© 13.09.2023, Понеделко Г.Н.
C 1 июля 2023 г. до конца текущего года полномочия председателя Совета ЕC, одного из трех важнейших европейских институтов, принимающих решения, были переданы премьер-министру Испании – Педро Санчесу. Очевидно, что данное обстоятельство имеет немаловажное значение для самой Испании, находящейся сейчас в состоянии серьезных социально-экономических преобразований. Одним из направлений станет реализация новой комплексной программы регионального развития страны на 2021–2027 гг., запущенной в конце марта 2023 г.
Наряду с реализацией одного национального и 19 региональных и городских проектов, программа предусматривает создание специального комитета, на который возлагается мониторинг и главная ответственность за выполнение проектов. Комитет объединяет представителей Европейской комиссии (с совещательным голосом), государственных компетентных органов, а также всех заинтересованных сторон (представителей гражданского общества, социально-экономических агентов и т.д.), действующих на условиях взаимного партнерства[1]. Цель программы – гармонизация и сокращение диспропорций в уровнях развития отдельных испанских регионов, поддержка их устойчивого и комплексного развития, экономической, социальной и территориальной конвергенции путем формирования устойчивой конкурентоспособности, научно-исследовательских и инновационных разработок, ускорения перехода к «зеленой» и цифровой экономике.
Решение или, по крайней мере, продвижение в решении этой задачи для Испании имеет чрезвычайно важное значение, в том числе и потому, что среди государств – членов ЕС Испания традиционно принадлежит к числу стран с наиболее ярко выраженными региональными, экономическими и социальными контрастами. Испания остается страной «богатых» и «бедных» регионов (автономных сообществ – АС), в которых соответственно проживают 30 и 70% населения с почти двукратной разницей в показателях ВВП на душу населения между ними. Особую озабоченность вызывает прогрессирующая негативная динамика региональных диспропорций по плотности населения: на 90% АС с 27% от общей численности населения приходится 84% национальной территории. Сохраняются контрасты и по другим показателям: производительности труда, безработице, всему комплексу демографических показателей, транспортной, социальной, жилищной инфраструктуре, качеству и уровню жизни населения, обусловленные вызванные последствиями пандемии Covid-19, энергетическим кризисом и другими причинами. Современные вызовы накладываются на многочисленные особенности развития отдельных территорий страны[2], обусловленные создававшимся веками ее историко-культурным наследием, оказывающим серьезное влияние на скорость и эффективность решение региональных проблем.
Согласно Испанской Конституции 1978 г., экономическая, социальная и региональная политики (вопросы развития городов, сельского, лесного и водного хозяйств, жилищного строительства, начального и среднего образования, здравоохранения, культуры, туризма, спорта) являются компетенцией АС. Однако внутри страны финансирование обеспечивается координационной политикой и трансферами центрального правительства через Межтерриториальный компенсационный фонд (Inter-territorial Compensation fund). Именно правительство решает все вопросы налогового, бюджетного, финансово-кредитного регулирования, а также определяет отраслевые и региональные приоритеты развития на основе представленных региональных программ, софинансируемых собственными налогами и сборами АС.
С 1986 г. после вступления Испании в ЕС последний стал играть решающую роль в разработке и финансировании отстающих испанских регионов сначала по квотам европейских структурных фондов (по так называемым «средиземноморским программам»), составлявшим от 1 до 3% валового регионального продукта, а позднее в рамках общенациональной программы и собственно региональных планов развития в пределах выделяемых им ассигнований европейских структурных фондов.
При все возрастающем участии регионов в европейских структурных фондах центр остается единственным партнером Еврокомиссии на верхнем уровне принятия решений, подписывающим соглашение о предоставлении общей коммунитарной финансовой помощи, о ее размерах и направлениях по линии европейских структурных фондов, включая национальные и региональные программы реформ с определением объемов выделяемых им средств, рассчитываемых по определенной форме на среднесрочный, шестилетний, период. При этом за центральным правительством сохраняется право полностью решать находящиеся в его компетенции вопросы, связанные с развитием сферы НИОКР, мелкого и среднего бизнеса, улучшения региональной структуры экономики. Центр также обеспечивает координацию и контроль над реализацией как национальной программы в целом, так и отдельных региональных проектов, являясь их обязательным соинвестором в форме невозвратных субсидий, которые могут составлять до 75% стоимости проекта, льготных кредитов, налогообложения и технического содействия.
Что касается региональной стратегии 2021–2027 гг., следует отметить, что общий объем ассигнований, выделяемых Испании на цели регионального развития, должен составить 52,6 млрд евро, что, однако, более чем на 22 млрд евро меньше, чем за предыдущий расчетный период 2014–2020 гг. Из этих ассигнований за счет внутренних национальных ресурсов будет вложено 17,1 млрд евро против 17,7 млрд евро в 2014–2020 гг. Основными направлениями инвестирования станут система образования, социальной интеграции, здравоохранения, территориального комплексного развития, цифровизации. Так, в рамках национальной и некоторых региональных программ запланировано 1,1 млрд евро вложений для обеспечения равного доступа к системе здравоохранения, особенно его первичного звена, повышения его устойчивости, качества и эффективности. Поддержка будет оказана строительству, реновации и модернизации центров здравоохранения, больниц, оснащению их оборудованием, необходимым для оказания специализированной медицинской помощи. Государство также инвестирует 2,0 млрд евро во внедрение комплексных стратегий устойчивого развития городов посредством грантов и финансовых инструментов, реализующих различные модели городского развития, отражающие городское разнообразие Испании. В приоритете и поддержка межрегиональных мобильных систем связи, комплексных проектов местного развития для борьбы с депопуляцией и решения других демографических проблем сельских районов.
Ассигнования европейских фондов по линии политики сплочения (Cohesion policy) составят 35,6 млрд евро – против 57,3 за прошлый период[3]. Почти 50% этих средств получат Андалусия, Эстремадура, Кастилья-Ла-Манча, Сеута и Мелилья. Канарские острова, как более отдаленный от ЕС регион, будет дополнительно профинансирован в размере 673 млн евро. 67% европейского финансирования планируется выделить Испании по линии Европейского фонда регионального развития (ERDF), а главным целевым приоритетом использования этих средств станут инвестиции в «зеленый» переход испанских регионов к ресурсоэффективной, климатически нейтральной и конкурентоспособной экономике. Предполагается, что из 6,0 млрд евро, выделяемых фондом на эти цели, 3,3 млрд помогут Испании опережающими темпами уже к 2030 г. достичь 74% производства электроэнергии из возобновляемых источников. Около 1,8 млрд евро будет использовано для финансирования проектов по повышению энергоэффективности в общественных, коммерческих и жилых зданиях. Кроме того, ERDF инвестирует 1,4 млрд евро на улучшение систем управления водными ресурсами, повышение устойчивости территорий к стихийным бедствиям и их предотвращению, а также защите природы и биоразнообразия.
По линии ERDF Испании выделяется также 8,5 млрд евро на финансирование мер по стимулированию роста, конкурентоспособности и производительности малого и среднего бизнеса, на исследовательские и инновационные цели в секторах с высокой добавленной стоимостью. Финансирование включит поддержку развития цифровой связи в государственном секторе с целью предоставления более гибких услуг частным компаниям. ERDF дополнительно направит 700 млн евро на цели по равному доступу и качественным услугам в сфере образования, социально-экономическую интеграцию, повышение роли культуры, устойчивый туризм.
Среди других европейских фондов, софинансирующих региональную политику Испании и ее переход к «зеленой» экономике, – Фонд справедливого перехода (Just Transition Fund), который выделит 870 млн евро на соблюдение принципа справедливости и поддержки регионов, где уже закрыли или собираются закрывать угольные шахты и другие углеродоемкие предприятия, включая электростанции, работающие на угле в провинциях Ла Корунья, Астурии, Леоне, Теруэле, Кордобе, Альмерии, Кадисе и других районах.
Из Европейского фонда морского судоходства, рыболовства и аквакультуры (European Maritime, Fisheries and Aquqculture, EMFAF) 1,1 млрд евро пойдет на поддержку устойчивого развития испанского рыболовства, аквакультуры и обрабатывающей промышленности. Согласно программе фонда, в качестве приоритетной цели выделяется финансирование устойчивого управления рыбными ресурсами, адаптацию к климатическим изменениям, защиту окружающей среды, диверсификацию прибрежных территорий, муниципалитетов и предприятий, занимающихся рыболовством и аквакультурой в соответствии с целями «зеленого» перехода Испании.
На увеличение занятости и борьбу с бедностью по линии Социального фонда (European Social Fund, ESF) будет вложено 11,3 млрд евро. Приоритетным направлением распределения средств станет стимулирование занятости женщин, молодежи, малоквалифицированной и миграционной рабочей силы. В соответствии с европейским планом социальных гарантий (European Pillar of Social Rights Action Plan) особое внимание планируется уделить борьбе с длительной безработицей и уязвимым слоям населения, в первую очередь инвалидам, детям, не окончившим среднюю школу. Инвестиции в сфере увеличения занятости среди работников государственных служб будут направлены на консультирование соискателей рабочих вакансий для подтверждения приобретенной ими квалификации для целей «зеленого» и цифрового перехода.
Одним из новшеств европейской региональной политики становится движение к созданию механизма, позволяющего осуществлять мониторинг и адекватно оценивать ее результативность. Речь идет об одобренном в 2022 г. Европейской комиссией пилотном проекте «Регионы 2030», в котором участвует и Андалусия. Его цель – совместная разработка надежной системы показателей, характеризующих возможности устойчивого развития европейских регионов не только и не столько за счет внешних источников финансирования, но прежде всего за счет более полного и эффективного использования внутреннего и межрегионального потенциала. Результаты реализации этого проекта, которые должны быть опубликованы в конце 2023 г., станут важным шагом как на пути ослабления растущего сегодня регионального «евроскептицизма», так и достижения в целом многоцелевых установок устойчивого развития в будущем.
Нет комментариев