
© Кириченко Э.В., 30.01.2020
used image from Internet
Осенью 1949 г. в ходе секретных переговоров, начатых по инициативе Соединенных Штатов, США, Великобритания и Франция достигли согласия координировать политику контроля над экспортом стратегических материалов и технологий в страны «коммунистического блока». Была сформирована неформальная организация, получившая название Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю - КОКОМ (The Coordinating Committee for Multilateral Export Controls - CoCom). В него также вошли Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, а затем Норвегия, Дания, Канада, ФРГ, Япония, Греция, Испания, Португалия, Турция, Австралия. Члены организации не брали на себя юридических обязательств, это было «джентльменское» соглашение. Деятельность КОКОМ началась 70 лет назад в январе 1950 г.,1 она носила строго конфиденциальный характер. США были движущей силой этой организации. Существование общего внешнего врага цементировало западный союз.
Чтобы иметь возможность формировать правила КОКОМ, американский конгресс в 1949 г. принял Закон об экспортном контроле, кодифицирующий режим контроля над поставками продукции двойного назначения за границу в мирное время по соображениям (on consideration) национальной безопасности, внешней политики, экономической целесообразности. В 1950 г. был принят Закон Бэттла (the Battle Act), который обусловил предоставление американской помощи требованием соблюдения правил КОКОМ. США сформировали механизм экстерриториального применения своих национальных правил экспортного контроля.
КОКОМ разработал три контрольных списка: список вооружений, список ядерного оборудования и ядерных материалов и так называемый промышленный список, куда входила продукция двойного назначения. Последний делился на три категории: 1) продукция и технологии, подлежащие эмбарго; 2) продукция, которая могла быть экспортирована по определенным квотам; 3) разрешенная к экспорту продукция, но с условием информирования членов КОКОМ о поставках и мониторинга конечного использования.
Именно промышленный список представлял наибольшую проблему для членов КОКОМ. Периодически (раз в 3-4 года) этот список пересматривался. Представители каждого из государств КОКОМ еженедельно встречались в Париже, чтобы рассматривать «заявки на исключение» для осуществления единоразовой (on a one-time basis) сделки с продукцией, подлежащей эмбарго. В 1967 г. объем поставок на основе «исключений» составил 11 млн долл., а в 1977 г. – уже 214 млн долл. Несмотря на то, что именно США инициировали создание КОКОМ и наиболее жестко контролировали экспорт, под давлением своих деловых кругов они подавали половину вышеназванных заявок (в 1971-75 гг. 2178 из 4423 от всех членов, в 1978 г. 500 из 1035)2.
Американские партнеры по КОКОМ, по мере того, как восстанавливалась их экономика, стали высказывать недовольство по поводу жестких правил многостороннего контроля и сопротивляться диктату со стороны Соединенных Штатов. Когда в ноябре 1962 г. США навязали эмбарго на поставку в Советский Союз труб большого диаметра, необходимых для строительства нефтепровода «Дружба», Великобритания и Италия не поддержали эти санкции. В дальнейшем борьба интересов между США и их союзниками усилилась. Партнеры высказывали подозрение, что в основе жесткой американской политики лежит желание США закрепить свои лидирующие позиции на международном рынке технологий3.
В истории КОКОМ были периоды смягчения и ужесточения режима. Под сильным давлением, как американских деловых кругов, так и союзников США неоднократно были вынуждены соглашаться на пересмотр международного «промышленного списка». Однако они поддерживали свои намного более широкие национальные контрольные списки, что не могло не вступить в противоречие с интересами американских экспортеров.
Вопрос о том, что КОКОМ морально устарел и его деятельность становится все менее эффективной, начал обсуждаться еще до распада СССР и Варшавского договора. В 1987 г. были сняты ограничения на вывоз в СССР нефтегазового оборудования, а 21 января 1990 г. в связи с выводом советских войск из Афганистана было отменено последнее эмбарго на поставки оборудования для автозаводов КАМАЗ и ЗИЛ. В 1992 г. был сформирован Форум сотрудничества по управлению экспортом, в рамках которого предполагалось начать взаимодействие стран СНГ с КОКОМ.
31 марта 1994 г. КОКОМ принял решение о прекращении своего существования. В 1996 г. начал деятельность внеблоковый неформальный режим контроля над поставками товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений – Вассенаарские договоренности (ВД, назван в честь пригорода Гааги, где велись соответствующие переговоры), участником которого стала также РФ. Главной целью многостороннего режима является «содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения, чтобы препятствовать, таким образом, дестабилизирующим накоплениям»4. Важнейшей задачей ставится недопущение попадания такой продукции в руки террористов. В настоящее время в ВД участвуют 42 государства. На постоянной основе идёт обзор контрольных списков, в них вносятся изменения с учётом последних научно-технических достижений, совершенствуются правила контроля над экспортом5. Страны-участницы ВД берут на себя политические обязательства осуществлять на национальном уровне контроль над экспортом всей номенклатуры из Списка товаров и технологий двойного применения, а также из Списка вооружений.
Соединенные Штаты, опирающиеся на свой колоссальный экономический, финансовый и научно-технический потенциал, продолжили использовать национальную систему экспортного контроля (интегрировав в нее финансовый контроль) в качестве инструмента внешней политики и «поддержания национальной безопасности», широко прибегая к эмбарго и санкциям. В настоящее время мы наблюдаем новый цикл ужесточения американского режима экспортного контроля.
Возникает ощущение дежавю. США ищут врага и пытаются сделать его общим для всего западного мира. В годы существования КОКОМ Соединенные Штаты Америки, используя своё технологическое лидерство и желание других стран получить доступ на американский рынок, оказывали давление на союзников, чтобы те следовали американским принципам контроля. После демонтажа КОКОМ «пряник» остался тем же. В качестве «кнута» расширилось экстерриториальное применение карательного аппарата. Ярким примером является санкционное давление на Россию и ЕС, направленное на блокирование проекта Северный поток-2 и экономических отношений с Ираном. США по-прежнему используют механизм экспортного контроля для сохранения и расширения своего глобального лидерства.
Примечания:
1 Technology and East-West Trade. Princeton. November 1979, p.153
2 Technology and East-West Trade. Princeton. November 1979, p. 158
3 Подборку материалов на эту тему см. Bertsch G., Vogel H., Zielonka J. 1991. East-West Trade and Technology Transfer in the 1990s. Boulder: Westview Press.
5 https://www.wassenaar.org/ru/
Нет комментариев