Канада снова оказалась под давлением США

140


used images: Jake Sullivan and Justin Trudeau // Internet

© Солянова М.В., 27.08.2024

Встреча между Дж. Салливаном, советником по национальной безопасности США, и премьер-министром Канады Дж. Трюдо, состоявшаяся 25 августа в административном центре провинции Новая Шотландия – Галифаксе[1], представляет собой важное событие в контексте стратегического партнерства и сотрудничества двух североамериканских держав. Данная встреча не только подтвердила важность двусторонних отношений, но и обозначила безопасность как ключевую тему, требующую совместных усилий для их решения.

Северная Америка сталкивается с множеством угроз, включая терроризм, киберугрозы и изменение климата, которые требуют скоординированных действий. Салливан и Трюдо обсудили необходимость углубления сотрудничества в области безопасности, включая совместные военные учения, обмен информацией и взаимодействие в сфере информационных технологий, которые помогут обеим странам лучше реагировать на потенциальные угрозы.

Безопасность остается одной из ключевых тем в отношениях между США и Канадой. Прочный альянс в области безопасности между ними выходит за рамки простых договорных обязательств. Основываясь на общей истории (от Первой и Второй мировых войн до современных операций в Афганистане), географической близости и глубокой стратегической конвергенции (доверие и взаимопонимание между вооруженными силами двух стран, совместимость систем вооружения, стандартизированные процедуры обучения, общие военные задачи, высокая координация вооруженных сил в ходе совместных операций), двустороннее партнерство является основой канадской политики в области безопасности, снижая нагрузку на материально-техническое обеспечение и повышая эффективность совместных миссий.

Протяженная общая граница стала фактором тесного сотрудничества и общей ответственности перед такими угрозами, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и нелегальная миграция. Комплексные меры по обеспечению безопасности границ не только защищают обе страны, но и высвобождают ресурсы для решения других приоритетных задач в области безопасности.

На фоне тесного канадско-американского взаимодействия в военной сфере превращение Китая в потенциального военного конкурента создает новый фронт, на котором интересы США и Канады сходятся[2]. Не случайно американской стороной для встречи была выбрана эта дата – советник по национальной безопасности заехал в Галифакс для встречи с Дж. Трюдо по дороге в Пекин. Для переговоров с китайской стороной Соединенным Штатам нужно иметь весомые «доводы», такие как консолидированный подход США, Канады и ЕС в отношении КНР, а также совместная готовность выступить «единым фронтом». Рассматривая Китай как основного геополитического соперника, давление США на союзников, таких как Канада, с целью присоединения к антикитайским санкциям стало одним из ключевых инструментов американской внешней политики. Стратегическое партнерство Канады с США, несомненно, укрепляет ее позиции в рамках американской коалиции по противодействию растущему китайскому влиянию[3]. И встреча Дж. Салливана и Дж. Трюдо символизировала продолжение и углубление партнерства между странами. Но она также стала поводом для оказания давления на канадское правительство по двум основным направлениям – военному и экономическому.

Снова актуализировалась проблема военных расходов Канады. США последовательно подталкивают ее к увеличению своих военных расходов для достижения целевого показателя НАТО в 2% от ВВП, который остается камнем преткновения в двусторонних отношениях[4].

В последние годы Соединенные Штаты все активнее побуждают своих союзников по НАТО к увеличению военных расходов, чтобы достичь целевого показателя Североатлантического союза в 2% от их соответствующего ВВП. Это давление было особенно сильным на Канаду, которая является членом НАТО с 1949 г. и которая изо всех сил пытается соответствовать этому критерию. Еще в 2014 г. министр обороны США Ч. Хейгел недвусмысленно заявил, что Канада должна стремиться увеличить свои военные расходы до 2%. Этот тезис повторялся сменявшими друг друга администрациями США, а президент Дональд Трамп во время своего президентства публично критиковал правительство Канады в отношении ее военных расходов.

Целевой показатель является показателем военного потенциала страны, направленного на обеспечение того, чтобы государства-члены располагали достаточными ресурсами для внесения вклада в коллективную оборону Североатлантического союза. США настаивают на том, чтобы их союзники преодолели этот порог, ссылаясь на опасения по поводу растущей угрозы, исходящей от России и Китая. Они утверждают, что относительно низкие военные расходы Канады препятствуют ее способности вносить эффективный вклад в коллективную оборону НАТО, делая ее уязвимой перед потенциальными угрозами. Вместе с тем, военные расходы Канады неуклонно растут на протяжении многих лет. В 2014 г. военные расходы Канады составляли 18,172 млн долл., в 2020 г. – 23,330 млн долл., а в 2023 г. – 28,950 млн долл.[5]. Этот уровень расходов значительно ниже, чем у других членов НАТО, таких как Великобритания, Греция или Румыния, которые превышают порог в 2%.

Канада последовательно утверждает, что ее текущие военные расходы достаточны для удовлетворения потребностей национальной безопасности. Отсутствие прогресса в достижении целевого показателя объясняется различными факторами, включая бюджетные ограничения, конкурирующие приоритеты и отсутствие общественной поддержки увеличения военных расходов. Более того, военная доктрина Канады сосредоточена на миротворческих и гуманитарных миссиях, а не на традиционных боевых операциях, которые не требуют такого же уровня военных инвестиций.

Если Канада выполнит требования США, это будет иметь серьезные последствия для ее приоритетов в области национальной безопасности. Увеличение военных расходов потребует значительных сокращений в других областях бюджета, что потенциально повлияет на социальные программы, развитие инфраструктуры и исследовательские инициативы. Это может привести к ряду негативных последствий для канадского общества, включая сокращение услуг здравоохранения, снижение финансирования образования и программ защиты окружающей среды.

Кроме того, увеличение военных расходов также может иметь негативные последствия для экономической стабильности Канады. Высокое соотношение долга страны к ВВП уже создает серьезные проблемы для управления бюджетом[6]. Увеличение военных расходов усугубит эти проблемы, что потенциально может стать стимулом для повышения налогов, сокращения государственных услуг и снижения конкурентоспособности экономики.

Требование США увеличить военные расходы до 2% от ВВП является сложной проблемой, имеющей серьезные последствия для обеих стран. В то время как США могут рассматривать увеличение военных расходов как необходимое условие национальной безопасности и экономических интересов, Канада стремится уделять приоритетное внимание своим собственным потребностям в области национальной безопасности и экономическим реалиям, развивать собственный оборонный потенциал, а не просто увеличивать военные расходы для достижения произвольной цели. В конечном счете, достижение целевого показателя потребует существенного изменения оборонной стратегии Канады и бюджетных приоритетов. Хотя так Канада может укрепить свои позиции в НАТО и продемонстрировать свою приверженность коллективной обороне и международной безопасности.

Вторым важнейшим вопросом, в связи с которым Соединенные Штаты последовательно оказывают давление на своего союзника, являются тарифы – на электромобили из КНР, а также на алюминий и сталь[7]. Канадское правительство сопротивлялось давлению США, ссылаясь на опасения по поводу потенциального воздействия на ее экономику и торговые отношения с Китаем. Одна из главных проблем Канады заключается в том, что введение тарифов на китайские товары приведет к ответным мерам со стороны КНР, которые окажут существенное негативное влияние на канадскую экономику. Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Канады, и любое нарушение торговли может иметь серьезные последствия для канадских предприятий, работников и потребителей, которые столкнутся с повышением цен. Это может оказать непропорциональное воздействие на домохозяйства с низким доходом.

Несмотря на это, после встречи с американским чиновником правительство Канады объявило о введении тарифов на китайские электромобили, алюминий и сталь[8]. В первую очередь,это решение продиктовано стремлением Канады согласовать свою торговую политику с политикой США. Однако оно неизбежно вызовет цепную реакцию, затрагивающую множество аспектов двусторонних отношений и канадской экономики.

Экономические последствия для Канады очевидны: замедление роста экономики, особенно в секторах, сильно зависимых от импорта из Китая, рост инфляции и потеря конкурентоспособности канадских компаний. Кроме того, введение тарифов может привести к сокращению рабочих мест и неравномерному распределению экономических издержек.

Политические последствия также значительны. Усиление напряженности между США и КНР, эскалация торговой войны, создающая дополнительные риски для канадской национальной безопасности, а также осложнение канадско-китайского сотрудничества в других областях – это лишь некоторые из них. Для канадско-китайских отношений введение тарифов сулит серьезные последствия. Обострение отношений с Китаем может привести к различным ответным мерам со стороны Пекина, таким, как введение собственных санкций или ограничение доступа канадских компаний на китайский рынок.

Решение Канады ввести «меры защиты» от Китая под давлением США является сложным и многогранным. Несомненно, этот шаг укрепляет трансатлантические связи, но с другой стороны, он создает значительные риски, которые сужают поле возможностей для Канады как самостоятельного актора в отношениях «США – Канада – КНР», а также для формирования независимой гибкой политики, отвечающей канадским национальным интересам и идентичности.

Примечания:

[1] https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2024/08/25/statement-by-nsc-spokesperson-sean-savett-on-national-security-advisor-jake-sullivans-travel-to-canada/
[2] https://www.mcgill.ca/maxbellschool/events/past/2024/canada-us-and-ascendant-china
[3] https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3543179/us-official-says-allies-acting-together-to-deter-china/
[4] https://www.cbc.ca/news/politics/canada-military-spending-jake-sullivan-1.7304665
[5] https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2023/7/pdf/230707-def-exp-2023-en.pdf
[6] https://www.ceicdata.com/en/indicator/canada/government-debt--of-nominal-gdp
[7]https://apnews.com/article/canada-china-evs-tariffs-0cd68ba7533bc6e7111cdd5811c8889c
[8] https://www.canada.ca/en/department-finance/news/2024/08/canada-implementing-measures-to-protect-canadian-workers-and-key-economic-sectors-from-unfair-chinese-trade-practices.html


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
09.10.2024

Сотрудники ИМЭМО РАН выступили с докладами на конференции «Парламентские выборы в Британии 2024 г. Первые шаги правительства К. Стармера» в Институте Европы РАН.

подробнее...

09.10.2024

Станислав Жуков и Иван Копытин приняли участие в работе Петербургского международного газового форума-2024 – одном из ключевых мировых событий газовой отрасли.

подробнее...

Вышли из печати