К визиту Штайнмайера в страны Центральной Азии

3238

© 02.04.2016, Малышева Д.Б.

источник youtube.com

С 30 марта по 1 апреля министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который одновременно является и председателем ОБСЕ, посетил с рабочим визитом три центральноазиатских государства – Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. Глава германского внешнеполитического ведомства обсудил со своими коллегами, а также и с лидерами этих государств, проблемы двустороннего сотрудничества, региональные и международные вопросы, роль ОБСЕ в развитии институтов демократии и поддержании безопасности в Центральной Азии. Обращает на себя внимание и то, что в ходе своего визита в Узбекистан Штайнмайер обратился к его правительству с призывом «вступить на путь улучшения ситуации с правами человека».1

Случайно или нет, но приезд германского политика совпал с обострением приграничных споров между тремя означенными государствами, которые  со времени распада СССР никак не могут договориться о делимитировании своих границ, об урегулировании спорных территориальных и хозяйственных проблем: они приводят, как правило, к стычкам между местными жителями, а иногда и между пограничниками. Очевидно, что причиной приграничных конфликтов становится также переизбыток населения и как следствие – недостаток земли и воды.

Узбекистан, в частности, имеет нерешенные пограничные проблемы со всеми своими соседями, но особенно с Таджикистаном, вялотекущий территориальный спор с которым давно стал повседневной реальностью, приводя к постоянным – и зачастую вооруженным – инцидентам на границах обоих государств.

Киргизии в целом удалось добиться взаимопонимания с таджикскими властями и определить более 500 км спорных приграничных участков (соглашение по остальной части границы между Кыргызстаном и Таджикистаном – более 450 км – президент Атамбаев надеется подписать со своим таджикским коллегой в мае 2016 года).2 Но вот с Узбекистаном отношения Киргизии остаются сложными, и почти четверть 1,3-тысячной километровой границы между этими двумя странами лимитировать не удалось. В июне 2010 г. на территории узбекского анклава в южной Киргизии уже произошли массовые столкновения между узбеками и киргизами. А  18 марта 2016 г. из-за спорного участка госграницы в  Джалал-Абадской области между Узбекистаном и Киргизией возникла напряженность, сопровождавшаяся введением узбекской стороной в район несогласованного участка военной техники и военнослужащих, усилением контроля Киргизии на своих рубежах. После прошедшего 21 марта внеочередного заседания Постоянного совета ОДКБ и встречи главы киргизского МИД Э. Абдылдаева с послами России, Казахстана, Таджикистана и Белоруссии спор сошел на нет, завершившись  26 марта отводом военной техники Узбекистана от спорной части границ. Но хотя благодаря переговорам и взаимным уступкам сторон ситуация не переросла в военный конфликт, обстановку на киргизско-узбекской государственной границе трудно считать окончательно устоявшейся, и до стабилизации в отношениях между государствами все еще далеко.

Не удивительно, что вопросы обеспечения безопасности стран региона стали основным предметом переговоров Штайнмайера с главами внешнеполитических ведомств и с президентами центральноазиатских государств. Германия на протяжении истекшего десятилетия уделяла Центральной Азии особое внимание, и Штайнмайер накануне своей поездки охарактеризовал Центральную Азию как «регион, имеющий исключительно важное стратегическое значение» с точки зрения возникающих «существенных рисков [глобальной] стабильности».3 

Именно Германия инициировала в 2007 г. стратегию Европейского союза в Центральной Азии на 2007–2013 гг. под названием «Европейский союз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», предусматривавшую активное взаимодействие между ЕС и странами Центральноазиатского региона по самому широкому кругу проблем. Ныне Германия как государство, обладающее ориентированной на экспорт экономикой и испытывающее острую потребность в сырье и  энергоносителях, в диверсификации их импорта, проявляет к развитию двустороннего сотрудничества со странами региона повышенный интерес. К тому же Германия как страна, председательствующая в 2016 г. в ОБСЕ, не могла обойти вниманием Центральную Азию, входящую в зону ответственности этой организации.

Почему Штайнмайер ограничился визитом только в три страны региона? Это может быть связано с тем, что с Казахстаном и Туркменистаном и у Германии, и у европейского сообщества в целом налажены стабильные отношения. А вот контакты с тремя другими центральноазиатскими странами нельзя признать надежными и прочными. Именно поэтому, предположил в интервью радио «Азаттык» бывший министр иностранных дел и представитель Кыргызстана в ОБСЕ Аликбек Джекшенкулов, целью визита главы германского МИД могло стать знакомство с ситуацией на местах и обмен мнениями с параллельным обсуждением вопросов терроризма, экстремизма, борьбы с наркотрафиком.4

Дополнительным – и, добавим, немаловажным – стимулом этой поездки явилась заинтересованность Германии в развитии экономических контактов: об этом свидетельствовало присутствие в сопровождавшей министра делегации представителей немецких деловых кругов. Речь при этом может идти не только о завязывании новых торговых и экономических контактов Германии с центральноазиатскими странами, но и о том, что этот регион представляет собой важный участок проекта «Великого Шелкового пути», прокладываемого Китаем из Азии в Европу. Германия, чрезвычайно заинтересованная и в двусторонних связях с Китаем, и в самом этом проекте, рассчитывает, ознакомившись более предметно с ситуацией в Центральноазиатском регионе (на что, собственно, и был нацелен визит Штайнмайера), наладить с Пекином диалог о реализации в Центральной Азии совместных инициатив.Что касается России, то Штайнмайер, разумеется, осведомлен и о том, что у России имеются собственные интересы в Центральной Азии, и о том, что она стремится состоявшимся подключением к Евразийскому экономическому союзу (в составе самой России, а также Белоруссии, Казахстана и Армении) Киргизии и запланированным – Таджикистана расширить сферу своего влияния в регионе. Поэтому Штайнмайер, как  и госсекретарь США Джон Керии, совершивший в декабре 2015 г. поездку по всем пяти государствам региона, одновременно с проведением линии на интенсификацию экономического и политического сотрудничества Германии с центральноазиатскими странам, благосклонно отнесся к их «многовекторным» устремлениям, к их попыткам реализовать внешнеполитическую диверсификацию, поскольку именно она облегчает центральноазиатским государствам дистанцирование от России, что, несомненно, играет на руку западным внешнеполитическим игрокам, включая и Германию.

Примечания:

1 Штайнмайер призвал Ташкент соблюдать права человека/ Радио Озоди, 31.03.2016. URL:  http://rus.ozodi.org/content/article/27645462.html (accessed 31.03.2016).

2 Переговоры по определению границы с Узбекистаном приостановлены? 30.03.2016. URL: http://kloop.kg/blog/2016/03/30/peregovory-po-opredeleniyu-granitsy-s-uzbekistanom-priostanovleny

3 German FM Starts Central Asian Tour In Uzbekistan. - Radio Free Europe/Radio Liberty, 30.03.2016.  URL: http://www.rferl.org/content/germany-steinmeier-uzbekistan-central-asia-tour/27644018.html (accessed 31.03.2016).

4 Глава ОБСЕ обсудил с Атамбаевым безопасность в регионе, 31.03.2016. URL: http://kloop.kg/blog/2016/03/31/glava-obse-obsudil-s-atambaevym-bezopasnost-v-regione/ (accessed 31.03.2016).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
19.03.2025

Виктория Журавлева приняла участие в круглом столе о текущем состоянии российско-американских отношений. 18 марта состоялся телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа, в ходе которого были обсуждены наиболее острые вопросы двусторонних отношений.

подробнее...

19.03.2025

Александр Дынкин принял участие в 10-й юбилейной международной конференции Raisina Dialogue и выступил на рабочей панели «Прыжки с шестом: реваншистский Запад и восходящий Юг».

подробнее...

Вышли из печати