used image: Internet
© Портанский А.П., 16.09.2024
В первой декаде сентября 2024 г. в Пекине прошел 9-й Форум китайско-африканского сотрудничества. Участников приветствовал председатель КНР Си Цзиньпин. Среди гостей Форума находился генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
В Форуме приняли участие представители 53 африканских стран, включая 51 президента, что превысило число глав государств континента, намеревающихся выступить на Генассамблее ООН в конце сентября 2024 г. Для сравнения: на саммит Россия – Африка в 2023 г. прибыло лишь 17 глав африканских государств из 54 приглашённых (в два раза меньше, чем на предыдущем саммите в 2019 г.).
Высокий уровень присутствия государств Африки на Форуме в Пекине убедительно свидетельствует о сохраняющейся привлекательности Китая для африканских лидеров. Рост экономического сотрудничества КНР и Африки за последнее время впечатляет. Китай превратился в ключевого торгового партнёра стран континента, – за 20 лет объём ежегодной двусторонней торговли вырос с 12 млрд долл. до 282 млрд долл. в 2023 г., что заметно превышает объемы торговли Африка – США и Африка – Россия[1]. Китайские компании вложили значительные инвестиции в африканскую промышленность, а банки развития предоставили кредиты на инфраструктурные проекты в рамках «Пояса и пути».
Однако на пекинском Форуме не всё было гладко. Самый деликатный и сложный момент касался долгов африканских государств. Китай не предоставил варианта списания долгов, на что рассчитывали многие африканские лидеры, но пообещал выделить 50,7 млрд долл. в течение трёх лет в виде кредитных линий и инвестиционных партнёрств. Это, безусловно, значительная цифра, но гораздо менее амбициозная, чем это бывало в прежние времена – до 2016 г. Вероятно, неготовность предлагать масштабное списание долга отражает осторожность китайской стороны в связи с внутренними финансовыми ограничениями и глобальной экономической неопределённостью. Одновременно это сигнализирует о переходе к более сдержанной и прагматичной кредитной политике, ориентированной на торговые отношения, а не на продолжение инвестиций в инфраструктуру, что ведёт к росту задолженности африканских стран.
Скорректированная стратегия может оказаться более устойчивой и взаимовыгодной. Китай уделяет серьёзное внимание росту африканского экспорта, особенно в области сельского хозяйства и природных ресурсов. Такой подход позволяет согласовать цели экономического развития Африки с потребностями Китая в надёжном доступе к ресурсам, особенно в таких областях, как энергетическая безопасность.
Тем не менее кредиты, предоставляемые Китаем Африке, вызывают на Западе опасения по поводу их устойчивости и влияния на суверенитет государств континента. Западные критики давно обвиняют Пекин в создании «долговых ловушек». Однако в докладе авторитетной организации Chatham House за 2022 г. сделан вывод, что нет никаких доказательств того, что Китай использует долг как механизм получения политического контроля. На долю Китая приходится 1,5% внешнего долга Африки, что меньше, чем у многосторонних организаций или частных кредиторов. Тем не менее, инфраструктура остаётся в центре обязательств Китая перед Африкой, что дает Пекину значительные стратегические рычаги[2].
В повестке пекинского Форума фигурировали вопросы госуправления, индустриализации, модернизации сельского хозяйства, безопасности в мире и расширения сотрудничества. Было объявлено о 30 новых инфраструктурных проектах в таких ключевых секторах, как транспорт и энергетика. Все они являются частью инициативы «Пояс и путь», которая нацелена на более тесную интеграцию африканских экономик с китайскими рынками и цепочками поставок, что несомненно будет и в дальнейшем укреплять долгосрочное влияние и присутствие Китая на континенте. В той мере, в какой эти инвестиции стимулируют местный экономический рост, они будут и дальше приветствоваться африканскими лидерами.
На Форуме была затронута и проблема конкуренции между Китаем и Западом за влияние в Африке. В этом плане Пекин, в частности, решил значительно расширить свои программы предоставления стипендий, предлагая африканским представителям пройти обучение в области госуправления и работы с политическими партиями. Китай стремится позиционировать себя как надёжный партнер африканских стран на пути их развития без условий, которыми зачастую сопровождается западная помощь.
Очевидно, в обозримой перспективе, если в стране не обострятся некоторые внутренние проблемы, Китай сохранит свои лидерские позиции в связах с Африкой, для чего уже заложена солидная основа. Что касается России, то она вряд ли ставит перед собой задачу оспорить это китайское лидерство. Времена, когда Москва ощущала себя ведущим игроком в Африке, остались в прошлом. Поэтому сегодня Россия предпочитает делать акцент в сотрудничестве на группе стран, которые можно назвать ее основными партнёрами на африканском континенте. Так, на пять стран – Египет, Алжир, Марокко, Тунис и ЮАР – приходится более 70% всего торгового оборота с РФ с Африкой, а если к ним добавить Судан и Нигерию, то эта цифра составит около 85%[3]. Вероятно, эти страновые приоритеты Москва сохранит в ближайшие годы.
Нет комментариев