used image: Japanese Prime Minister Fumio Kishida // Internet
© Гамза Л.А., 28.12.2022
В середине декабря правительство Японии приняло новую Стратегию национальной безопасности страны (National Security Strategy)*. Документ был подготовлен Советом национальной безопасности и утвержден кабинетом министров. Вместе с ним были утверждены разработанные на его основе Национальная стратегия в области обороны (National Defense Strategy)** и Среднесрочный план оборонного строительства (Defense Buildup Program). Принятие новой стратегии стало важным шагом на пути отказа Японии от политики, ориентированной на самооборону, которой она придерживалась на протяжении долгих лет после окончания Второй мировой войны.
Премьер-министр Фумио Кисида (Fumio Kishida) после утверждения стратегии на пресс-конференции заявил, что страна вступила в «поворотный момент» своей истории, который потребовал её обновления. Главную причину изменений он видит в том, что в окружающих Японию странах и регионах происходят серьезные изменения и односторонние попытки силой изменить статус-кво. Поэтому правительство для ответа на эти вызовы намерено использовать более широкий набор военных и дипломатических мер.
В стратегии указаны основные направления политики властей на среднесрочную перспективу, главными из которых станут доведение военных расходов до уровня 2% ВВП и создание возможностей для нанесения контрударов в случае ракетной атаки со стороны неназванного «противника», под которым подразумеваются Северная Корея и Китай. К концу 2027 г. Япония планирует удвоить расходы на оборону и довести их общую сумму до 43 трлн йен (320 млрд долл.). В соответствии с этим военный бюджет страны должен составлять ежегодно около 10 трлн йен (80 млрд долл.), и страна выйдет по этому показателю на третье место в мире после США и Китая.
Ключевым элементом новой стратегии является создание возможности для нанесения контрудара, который заменил зафиксированное в первой Стратегии 2013 г. обязательство не обладать средствами нападения на страну-противника. Власти поставили своей целью в течение 10 лет создать оборону, позволяющую «отразить и победить агрессию на более ранней стадии и на значительном расстоянии». При этом подчеркнуто, что вероятность ракетных атак на Японию стала «ощутимой угрозой», а ее собственная система перехвата ракет является неэффективной. Власти заявляют в документе, что нанесение ответного контрудара при наличии «признаков неизбежной атаки» со стороны противника соответствует конституции. При этом уточняют, что контрудары могут наноситься лишь в минимально необходимых для самообороны случаях и по ограниченному числу военных целей, в частности по ракетным базам. Однако отличить контрудар от превентивного крайне сложно, и в последнем случае его нанесение выходит за рамки принципа самообороны, который закреплен в конституции страны.
В соответствии с принятыми документами Япония в течение предстоящих пяти лет потратит около 5 трлн йен на создание и приобретение ракет дальнего радиуса действия, которые должны быть развернуты в 2026 г. Для этого компания Mitsubishi Heavy Industry доработает и запустит в массовое производство японские противокорабельные ракеты наземного базирования Type-12, доведя их дальность до 1000 км, а министерство обороны закупит американские ракеты Tomahawk и ракеты класса воздух-земля дальнего радиуса действия. Одновременно заявлено о планах развития и наполнения арсеналов другими видами современных вооружений, в числе которых гиперзвуковое оружие и беспилотные аппараты, а также создание совместно с Англией и Италией истребителя шестого поколения F-X, который должен быть введен в строй в 2025 г.
Из-за отсутствия собственных эффективных возможностей по обеспечению кибербезопасности и ведению разведки для запуска крылатых ракет дальнего радиуса действия и поражения намеченных целей Японии придется полагаться на США. В принятой оборонной стратегии особо отмечена необходимость обеспечения «активной кибербезопасности» сил самообороны Японии (ССЯ) и военной промышленности страны. При этом подчеркивается, что без этого ССЯ будет трудно добиться «превосходства» и обеспечить военную «взаимодополняемость» вооруженных сил Японии и США. На решение этой задачи и формирование многоуровневой обороны, включающей киберпространство и космос, Япония в течение предстоящих пяти лет направит 8 трлн йен. Для укрепления космической обороны военно-воздушные ССЯ будут преобразованы в «воздушные и космические силы самообороны».
В стратегии подчеркнуто, что «центр глобальной силы» смещается в Индо-Тихоокеанский регион (ИТР), где «некоторые страны», под которыми подразумевается Китай, пытаются расширить свое влияние и оказывают экономическое давление на другие государства, огранивая экспорт природных ресурсов и предоставляя кредиты без учета возможностей их получателей погасить долги. Со ссылкой на повторяющиеся нарушения территориальных вод в районе спорного архипелага Сэнкаку (китайское название Дяоюйдао) в документе впервые заявлено, что Китай представляет «самый беспрецедентный стратегический вызов» для Японии за весь период ее послевоенной истории. Серьезные опасения у властей вызывает наращивание вооруженных сил Китая и отсутствие с его стороны транспарентности в этой области. Также отмечено, что Китай не отрицает возможности использовать силу в отношении Тайваня. В вину Китаю поставлены обвинения, что, укрепляя отношения с Россией, он бросает вызов мировому порядку, а также подписал договор о безопасности с Соломоновыми островами, которые имеют исторически тесные связи с Австралией.
Поэтому Япония нацелена на формирование и расширение «многослойной сети» сотрудничества со своими союзниками и странами-единомышленниками, к числу которых документ относит США, Австралию, Южную Кореи, Индию и государства АСЕАН. При этом для усиления эффективного сдерживания сотрудничество с США останется ключевым. В качестве нового важного элемента продвижения в этом направлении объявлено о создании «Постоянного объединенного командования» (Permanent Joint Command) вооруженных сил Японии, которое призвано обеспечить эффективную координацию и взаимодействие как между структурами ССЯ, так и с находящимися в стране американскими военными.
Принятые в Токио документы были с одобрением встречены в Вашингтоне, который долгие годы подталкивал Японию к «бóльшей ответственности» за свою оборону. Президент Байден в Твиттере заявил, что «США поддерживают Японию в этот критический момент». Госсекретарь Блинкен назвал Японию одним из «наиболее важных стратегических активов» США, а утвержденные документы – меняющими возможности союза двух стран поддерживать мир и защищать базирующийся на правилах порядок в ИТР. Советник американского президента по национальной безопасности Джейк Салливан приветствовал цель Японии значительно увеличить средства на оборону. Особые слова благодарности прозвучали от министра обороны США Ллойда Остина, который отметил «согласованность» японской стратегии с вѝдением и приоритетами принятой в середине октября американской стратегии национальной безопасности. При этом американский министр подчеркнул, что оба документа поддерживают усилия двух стран по модернизации их союза, укреплению интегрированного сдерживания и решению возникающих региональных и глобальных вызовов безопасности.
Китай остро отреагировал на принятие новой стратегии Японии, назвав ее подтверждением отхода страны от послевоенного принципа самообороны и мирного развития. При этом резкой критике подверглись формулировки об угрозе с его стороны и планы Японии вооружиться ракетами атакующего класса, позволяющими ей поражать цели в Китае. Посольство КНР в Токио предупредило власти Японии о необходимости помнить уроки истории и не спекулировать на использовании термина «китайской угрозы» для оправдания своей военной экспансии. При этом подчеркнуто, что новая стратегия окажет влияние на отношения между странами, поскольку она ориентирована на США и НАТО, и сдвигает двусторонние отношения в сторону конфронтации, создавая сложности для урегулирования конфликтов. В качестве конкретного ответа после принятия стратегии Китай сразу направил на учения в западную часть Тихого океана свою самую крупную эскадру во главе с авианосцем «Ляонин» в сопровождении рекордного числа боевых кораблей. В ходе учений корабли провели боевые стрельбы и пуски ракет, отработали взаимодействие и совместные операции по «обеспечению национального суверенитета, территориальной целостности и интересов государства».
Принятие Японией новой стратегии национальной безопасности и поставленная цель резкого увеличения военных расходов и их доведения до 2% ВВП при одновременном усилении и активизации военного сотрудничества с США выводит эту страну на один уровень с государствами – членами НАТО и делает ее одним из ключевых игроков в американской стратегии интегрированного сдерживания Китая в ИТР. При этом заявленные цели и содержание принятых документов, несмотря на миролюбивую риторику, демонстрируют усиление не столько оборонительных, сколько наступательных компонентов военной доктрины Японии. Можно не сомневаться, что Китай предпримет необходимые меры для адекватного ответа на активизацию направленного против него военного строительства вблизи своих границ.
Следует также учитывать, что ключевой проблемой для реализации целей новой стратегии станет вопрос их финансирования. Фумио Кисида заявил, что три четверти необходимых средств будут получены от перераспределения текущих расходов в пользу обороны. Остальные предполагается получить за счет налогов и выпуска облигаций. Первый шаг в реализации стратегии власти сделали ровно через неделю после ее принятия, утвердив накануне католического Рождества бюджет на 2023 финансовый год, в котором военные расходы увеличены на 26% до 6,8 трлн йен. Этот прирост будет покрыт за счет повышения налогов, снижения расходов по другим статьям бюджета и использования нереализованных по ним излишков. Решение правительства отказаться от выпуска новых облигаций для покрытия расходов на оборону в пользу повышения налогов вызвало резко негативную реакцию в обществе на фоне продолжающегося уже 15 месяцев подряд роста цен на основные потребительские товары, который в ноябре достиг рекордного максимума за последние 40 лет. Нарастание экономических трудностей вместе с ростом социальной напряжённости на фоне снижающегося уровня доверия правительству и лично премьер-министру ставит под сомнение реальность выполнения заявленных в стратегии целей в указанные сроки.
Примечания:
* https://www.cas.go.jp/jp/siryou/221216anzenhoshou/nss-e.pdf
** https://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/strategy/pdf/strategy_en.pdf
Нет комментариев