
© 30.03.2017, Шумицкая Е.В.
Foto: Alexey Vitvitsky, Sputnik
В то время как весь мир находится в ожидании выборов во Франции и Германии, которые, возможно, существенно изменят политический ландшафт не только этих стран, но и Европейского Союза, на его юго-восточной окраине – в Болгарии – по-прежнему стабильно нестабильно. В воскресенье, 26 марта там состоялись внеочередные парламентские выборы – третьи за последние четыре года. Как и в предыдущие разы, победу одержала партия ГЕРБ (32,65%), а второе место заняла Болгарская социалистическая партия (БСП, 27,20%).
Выполнение конъюнктурного обещания бывшего премьер-министра Бойко Борисова уйти в отставку если победу в президентской гонке одержит Румен Радев – ставленник БСП – обернулось для Болгарии новым витком политической нестабильности. Поскольку ни одна из партий вновь не получила абсолютного большинства в Народном Собрании, теоретически сформировать новое правительство можно двумя способами: 1) путем создания правительства меньшинства; 2) путем формирования коалиции. Однако анализ результатов выборов демонстрирует, что первый вариант практически невозможен, а осуществление второго будет проходить проблематично.
Большая коалиция (между ГЕРБ и БСП), к которой призывают европейские политики, имеет мало шансов на существование. Несмотря на то, что у этих партий есть общая основа, в частности, фундаментальное убеждение в правильности европейского и евроатлантического выбора Болгарии, их позиции по основным внутри- и внешнеполитическим вопросам имеют сильные расхождения. Так, если правоцентристская ГЕРБ является проводником политики экономии – уменьшения расходов госбюджета, то социалисты выступают за повышение пенсий, зарплат и расширение социальных пособий. И даже если учесть определенную долю популизма во внутриполитической программе БСП, ее позиции по внешнеполитическим вопросам, которые были основными в этой предвыборной гонке, с представлениями ГЕРБ сочетаются еще хуже. Социалисты хотят видеть Болгарию лидером и борцом за отмену антироссийских санкций на европейской арене и возобновить энергетические проекты с Россией. В то время, как их оппоненты из ГЕРБ являются последовательными сторонниками продления санкций и действий в единстве с ведущими странами ЕС, в том числе, и в энергетической политике.
Помимо ГЕРБ и БСП, в болгарский парламент прошли еще 2 партии и 1 блок: «Объединенные патриоты» (ОП, 9,07%), «Движение за права и свободы» (ДПС, 8,99%) и популистская партия «Воля» (4,15%).1 От сотрудничества с ДПС – партией этнического турецкого меньшинства, которая в предыдущие годы играла роль балансира в парламенте, и ГЕРБ, и БСП отказались еще на предвыборном этапе из-за открытого вмешательства Турции во внутриполитические дела Болгарии накануне выборов. Поэтому ГЕРБ может войти в коалицию только с ОП: их 27 мест в сумме с 95, принадлежащих в парламенте партии Борисова, дадут необходимое парламентское большинство (122 из 240).
Однако, ОП – это блок из трех небольших партий (среди которых известная своей ярой пророссийской риторикой «Атака») правого националистического толка. Патриоты выступают, главным образом, против мигрантов и цыган, и за реформу Европейского Союза, лояльно относясь к сотрудничеству с Россией, в том числе, и в энергетической сфере. Таким образом, как могут сочетаться программные установки проевропейской ГЕРБ и националистических пророссийских Патриотов в одном правительстве, сложно себе представить. Кроме того, такой альянс не будет позитивно воспринят в ЕС, сама идея которого противостоит любому виду национализма.
Правительство же меньшинства возможно лишь в том случае, если Борисов заручится поддержкой большинства депутатов. Социалисты, по заявлениям их лидера Корнелии Ниновой, на любой вид сотрудничества с ГЕРБ не пойдут. И также маловероятно, чтобы при таком раскладе представители других парламентских партий захотели бы поддержать Борисова без предоставления им взамен министерских портфелей.
Наилучшим вариантом в создавшейся ситуации было бы формирование своего рода «экспертного правительства». Однако такой сценарий предполагает наличие у всех участников процесса политической воли работать на общее благо. Президент Радев уже заявил, что «надеется на то, что будущее правительство будет работать в интересах национального единения, а при его формировании партии пойдут на серьезные компромиссы».2 Однако его надежды, скорее всего, не оправдаются. С большой долей уверенности можно сказать, что переговоры по созданию правительства в Болгарии будут проходить долго, сложно, с большими трудностями. Создавшийся в итоге кабинет будет слабым, нестабильным и недееспособным в решении основных проблем Болгарии, которые действительно угрожают ее национальной безопасности, а именно, коррупцией, бедностью населения и убывающей демографией. Таким образом, внеочередные парламентские выборы в очередной раз не смогли вывести Болгарию из затянувшегося политического кризиса, или хотя бы дать надежду на его скорейший конец.
Примечания:
1 Парламентские выборы 26 марта 2017 г. Суммарные данные. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Болгарии. URL: http://results.cik.bg/pi2017/rezultati/index.html (дата обращения 29.03.2017).
2 Президент надеется на серьезные компромиссы при формировании нового правительства. [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Болгарского национального радио». URL: http://bnr.bg/ru/post/100814494 (дата обращения 30.03.2016).
Нет комментариев