Миграционный поворот Кира Стармера

334


used image: British PM Keir Starmer is working // Internet

© Касторнова Е.А., 15.05.2025

12 мая 2025 г. премьер-министр Соединенного Королевства Кир Стармер сделал заявление о планах правительства по решительному ужесточению миграционного законодательства. Эти меры, изложенные в «Белой книге»[1] под названием «Восстановление контроля над иммиграционной системой» (Restoring Control over the Immigration System), нацелены на существенное сокращение чистой миграции за счёт пересмотра каждого аспекта существующей «сломанной» системы.

По утверждению Стармера, решение усилить контроль над миграцией мотивировано значительным увеличением механического прироста населения в результате политики предыдущих правительств консервативной партии: в 2019–2023 гг. чистая миграция выросла в четыре раза, к 2023 г. достигнув рекордного значения – более чем 900 тыс. человек в год. При этом, по словам премьер-министра, отдельные секторы британской экономики становятся зависимыми от дешёвой иностранной рабочей силы, что лишает молодых британцев карьерных перспектив.

Чтобы изменить ситуацию, правительство лейбористов анонсировало создание «контролируемой, избирательной и справедливой системы», которая позволит выбирать, какие категории мигрантов будут допущены в государство. Предполагается, что невысокий приток высококвалифицированных специалистов, способных внести значительный вклад в экономику, будет более соответствовать национальным интересам Великобритании, чем массовая иммиграция низкооплачиваемой рабочей силы.

Среди прочего Стармер заявил, что, вопреки ожиданиям многих, высокий уровень иммиграции последних лет не привёл к экономическому росту, но поставил под угрозу социальную сплочённость населения, рискуя превратить Британию в «остров незнакомцев» (Island of strangers)[2]. Эта формулировка уже подверглась критике, в том числе со стороны соратников самого Стармера, как излишне жёсткая и сеющая распри[3].

Решение изменить миграционную систему в целом отражает общественный запрос: согласно данным британской аналитической компании YouGov, еженедельно фиксирующей темы, наиболее волнующие респондентов, вопрос иммиграции и предоставления убежища с середины 2020 г. стабильно входит в тройку самых актуальных для британцев наряду со здравоохранением и экономикой[4].

До середины 1990-х гг. чистая миграция в Соединённом Королевстве оставалась близкой к нулю: количество уезжающих компенсировалось числом приезжающих. Однако с расширением Европейского союза в 2000-х гг. и упрощением миграционного законодательства при правительстве Тони Блэра начался устойчивый рост показателя: в 2000-х гг. чистая миграция в среднем составляла 223 тыс. человек в год, в 2010-х – 260 тыс. человек[5]. Политика «открытых границ» того периода была призвана решить проблему недостатка рабочей силы в отдельных отраслях, однако привела к тому, что сравнительно дешёвый труд мигрантов часто назывался причиной снижения занятости среди местных работников. В результате политика Блэра вызвала общественное недовольство, способствовавшее росту евроскептических настроений и ставшее одним из показателей, предвосхитивших итоги референдума о выходе Великобритании из Европейского союза.

Вопреки ожиданиям сторонников Брекзита, голосовавших за выход Соединённого Королевства из ЕС в надежде на снижение иммиграции, в первые годы после Брекзита желаемых изменений в объёмах миграционных потоков не произошло (см. рис. 1). Однако изменилась их структура: резко выросла доля мигрантов из стран за пределами ЕС, в частности, из Индии, Нигерии и Пакистана. Если в 2019 г. чистая миграция из стран вне ЕС оценивалась примерно в 190 тыс. человек в год, то к 2024 г. – уже в 845 тыс. человек в год[6].


Рисунок 1. Динамика миграционных потоков по данным ONS[7]

Главные опасения противников высокого иммиграционного притока связаны с перегрузкой инфраструктуры: ростом давления на систему здравоохранения, нехваткой жилья, падением заработных плат и проблемами интеграции. В правительственной «Белой книге» подчёркивается, что иммиграция низкоквалифицированной рабочей силы деформировала рынок труда, снизила мотивацию работодателей к обучению местных кадров и вызвала злоупотребления, особенно в социальной сфере.

Сторонники более открытой миграционной политики указывают на то, что иммигранты вносят ценный вклад в отдельные сферы общественной жизни. Например, согласно данным за 2023 г., среди всех работников Национальной службы здравоохранения (НСЗ) Англии иностранные граждане составляли 18,7%. Среди врачей их доля достигала 35,0%, а среди медсестёр – 27,2%[8]. Учитывая текущие проблемы в системе здравоохранения и низкую привлекательность работы в НСЗ для местных граждан из-за невысокого уровня оплаты труда, сокращение иммиграционных потоков в перспективе может лишь усугубить такие проблемы, как дефицит рабочей силы и общая неэффективность системы.

В опубликованной «Белой книге» изложен ряд конкретных шагов, предлагаемых правительством Стармера для выстраивания новой миграционной системы. Среди них:

  • Повышение порога квалификации для получения визы квалифицированного работника (Skilled Worker Visa) до уровня RQF 6 (высшее образование);
  • Закрытие возможности набора иностранных работников в сферу ухода за взрослыми (adult social care);
  • Ужесточение требований по знанию английского языка для мигрантов и их иждивенцев с целью улучшения интеграции в местные сообщества;
  • Сокращение максимального срока пребывания иностранных выпускников университетов в стране с двух лет до 18 месяцев;
  • Уточнение правил семейной иммиграции, включая критерии и обстоятельства, при которых она возможна;
  • Введение системы «заработанного» гражданства и постоянного вида на жительства (earned settlement and citizenship), предполагающей более жёсткие критерии, включая необходимость легального проживания в стране не менее десяти лет вместо нынешних пяти;
  • Наделение Министерства внутренних дел новыми полномочиями для ускорения процедуры депортации мигрантов.

Для адаптации рынка рабочей силы к новым условиям правительство предлагает меры по расширению привлекательности рабочих мест в сфере услуг для местных работников. Учитывая критически низкий уровень оплаты труда в ряде секторов, предлагается внедрение системы соглашений о справедливой оплате труда (Fair Pay Agreements), которая позволит работникам и работодателям договариваться об условиях трудоустройства[9].

Планы правительства по реформированию миграционного регулирования были объявлены на фоне успеха правопопулистской партии «Реформировать Соединённое Королевство» на местных выборах в начале мая, а также общего роста популярности фигуры Найджела Фараджа. Поскольку со времён Брекзита политическая активность Фараджа определяется его резко негативным отношением к росту иммиграции и стремлением противопоставить себя обеим ведущим политическим силам – лейбористам и консерваторам – в заявлении Стармера просматривается попытка перехватить инициативу в миграционной повестке и вернуть симпатии избирателей. Тем не менее сам Стармер отвергает обвинения в подражании Фараджу, называя принятые меры результатом давно назревшей необходимости.

Пакет миграционных инициатив, предложенный правительством Стармера, вероятно, станет самым значимым событием в сфере регулирования иммиграции со времён Брекзита. Хотя конкретные целевые показатели ожидаемой иммиграции не были озвучены, дальнейшая оценка результативности действий нынешнего правительства будет во многом основываться на эффективности новой системы. Общественное восприятие предпринятых мер, скорее всего, будет положительным, с учётом общеевропейской тенденции к росту антиглобалистских и антимиграционных настроений.

Настолько масштабное и всестороннее изменение законодательства, несомненно, окажет влияние на интенсивность и структуру миграционных потоков, однако остаётся открытым вопрос о долгосрочной способности британской экономики адаптироваться к резкому сокращению числа трудовых мигрантов – особенно на фоне продолжающегося снижения рождаемости и естественного прироста населения.

Примечания:

[1] Прим.: «Белой книгой» в Соединённом Королевстве принято называть правительственный доклад, содержащий информацию об определенной проблеме или предложения по ее решению.
[2] PM remarks at Immigration White Paper press conference. 12 May 2025 // Gov.uk, 12.05.2025. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-remarks-at-immigration-white-paper-press-conference-12-may-2025.
[3] Crerar P. Starmer faces opposition from Labour MPs and employers over immigration shift // The Guardian, 12.05.2025. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2025/may/12/keir-starmer-immigration-policy-rhetoric-labour-mps-employers.
[4] The most important issues facing the country // YouGov. URL: https://yougov.co.uk/topics/society/trackers/the-most-important-issues-facing-the-country.
[5] Net migration report // Gov.uk, 13.05.2025. URL: https://www.gov.uk/government/publications/migration-advisory-committee-report-on-net-migration/net-migration-report-accessible
[6] Net migration to the UK // The Migration Observatory. URL: https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/briefings/long-term-international-migration-flows-to-and-from-the-uk/.
[7] Long-term international migration, provisional: year ending June 2024 // ONS, 28.11.2024. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/populationandmigration/internationalmigration/bulletins/longterminternationalmigrationprovisional/yearendingjune2024.
[8] NHS staff from overseas: statistics // House of Commons Library, 20.11.2023. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7783/CBP-7783.pdf.
[9] Restoring control over the immigration system: white paper // Gov.uk, 12.05.2025. URL: https://www.gov.uk/government/publications/restoring-control-over-the-immigration-system-white-paper.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
20.06.2025

Александр Дынкин принял участие и выступил с докладами на Петербургском международном экономическом форуме.

подробнее...

20.06.2025

Состоялся семинар «Прогнозирование и управление». С докладом «Генеративный ИИ. Новые возможности и вызовы  глобальной безопасности» выступил Олег Рогов.

подробнее...

Вышли из печати