирии не являются честными и свободными. – Взгляд, 14.04.2016. URL: http://vz.ru/news/2016/4/14/805493.html.
7 Прямая линия с Владимиром Путиным. Президент России [официальный сайт], 14.04.2016. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51716.
8 Syrian opposition offers power-sharing with regime – Aljazeera, 15.04.2016. URL: http://www.aljazeera.com/news/2016/04/syrian-opposition-geneva-talks-160414151708107.html.
Нет комментариев