
1. Победа партий левого центра
23 июня в Албании состоялись очередные парламентские выборы, на которых победу одержала оппозиция – Союз за европейскую Албанию во главе с лидером Социалистической партии Эди Рамой. По предварительным подсчетам результатов голосования, левоцентристскую коалицию поддержали более 53% избирателей, в то время как правоцентристскому Союзу за занятость, процветание и интеграцию отдали предпочтение лишь 36% от общего числа принявших участие в выборах. Это означает, что в Народном собрании 84 места из 140 достанутся оппозиционному блоку: 67 – самой Социалистической партии и 17 – ее союзникам: Социалистическому движению за интеграцию, Партии за права человека (ее поддерживают в основном греческие избиратели, проживающие в южных областях страны) и христианским демократам.
Союз за занятость, процветание и интеграцию, сформированный вокруг Демократической партии, получит, скорее всего, только 55 депутатских мандатов. Это станет самым слабым результатом партий правого центра за последние 16 лет. Интересно, что Демократическая партия проиграла даже в северных районах Албании (за исключением области Кукес, где родился ее основатель Сали Бериша), которые традиционно считались «вотчиной» правоцентристов.
Поражение Демократической партии означает фактический уход с политической сцены С. Бериши, одной из ключевых фигур посткоммунистической Албании. В своем обращении к избирателям он взял на себя всю полноту ответственности за поражение и объявил о намерении оставить пост председателя партии. При этом С. Бериша заранее отказался от выдвижения «преемника», заявив, что выборы партийного руководства должны быть проведены на конкурентной основе.
Еще одной сенсацией стали плачевные результаты тех партий, которые не вошли ни в одну из двух коалиций, прежде всего националистического «Красно-черного альянса», выступающего за объединение всех албанцев (включая граждан Македонии и Косова) в рамках единого государства, и недавно созданной партии «Новый демократический дух» во главе с бывшим президентом Албании Бамиром Топи. Провал «Красно-черного альянса» свидетельствует о том, что, хотя идея создания единого албанского государства в целом одобряется гражданами страны (по опросам общественного мнения, «за» выступают 60–63% респондентов), национальный вопрос пока что занимает второстепенное место в списке волнующих население проблем. Поражение «Нового демократического духа» связано с тем, что Б. Топи так и не удалось сформировать повестку, принципиально отличающуюся от той, которая была предложена Демократической партией.
2. Причины поражения демократов
Если посмотреть на итоги восьмилетнего правления С. Бериши, то невооруженным взглядом видно, что за эти годы Албания добилась значительного экономического прогресса. Несмотря на то что по ВВП на душу населения (по ППС) она по-прежнему отстает почти от всех стран Европы (среди балканских стран этот показатель ниже только у частично признанной Республики Косово), благодаря высоким темпам роста (в среднем 3,5% в период с 2006 по 2011 г.) это отставание быстро сокращалось. Однако целый ряд проблем правительство так и не сумело решить. Главные из них – крайне высокий уровень коррупции, которая проникла в самые высокие эшелоны власти (включая саму Демократическую партию), и «пробуксовывание» процесса европейской интеграции. После подписания соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС (2006 г.), вступления в НАТО (2009 г.) и предоставления албанским гражданам права безвизового въезда в страны Шенгенского соглашения (2010 г.) в Албании возникли не совсем обоснованные надежды на скорое вступление в Евросоюз. Но когда заявка Албании на получение статуса кандидата в члены ЕС была отклонена, оппозиция получила хороший повод для критики в адрес правительства.
Не на руку правящей партии сыграла и сложившаяся в стране экономическая ситуация. В начале 2010-х гг. на фоне кризиса в странах еврозоны албанская экономика, сильно зависимая от положения дел в соседних странах, столкнулась с проблемой быстрого замедления темпов роста. Падение иностранных инвестиций и снижение денежных переводов из-за рубежа (не менее четверти граждан Албании трудоспособного возраста работают в странах ЕС, прежде всего в Италии и Греции) поставили вопрос о дальнейшей экономической стратегии. Хотя Албания стала одним из немногих европейских государств, избежавших экономического спада, в 2009 г. здесь существенно снизились налоговые поступления, и правительство было вынуждено увеличить внешние заимствования. В 2010 г., чтобы не допустить резкого роста бюджетного дефицита, оно перешло к более жесткой фискальной политике, в частности повысило ставки НДС на ряд социально значимых товаров и услуг, что не могло не вызвать недовольства населения. Примечательно, что накануне выборов С. Бериша попытался перехватить у социалистической оппозиции левую риторику, пообещав на 6% повысить зарплаты и пенсии, создать 250 тыс. новых рабочих мест и направить значительные инвестиции на развитие промышленности, инфраструктуры и туризма, однако этого было недостаточно для того, чтобы повлиять на настроения избирателей.
Помимо проблем с коррупцией, неопределенности перспектив европейской интеграции и ухудшения ситуации в экономике следует выделить еще одну причину, по которой Демократическая партия не смогла удержаться у власти, – общую усталость населения от многолетнего правления С. Бериши (с 1992 по 1997 г. – до перехода от президентской республики к парламентской – он занимал должность президента, а с 2005 по 2013 г. – премьер-министра). Этот 68-летний политик, сделавший карьеру на резкой критике изжившей себя коммунистической системы, сам стал восприниматься как олицетворение недостатков уже нового, посттрансформационного общества и государства. Поэтому голоса молодых избирателей были отданы коалиции Э. Рамы – политика «свободного» поколения (на днях ему исполнится 49 лет), выходца из семьи художников, несколько лет учившегося и работавшего во Франции (показательно, что, занимая должность мэра Тираны, Э. Рама приказал разукрасить в яркие цвета невзрачные здания албанской столицы и засадить ее деревьями, с тем чтобы придать городу более европейский облик).
Оценивая результаты парламентских выборов в Албании, можно констатировать, что это была не столько победа Э. Рамы, сколько поражение демократов. Избиратели проголосовали за оппозиционный блок в основном как за единственную реальную альтернативу Демократической партии. А это, в свою очередь, означает, что если новое правительство не оправдает возложенных на него надежд, вероятным сценарием станет быстрое падение электоральной поддержки социалистов. В этом случае нельзя исключать усиления центробежных тенденций внутри Союза за европейскую Албанию, потери партией Э. Рамы парламентского большинства и роста популярности антисистемных политических партий, в первую очередь «Красно-черного альянса».
3. Парламентские выборы в контексте перспектив интеграции Албании в ЕС
В российской прессе выборам в Албании было уделено мало внимания, однако в западноевропейских СМИ они стали одним из главных событий прошедшей недели. По словам представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, для Европейского Союза «первостепенное значение» имело не то, кто одержит на выборах победу (все албанские партии придерживаются проевропейской ориентации), а то, будут ли эти выборы проведены «в соответствии с международными и европейскими стандартами». Пристальное внимание ЕС к прозрачности избирательной кампании и процедуры голосования неслучайно: все предыдущие выборы в Албании проводились с грубыми нарушениями и сопровождались взаимными обвинениями крупнейших партий в фальсификации бюллетеней. Например, результаты выборов 2009 г. так и не были признаны социалистами: в течение двух лет оппозиция бойкотировала участие в работе парламента, а в начале 2011 г. вывела своих сторонников на улицу, что привело к гражданским беспорядкам и гибели нескольких участников протестных акций. Антагонизм между двумя главными партиями и непрозрачность избирательного процесса стали объектом для критики со стороны стран ЕС и серьезным препятствием на пути получения страной статуса кандидата в члены Евросоюза.
Выборы 2013 г., по оценкам европейского комиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле, в целом прошли в соответствии с законом, и единственным серьезным инцидентом, омрачившим день голосования, стала перестрелка у одного из избирательных участков, в результате которой был убит сторонник оппозиции и еще несколько человек получили ранения. В то же время в предварительном докладе ОБСЕ отмечалось, что «избирательный процесс был омрачен из-за атмосферы недоверия между двумя основными политическими силами», а во время голосования имели место процедурные нарушения.
Различие в оценках выборов дает ЕС формальный повод как для того, чтобы удовлетворить заявку Албании на получение статуса кандидата, так и для того, чтобы ее вновь отклонить. В связи с этим решающим становится вопрос, сможет ли новое правительство страны в кратчайшие сроки устранить остальные барьеры для евроинтеграции, а именно снизить уровень организованной преступности и коррупции, обеспечить нормальное функционирование законодательных органов власти (здесь немалую роль будет играть готовность перешедшей в оппозицию Демократической партии к политическому диалогу), решить проблемы с правами национальных меньшинств. При наличии прогресса на этих направлениях уже в период правления Э. Рамы Албания может стать одним из кандидатов в члены ЕС. Это, однако, вовсе не будет означать скорого вступления страны в Евросоюз: учитывая ее сильное экономическое отставание даже от самых бедных членов ЕС (Болгарии и Румынии), а также серьезные культурные и религиозные различия между Албанией и другими странами (большая часть албанцев исповедует ислам), процесс интеграции в объединенную Европу может растянуться на несколько десятилетий.
старший научный сотрудник ИМЭМО,
к.и.н. Квашнин Юрий Дмитриевич
Нет комментариев