
used photo: Emergenza coronavirus by Dipartimento Protezione Civile // www.flickr.com/photos/dpcgov
© Авилова А.В., 03.03.2020
Заболеваемость коронавирусом в Италии растет. Число официально зарегистрированных случаев, отмеченных уже в большинстве административных областей, на 3 марта достигло 1825, умерли 52 человека. Основным очагом остается Север – области Ломбардия и Венето, все больше положительных тестов в Эмилии-Романье.
Италия первой из европейских стран прекратила воздушное сообщение с Китаем, но карантин для прибывающих оттуда людей не вводился. Управление итальянской системой здравоохранения возложено на региональные власти, которые на первых порах, по-видимому, недооценили серьезность угрозы. В настоящее время все предпринимаемые на местах действия подлежат утверждению правительством и унифицируются на национальном уровне. В Брюсселе мобилизационные меры итальянского правительства были охарактеризованы как «быстрые и решительные», совещание министров здравоохранения соседних стран и представителей ВОЗ приняло решение оставить границы с Италией открытыми. Однако после этого в ряде стран (Испании, Швейцарии, Австрии, Хорватии, Франции, Германии, Дании, Нигерии) были зарегистрированы новые случаи заболеваний, связанные с посещением Италии1.
Спад деловой активности на промышленном Севере наносит экономике страны тяжелый удар. На области Ломбардия и Венето приходится 31% ВВП и 41% национального экспорта. По оценке ОЭСР, ожидаемые потери обрекают экономику Италии в 2020 г. на стагнацию, после спада производства в первом квартале2. Газета деловых кругов Il Sole 24 Ore прогнозирует, что для туризма, машиностроения и индустрии моды текущий год будет потерян.
«Красная зона» (11 городов Ломбардии), где на неопределенное время введен карантин, представляет собой логистический узел, регулирующий значительную часть национальных транспортных потоков, в том числе экспортных перевозок Севера. Здесь сосредоточены склады и оптовые базы таких компаний, как Amazon, IKEA и т.п. Сотни местных предприятий полностью или частично остановили производство. Связанные с этим транспортные потери очень велики. Транспортная отрасль повсеместно ощутила блокирующее влияние эпидемии. В порту Генуи санитарная проверка контейнеров, прибывающих из-за рубежа, увеличилась до 10 дней, в аэропортах – до 6–7 дней. Пассажиропоток на железных дорогах сократился на 60%, авиационный пассажирский трафик – на 30%. В связи с принятыми мерами предосторожности (закрытием школ, многих предприятий торговли и т.п.) резко снизилась и загрузка городского транспорта: метро в Милане – на 40%, такси – наполовину3.
Ряд отраслей промышленности также сильно затронут. Машиностроение, особенно автомобильная промышленность, несет убытки как вследствие замедления поставок комплектующих из Китая, так и из-за нарушения графика собственных экспортных операций. На итальянское автомобилестроение приходится 9% европейского импорта комплектующих китайского производства. Германский автопром, главный партнер итальянского по межфирменной кооперации, переживает аналогичные сложности (его доля в поставках из Китая – 27%). Предприятия обеих стран испытывают серьезные трудности из-за разрыва производственных цепочек.
Индустрия моды (ткани, одежда, обувь и аксессуары, оптика, косметика, бижутерия, ювелирная промышленность) с годовым оборотом 90 млрд евро, из которого 71,8 млрд приходится на экспорт, терпит бедствие из-за резкого сокращения поставок китайского сырья и спада производства на итальянских предприятиях, работающих в Китае. Десятки тысяч малых и средних предприятий этой отрасли с численностью занятых около 620 тыс. человек могут продержаться на имеющихся запасах, по оценке Confindustria Moda, не более двух месяцев. В случае банкротства многие из них – такова специфика бизнеса – будут навсегда вытеснены с рынка. В Ливорно и других портах заблокированы грузы, предназначенные для крупного китайского кластера в промышленном округе Прато, выпускающего одежду и аксессуары массового спроса. Автоперевозки этой продукции почти остановились, так как румынские «дальнобойщики», основные участники этого бизнеса, отказываются от рейсов в Прато.
Большие потери несет и туризм, в том числе деловой. Это стратегически важная для страны отрасль с ежегодным притоком туристов более 90 млн (в том числе 5 млн из Китая), доля которой в ВВП вместе со смежными отраслями составляет 13,3%. В Ломбардии убытки гостиничного бизнеса только на первый квартал оцениваются в 2 млрд евро, более 20 тыс. рабочих мест находятся под угрозой. Закрываются гостиницы в Милане, Венеции, Парме. В области Лацио аннулировано 90% заказов на гостиничные номера на март и большая их часть – вплоть до июня. В стране закрыты многие парки развлечений – обширный сектор туристского бизнеса, насчитывающий 230 парков с суммарным оборотом 1 млрд евро в год. Отменены школьные поездки – источник 40% доходов этого сектора.
В Италии ежегодно проводится около 200 тыс. выставок, привлекающих до 20 млн посетителей. Деловой оборот этих выставок достигает 60 млрд евро, объем генерируемых ими сделок – в 10–15 раз больше. Уже отменены или переносятся на более позднее время 70 выставок и деловых совещаний; понесенный ущерб только за месяц оценивается в 1,5 млрд евро. Потери выставочного бизнеса в дальнейшем удастся компенсировать только частично из-за крайней насыщенности международного графика таких мероприятий4. Международные салоны мебели и моды в Милане лишились многочисленных китайских клиентов, главных покупателей продукции класса «люкс».
Итальянское правительство принимает экстренные меры для поддержки экономики. На первом этапе они включали выделение 300 млн евро в помощь экспортным операциям малого и среднего бизнеса и перевод на государственное обеспечение части людей, теряющих рабочие места. Предпринимателям было дано право на годичную приостановку выплат по банковским займам и продление планов амортизации. Для самозанятых устанавливались временные денежные пособия. В «красной зоне» предполагалось ввести льготы, аналогичные применяемым в случае природных катастроф – мораторий на уплату налогов, отсрочку выплаты ипотечных кредитов и пр. В настоящее время начался второй этап: министр экономики Р. Гуалтьери объявил о выделении 3,6 млрд евро (0,2% ВВП) на покрытие бюджетных расходов, связанных с компенсацией потерь предприятий, терпящих бедствие. Предусматриваются применение налогового кредита и дополнительные меры по укреплению национальной системы здравоохранения. Правительство обратится к парламенту за утверждением новых размеров бюджетного дефицита на 2020 год и к ЕС – с просьбой пойти навстречу Италии ввиду серьезности положения. В переговорах министров экономики Италии, Франции и Германии прозвучала идея о координации усилий по разработке чрезвычайного плана борьбы с эпидемией в странах Еврозоны.
Примечания:
1 528 test positivi al coronavirus in Italia. URL: https://www.ilpost.it/2020/02/27/coronavirus-italia-aggiornamenti-milano.
2 Hiault R. Coronavirus: pour l’OCDE, le monde est a’ la merci d’une recession. URL: https://www.lesechos.fr/monde/enjeux-internationaux/coronavirus-le-monde-est-a-la-merci-dune-recession-1181155.
3 De Forcade R.”La logistica italiana e’ vicina al collasso” // Il Sole 24 Ore, 28.02.2020.
4 Mancini G. Oltre 70 fiere escono da scena. Allarme liquidita per l’indotto //Il Sole 24 Ore, 28.02.2020.
Нет комментариев