Когда интересы общей безопасности берут верх: Венские договоренности по ИЯП

3255

 © 21.07.2015, Калядин А.Н.

14 июля 2015 г. министерский раунд переговоров по иранской ядерной программе (ИЯП) в Вене завершился принятием Совместного комплексного плана действий. План, рассчитанный на длительную перспективу, состоит из основного документа и пяти пакетных соглашений, регулирующих процедуру снятия санкций и сотрудничества в области мирного атома. Договоренности базируются на фундаменте международного права, прежде всего, Договоре о нераспространении ядерного оружия и Соглашении о гарантиях МАГАТЭ, включая Дополнительный протокол от 1997 г. Соглашение вступит в силу через 90 дней после его одобрения в Совете Безопасности ООН (предусматривается принятие Советом соответствующей резолюции).

В соответствии с Венскими договоренностями Иран получает возможность развивать программу мирного использования атомной энергии, включая обогащение урана и проведение исследований, под тщательным контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и при последовательном снятии введенных ранее экономических и финансовых санкций со стороны СБ ООН, а также  односторонних санкций США и Евросоюза, мотивированных стремлением обуздать ИЯП.

Со своей стороны, Иран согласился резко ограничить масштабы  деятельности в ядерной сфере: не обогащать уран свыше 3,67 % сроком на восемь лет; избавиться от 98 % уже обогащенного урана (доведя его запасы до 300 кг и не превышая этот уровень в течение 15 лет); сократить две трети центрифуг (примерно до 5000 ед.); переоборудовать ядерный реактор на тяжелой воде в Араке, исключив возможности его использования для наработки оружейного плутония  (отработанное топливо из него будет вывозиться за пределы страны);  не строить новые реакторы такого типа и установки по сепарации плутония;  прекратить работу по обогащению урана на заводе в Фордо, преобразовав его в технологический центр по изготовлению изотопов,  используемых в онкологии. Кроме того, Иран согласился предоставить инспекторам МАГАТЭ расширенный доступ к своим ядерным объектам. Тегеран и МАГАТЭ подписали дорожную карту, в рамках которой должны быть урегулированы все вопросы и разногласия по ИЯП – как существующие, так и потенциальные.

C целью содействия имплементации Совместного плана действий создается специальный механизм с участием постоянных членов СБ ООН.

Таким образом, поддержанные Советом Безопасности ООН переговоры с участием России, Китая, США, Франции, Германии, Великобритании, Ирана и ЕС завершились урегулированием сложной конфликтной ситуации, чреватой серьезным подрывом безопасности и стабильности в мире.

Не подтвердился алармистский тезис о «параличе» СБ ООН. Опыт подсказывает, что успех приходит, когда возможности СБ – ведущего центра по согласованию коллективных подходов по ключевым вопросам глобальной и региональной безопасности – используются так, как было согласовано при создании ООН, т.е. когда вопросы решаются с общего согласия пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Выполнение решений, найденных «международными посредниками» и Ираном, будет способствовать, при условии соблюдения с таким трудом достигнутых договоренностей,  нормализации отношений Ирана c международным сообществом, улучшению общей атмосферы на Ближнем Востоке, укреплению глобального режима ядерного нераспространения.

Венские договоренности не только резко снижают технические возможности создания Исламской Республикой Иран (ИРИ) ядерного оружия, но и реально уменьшают вероятность развязывания   вооруженного конфликта на Ближнем Востоке, в том числе в виде бомбардировки Израилем ядерных объектов ИРИ. Благоприятные перспективы открываются и для объединения сил государств в борьбе против террористической группировки ИГИЛ, что является весьма актуальной задачей. Последовательная имплементация сделки по ИЯП может стать новым фактором стратегической стабильности во всем регионе Ближнего Востока и за его пределами, облегчающим политическое урегулирование других сложных проблем путем переговоров.

В более широком плане комплексное урегулирование иранской ядерной проблемы демонстрирует императивы и сохраняющиеся возможности продуктивного взаимодействия разнородных государств в интересах общей безопасности, формирования стабильного полицентричного мироустройства. Нужно только постараться не упустить эти шансы.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
14.05.2025

Александр Дынкин выступил модератором на специальной сессии Вольного экономического общества России к 80-летию ООН на тему: «На пути к многополярному миру и устойчивому развитию» в рамках XVI Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum 2025».

подробнее...

14.05.2025

Состоялся «Азиатский семинар» под руководством академика В.В. Михеева «Программа “Сделано в Китае 2025”: предварительные итоги».

подробнее...

Вышли из печати