Корейский полуостров: между диалогом и конфронтацией

502

used images: Satellite view - Korean Peninsula at night.
South Korea is filled with lights and energy and vitality and a booming economy; North Korea is dark (www.flickr.com/photos/roman-harak/),
Ким Чен Ын, Мун Чжэ Ин (Internet).

© Давыдов О.В., 13.08.2021

Очередная попытка двух корейских государств добиться примирения и возобновить диалог в целях нормализации взаимных отношений потерпела неудачу.

Напомним, что в конце июля Пхеньян и Сеул восстановили правительственную и военные линии связи, которые год назад были прерваны по инициативе северокорейской стороны. Это событие было использовано правительством РК для того, чтобы выступить с предложением о налаживании официальных переговоров, которые не ведутся вот уже около трех лет. Северокорейцы, однако, выставили условие: партнер должен отказаться от проведения запланированных на текущий месяц совместных американо-южнокорейских военных учений, которые якобы являются «репетицией нападения на КНДР». Это ультимативное требование было ранее публично предъявлено доверенным лицом и сестрой северо-корейского лидера Ким Ё Чон, занимающей высокое место в партийной иерархии.

Хотя поначалу позиция Пхеньяна породила определенное замешательство, вызвав даже разногласия в политическом истэблишменте Южной Кореи, в конечном итоге возобладало мнение, что Северу не следует диктовать свои условия возобновления диалога. По согласованию с Пентагоном было принято решение о проведении во второй половине августа рутинных командно-штабных учений, ограниченных как по времени, так и по своим масштабам. Также со стороны союзников подчеркивалось, что эти мероприятия не могут представлять угрозы для КНДР, поскольку их основная часть проводится в режиме компьютерного моделирования и без полевого развертывания войсковых группировок.

Такая аргументация Пхеньяном была воспринята как неубедительная. В заявлениях, с которыми в последующие дни выступили Ким Ё Чон и директор департамента Трудовой партии Кореи, курирующий проблематику межкорейских отношений, Ким Ён Чер, отмечалось, что Сеулу придется «пожалеть о неверно выбранном решении», чреватом возникновением серьезного кризиса в области безопасности. При этом было декларировано право Севера на дальнейшее укрепление собственных «сил сдерживания» для отражения внешней угрозы. Все межкорейские контакты вновь были приостановлены. В последние дни официальные представители КНДР, как в стране, так и за рубежом, в своих выступлениях делают упор на то, что главным условием установления мира на Корейском полуострове должен стать вывод с его территории войск США и развернутой там американской военной техники.

Логика действий Пхеньяна, который поначалу был инициатором восстановления прерванных коммуникаций с Сеулом, но затем вновь пошел на обострение отношений с соседом, свидетельствует о том, что северокорейцы, по-видимому, сознательно искали повод для того, чтобы громко «хлопнуть дверью». Подобная линия поведения представляет собой образчик известной тактики, не раз апробированной в прошлом. Состоит она в том, чтобы сделать неожиданный примирительный жест, а затем вдруг резко «оскорбиться» в случае, если партнер откажется выполнить некоторые абсурдные требования Пхеньяна. Затем же – использовать создавшуюся на пустом месте конфликтную ситуацию для обоснования тезиса об усугублении «враждебной политики внешних сил» и необходимости всемерного укрепления оборонительного потенциала страны.

Следует сказать, что руководство КНДР довольно давно уже пришло к выводу, что в условиях сохранения жесткого санкционного режима вопрос о развитии межкорейских отношений не имеет самостоятельной ценности с точки зрения коренных интересов страны. Серия встреч между Ким Чен Ыном и Мун Чжэ Ином, состоявшихся три года назад, закончилась с нулевым результатом, поскольку Сеул при всем желании не имел возможности предоставить Пхеньяну столь необходимую ему крупномасштабную помощь, либо участвовать в реализации совместных экономических проектов, подпадающих под ограничения соответствующих резолюций СБ ООН. Это, в частности, подтвердилось возникновением непреодолимых трудностей с выполнением положений двух межкорейских деклараций от 2018 года в части, касающейся развития экономического сотрудничества, что стало серьезным шоком для Севера.

То внешнеполитическое маневрирование, в которое сейчас вовлекается Пхеньян, возможно связано со стремлением обратить на себя внимание Вашингтона, то есть использовать неурядицы в отношениях с Сеулом как рычаг для оказания воздействия на процесс формирования американской политики на северокорейском направлении.

Как известно, еще в конце апреля текущего года в Белом Доме после долгих проволочек завершили подготовку «обзора» политики по Северной Корее и по ядерной проблеме. Хотя тогда с некоторым пафосом заявлялось о выработке «принципиально нового курса», который по своей практической нацеленности и «калиброванности» будет выгодно отличаться от подходов предшествующих Администраций, последующими практическими делами это подтверждалось весьма слабо. Помимо общих описательных формулировок содержание новой стратегии до сих пор так и не было раскрыто. Ничего не известно и о наличии у Вашингтона конкретного плана действий по выводу ситуации из тупика, равно как и предложений, которые могли бы стимулировать Пхеньян к участию в новом раунде переговоров.

В плане дипломатического продвижения своих подходов Вашингтон также занял в целом выжидательную линию. Его официальные представители ограничиваются заявлениями о том, что американская сторона держит двери открытыми для диалога с Пхеньяном «в любое время и в любом месте», но вместе с тем давали понять, что никто не собирается обхаживать северокорейцев и уговаривать их в нем участвовать. Похоже, что на данном этапе корейская проблематика, в самом деле, занимает невысокое место в шкале внешнеполитических приоритетов США. В Вашингтоне считают обстановку на полуострове в целом устойчивой и спокойной, поэтому не видят большого смысла в том, чтобы демонстрировать здесь чрезмерную активность, тем более на фоне наличия целого ряда более острых вызовов, по широкому географическому периметру от Китая до Афганистана.

В этих условиях смысл сигнала, который северокорейцы посылают за океан, может состоять в том, чтобы попытаться вернуть внимание Вашингтона к Корейскому полуострову. Иными словами, американская сторона должна сделать свои предложения о диалоге более привлекательными для Пхеньяна, если хочет добиться его участия в нем, а также – избежать нежелательного осложнения обстановки в регионе.

Важно отметить, что на данном этапе руководство КНДР весь свой гнев обращает против Сеула, избегая делать резкие выпады в адрес США. Что же касается ядерной проблемы, то Пхеньян, по утверждению Ким Чен Ына, готов «и к диалогу, и к конфронтации». Эта позиция пока остается актуальной, хотя и сопровождается призывами к отказу оппонента от «враждебной политики».

Такой подход не исключает, однако, возможности искусственной эскалации напряженности со стороны северокорейцев, что остается испытанным средством давления с целью получения политических уступок. Южнокорейские эксперты опасаются того, что, не добившись искомого результата, те могут предпринять дополнительные шаги по провоцированию конфликтных ситуаций, например, пойти на разрыв межкорейского соглашения в военной области или возобновить испытания баллистических ракет.

Игра, которую сейчас разворачивает Пхеньян, выглядит достаточно рискованной, учитывая крайне сложное внутреннее положение, в котором сейчас находится страна. Одновременное действие целого ряда негативных факторов, включая санкции, полное закрытие границ и прекращение всех связей с внешним миром в условиях пандемии коронавируса, обострение продовольственной проблемы на фоне череды природных катаклизмов, – все это ввергает Северную Корею в обстановку глубокого, всеохватывающего кризиса. Похоже, что выпутаться из него своими силами будет крайне затруднительно, и без масштабной внешней помощи уже не обойтись.

Пока складывается впечатление, что северокорейцы сейчас затрудняются в выборе определенной линии поведения и нервно нажимают на все доступные им клавиши в надежде, что хоть какая-то опция принесет положительные плоды. Отсюда – противоречивость импульсов, исходящих от Пхеньяна. С одной стороны, республика в середине июля впервые представила в ООН «Добровольный национальный обзор» по вопросам устойчивого развития, в котором были откровенно обозначены многие насущные проблемы, а также стремление получить международное содействие. Однако с другой стороны, руководство КНДР, невзирая на отчаянную социально-экономическую ситуацию, пока не отказывается от намерений продолжать укрепление ракетно-ядерного потенциала и использовать свои военные возможности для оказания давления на соседние страны.

Подобная неопределенность делает ситуацию в области безопасности на Корейском полуострове подвижной и неустойчивой, когда нынешнее хрупкое равновесие легко может качнуться в ту или иную сторону.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.12.2024

Выходит в свет последний в уходящем году № 12 журнала «Мировая экономика и международные отношения».

подробнее...

12.12.2024

Мария Павлова выступила на международной научной конференции «Центральная Европа: 35 лет после "бархатных революций". Достижения, вызовы, перспективы» с докладом «Трансформация польской политики памяти в первой четверти XXI в.: на примере памяти о Холокосте» в Институте Европы РАН.

подробнее...

Вышли из печати