К визиту президента Узбекистана в США

1419

© 21.05.2018, Д.Б. Малышева

Tamerlane, Tashkent by David Stanley // www.flickr.com/photos/davidstanleytravel

15-17 мая 2018 г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил США с первым официальным визитом, программа которого включила в себя встречу с президентом Дональдом Трампом, переговоры в расширенном составе с участием деловых кругов двух стран, встречи в Конгрессе и Государственном департаменте США, в Министерстве обороны, во Всемирном банке. По итогам переговоров было принято Совместное заявление глав государств "Узбекистан и Соединенные Штаты Америки: начало новой эры стратегического партнерства", и обе страны оценили визит Мирзиёева как "исторический".

Выгодными для Узбекистана стали и экономические результаты визита. Между компаниями Узбекистана и США было заключено более 20 контрактов на сумму в 4.8 млрд долл. Благодаря подписанному 16 мая в Вашингтоне Меморандуму о взаимопонимании, возобновилось сотрудничество Национального банка внешнеэкономической деятельности Узбекистана и Экспортно-импортного банка США, что может открыть дорогу для финансирования в Узбекистане различных проектов, наладить экспорт из США товаров и услуг, включая высокотехнологичное оборудование. Со Всемирным банком Узбекистан подписал кредитные соглашения на общую сумму в 940 млн долл., которые пойдут на финансирование четырех новых проектов в области улучшения энергоэффективности, плодоовощеводства и услуг экстренной медицинской помощи1.

Для участвующего в работе Всемирной торговой организации в качестве государства-наблюдателя Узбекистана, подавшего заявку на вступление в ВТО аж в 1994 году, обнадеживающим знаком стал подписанный во время визита Мирзиёева Министерством внешней торговли Узбекистана и Агентством США по международному развитию меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по поддержке вступления Узбекистана в ВТО. Не осталась в стороне и сфера образования: президенты Узбекистана и США подписали два меморандума, предусматривающие партнерскую программу между университетами и расширение финансирования преподавания английского языка для узбекских школьников и студентов.

Но центральное место в переговорах заняла тема Афганистана. Примечательно, что 26-27 марта 2018 г. в Ташкенте прошла Международная конференция по Афганистану - "Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие", а накануне поездки президент Узбекистана принял в Ташкенте главу Центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM) генерала Джозефа Вотела и обсудил с ним вопросы военного сотрудничества и ситуацию в Афганистане. В ходе переговоров с Мирзиёевым президент Д. Трамп подчеркнул важную роль Узбекистана в региональных экономических процессах и высоко оценил усилия республики, направленные на расширение торгово-экономических связей с Афганистаном. Он выразил готовность оказать политическую и консультативную поддержку в реализации Узбекистаном железнодорожных и инфраструктурных проектов в Афганистане. В свою очередь узбекский лидер заявил о полной поддержке новой стратегии Трампа в Афганистане. Таким образом, была продемонстрирована взаимная заинтересованность в развитии всестороннего сотрудничества обоих государств, каждое из которых преследовало при этом собственные интересы.

Узбекистан, стремящийся в рамках своей многовекторной политики получить содействие своему развитию из различных источников, полагает важным конструктивные отношения со всеми крупными державами и с США в первую очередь. Кроме того, в Узбекистане рассчитывают повысить при помощи американцев боеспособность национальных вооруженных сил, оснастить их в рамках военно-технического сотрудничества с Пентагоном современной военной техникой и вооружением.

Для Вашингтона же значимость Узбекистана определяется влиянием этой самой крупной в Центральной Азии страны на дела региона, текущей и потенциальной ролью Узбекистана в афганском урегулировании, тем более что обе страны достаточно давно и тесно сотрудничают в обеспечении безопасности границ с Афганистаном и пресечении незаконного оборота наркотиков.

Служат ли в связи со всем этим итоговые результаты визита президента Узбекистана в США и беспрецедентно высокий уровень оказанного ему там приема признаком того, что США вовлекают как Узбекистан, так и другие ключевые государства Центрально-Азиатского региона, в орбиту своего влияния? И являются ли такие действия США вызовом России, угрозой подрыва ее позиций в Центральной Азии?

Некоторые основания для этого действительно имеются.

Так, администрация Трампа возродила запущенный еще в 2015 г. - в период президентства Обамы - формат "С5+1" (переговоры на регулярной основе министров иностранных дел пяти центральноазиатских государств с главой государственного департамента США), на развитие которого Конгресс США выделил в свое время 15 млн долл.: такого рода неформальный диалог, на котором обсуждались проблемы региональной безопасности, был проведен 19 января 2018 г. в Нью-Йорке. Формат "пятерки" в известном смысле воспроизвела состоявшаяся 15 марта в Астане встреча глав центральноазиатских государств, задумавшихся о внутрирегиональной интеграции ("без посторонних").

Обращает на себя внимание и выступление 27 февраля на слушаниях в комиссии по делам вооруженных сил палаты представителей Конгресса главы Центрального командования Вооруженных сил США Дж. Вотела, который заявил: "Россия сохраняет значительное влияние в Центральной Азии, где страны, входившие ранее в Советский Союз, всё ещё полагаются в различной степени на Россию в том, что касается их экономических потребностей и обеспечения безопасности. Это создаёт для нас проблемы, так как предпринимаемые Россией усилия могут ограничить возможности для взаимодействия и предоставить Москве дополнительные рычаги влияния, особенно с учетом того, что дислоцированные в Афганистане силы НАТО зависят от логистической поддержки их центральноазиатских партнеров"2. Российский МИД, отреагировав тогда на это заявление, заметил, что "американцы подходят к сотрудничеству со странами Центральной Азии потребительски, стремясь заполучить доступ к сырьевым ресурсам, логистике, транзитным коридорам, а также к контролю над чувствительным сектором безопасности"3.

В течение 2017-2018 гг. интенсивные контакты с США определяли и многие направления внешней политики Узбекистана. В сентябре 2017 г. Мирзиёев провел первую встречу с Трампом в рамках своего участия в работе 72-й сессии Генассамблеи ООН, и тогда же в Нью-Йорке прошел узбекско-американский бизнес-форум. 17 января 2018 г. министр иностранных дел Абдулазиз Камилов встречался в Вашингтоне с заместителем государственного секретаря США по политическим вопросам Томасом Шенноном, а в конце января принимал в Ташкенте первого заместителя помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Элис Уэллс, которая провела также переговоры с первым зампредседателя сената Олий Мажлиса Содиком Сафоевым и спецпредставителем президента Узбекистана по Афганистану Исматиллой Эргашевым.

Возвращение Ташкента в список приоритетных партнеров США в Центральной Азии происходило на фоне сближения Вашингтона с другим ключевым игроком на постсоветском пространстве — Казахстаном, президент которого также провел 17 января 2018 г. в Вашингтоне переговоры с Д. Трампом. Помимо нескольких десятков заключенных тогда экономических соглашений Астана ратифицировала протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с США об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через Казахстан в связи с участием Соединенных Штатов в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана. Этот документ предусматривает включение портов Актау и Курык в маршрут транзита специальных грузов, что позволит американцам осуществлять железнодорожные перевозки в Афганистан и из него через Каспийское море.

Очевидно, что основной интерес США к странам постсоветской Центральной Азии обусловлен, как это было и в недавнем прошлом, фактором Афганистана, где американская администрация, озабоченная распространением влияния талибов, усилением террористической угрозы из Пакистана и ростом радикальных исламистских организаций, планирует увеличить свой воинский контингент. С учетом географического положения стран Центральной Азии, их сопредельности с Афганистаном и Пакистаном США пытаются плотнее подключить страны региона к своей антитеррористической стратегии.

Наладив с Узбекистаном и Казахстаном взаимовыгодный союз, США обретают поддержку этих ключевых, с точки зрения американской стратегии, звеньев Северной распределительной сети - действующей с 2008 г. системе автомобильных и железных дорог, по которым осуществлялся транзит военного снаряжения и гражданских грузов через центральноазиатские республики и Россию (она в 2015 г. этот транзит через свою территорию закрыла, что объяснялось прекращением действия резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 г.) в места дислокации в Афганистане американо-натовских Международных сил содействия безопасности. Эта сеть приобретает в настоящее время для США особое значение в свете разгорающегося конфликта с Пакистаном, обвиненным Трампом в невыполнении союзнических обязательств и пособничестве терроризму

США будут нуждаться в расширении сотрудничества с Узбекистаном и другими странами Центральной Азии, через которые проходит Северный маршрут. Узбекистан от этого сотрудничества получает выгодные предложения по переоснащению своей армии. Однако поскольку пока в военной сфере партнером номер один для Узбекистана остается Россия, переход узбекских вооруженных сил на оружие и стандарты США - вопрос отдаленного будущего. На возникший после визита президента Узбекистана в США вопрос о том, удастся ли этому ключевому государству Центральной Азии сохранить баланс между интересами США и России, отношения с которой все еще важны для Узбекистана, утвердительного ответа пока не находится, как и нет все еще уверенности в том, что современные внешнеполитические приоритеты Узбекистана и его внеблоковые позиции не претерпят в будущем трансформации.

Что касается России, то ей, очевидно, будет труднее - из-за конфликта с Западом и наносимого этим конфликтом ущерба российской экономике - поддерживать контакты со своими партнерами в Центральной Азии на прежнем "досанкционном" уровне. Нельзя, правда, не признать при этом, что Россия одновременно демонстрирует на Ближнем Востоке большую эффективность своего военно-космического потенциала. Исходя из совокупности целого ряда факторов и с учетом активности Вашингтона в наращивании военного сотрудничества с Узбекистаном, а также и с другими государствами-членами ОДКБ, сохранение Москвой пассивной позиции в отношении происходящего в Центральной Азии можно расценить как самую невыигрышную для России опцию, поскольку это приводит к ослаблению позиций России в чрезвычайно важном для ее национальных интересов регионе.

Примечания:

1 Всемирный банк выделил Узбекистану 940 миллионов долларов.\\ Спутник Узбекистан, 18.05.2018. URL: https://ru.sputniknews-uz.com/economy/20180518/8241638/vsemirnii-bank-uzbekistan.html.

2 Statement of General Joseph I. Votel Commander U.S. Central Command before the House Armed Services Committee.. 27 February 2018. URL: http://docs.house.gov/meetings/as/as00/20180227/106870/hhrg-115-as00-wstate-votelj-20180227.pdf.

3 Комментарий Департамента информации и печати МИД России относительно высказываний главы центрального командования вооруженных сил США Дж.Вотела, 03.03.2018. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3106392.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
19.03.2025

Виктория Журавлева приняла участие в круглом столе о текущем состоянии российско-американских отношений. 18 марта состоялся телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа, в ходе которого были обсуждены наиболее острые вопросы двусторонних отношений.

подробнее...

19.03.2025

Александр Дынкин принял участие в 10-й юбилейной международной конференции Raisina Dialogue и выступил на рабочей панели «Прыжки с шестом: реваншистский Запад и восходящий Юг».

подробнее...

Вышли из печати