© 14.12.2013, Понеделко Г.Н.
9 декабря 2013 г. в Испании был опубликован новый Общий закон о повышении качества образования, инициированный нынешним министром образования Хосе Игнасио Вертом. Этот закон был принят 28 ноября 2013 г. 182 голосами депутатов парламента от правящей консервативной «Народной партии», не получив ни одного голоса поддержки со стороны 137 депутатов оппозиционных политических партий, при двух воздержавшихся.
Закон 2013 г. модифицировал и актуализировал последний из образовательных документов, принятый Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП) в 2006 году. За семилетний период его действия в стране произошли серьезные изменения, обусловленные тяжелыми последствиями затянувшегося финансово-экономического кризиса, в первую очередь, драматический рост молодежной безработицы.
Сегодня в Испании не имеют работы 52,9% молодых людей в возрасте от 16 до 34 лет (в ЕС 20,4%). Несмотря на то, что безработица охватила все образовательные группы молодежи, особенно остро эта проблема затрагивает людей с более низким уровнем образования и неустойчивыми формами занятости, потерявшими работу за счет прямого сокращения рабочих мест.
По мнению большинства экспертов, одна из главных причин молодежной безработицы – это дефекты сложившейся за годы демократических преобразований национальной системы среднего обязательного и профессионального образования. Речь идет о высоком уровне школьного абсентеизма, который в 2011 г. составил 26,5% общей численности учащихся средней школы (против 13,5% в ЕС и 10% предусмотренных Лиссабонской стратегией образования на 2020 г.). К этому следует добавить наметившийся в последние годы рост числа второгодников, которые сейчас составляют 36,6% учащихся средней школы (против 17,4% в среднем по ЕС). Оставляет желать лучшего и качество образования. По данным недавно опубликованной международной программы ОЭСР PISA 2012, доля испанских учащихся, достигших самых высоких показателей в базовых дисциплинах (математике, чтении, естественных науках), более чем в 2 раза ниже, чем в среднем по ОЭСР (3,4% против 7,6%).
Серьезный тормоз на пути накопления национального человеческого капитала – стабильно высокая доля молодежи, ограничивающейся получением среднего обязательного образования и не продолжающей свое дальнейшее профессиональное обучение. Это обусловлено «гуманитарными предпочтениями» испанской молодежи, выбирающей в качестве дальнейшего этапа образования преимущественно систему бакалавриата и всякого рода художественные и спортивные школы. Да и сама система среднего профессионального образования слабо ориентирована на подготовку специалистов со средним техническим образованием. В 2013 г., несмотря на значительный рост (до 36%) численности испанской молодежи (25–34 лет), получившей среднее профессиональное образование, этот показатель все еще ниже, чем в среднем по ЕС (55%).
Основная цель «закона Верта» – снизить уровень школьного абсентеизма, сократить число второгодников, повысить численность и качественные показатели среди как лучших учеников, так и выпускников средней школы в целом. Одновременно ставятся задачи повышения качества обучения приоритетным дисциплинам школьной программы, широкой модернизации системы профессиональной подготовки с целью ее более эффективной адаптации к новым условиям рынка, интенсивного внедрения в образовательный процесс новых технологий, активного стимулирования и развития среди учащихся предпринимательских навыков.
Наибольшее противостояние и широкую общественную полемику вызвало предусмотренное законом смещение акцентов в школьных программах с базового гуманитарного образования на изучение математики, естественных наук, информатики и языков (первого испанского – кастильского наречия, второго иностранного). Согласно принятому законодательству школьные предметы группируются в три основных блока: так называемые приоритетные, или магистральные (troncales), специфические (especificas) и предметы индивидуальной свободной конфигурации (libre configuracion autonomica), по своему усмотрению выбираемые учащимися старших классов. Содержание программ первого блока и отведенные на них часы будут определяться на федеральном уровне. Автономным сообществам предоставляется «право свободного выбора конфигурации всех остальных школьных предметов».
Важным новшеством закона, также вызвавшим ожесточенную полемику, стало введение с будущего года на всех этапах учебного процесса (от начального школьного образования до бакалавриата) обязательных экзаменов по базовым дисциплинам на основе единого сертификационного стандарта. Цель этих экзаменов – «создание конкурентной среды» и выявление способностей учащихся к прохождению ими дальнейшего образовательного цикла. Для не сдавших экзамены в начальной школе предусматривается возможность повторного прохождения ее последнего (шестого) цикла или выбора (с 14 лет) другого образовательного цикла начальной профессиональной квалификации (сualificacion professional inicial), обязательного и бесплатного, дающего возможность получения диплома техника общего профиля. Предполагается, что учащиеся, ориентированные на получение среднего базового образования, уже с 15 лет должны принять решение о том, где они будут получать дальнейшее образование (в системе бакалавриата или в профессионально-технических центрах, которые с самого начала должны быть интегрированы в систему двойной профессиональной подготовки). Основной принцип модернизации системы профессионально-технической подготовки – гибкость перехода учащихся от начального к среднему и высшему уровням квалификационной подготовки с обязательным прохождением производственной практики.
Среди других целей реформы повышение уровня автономизации образовательных учреждений, эффективности, креативности и гибкости управления ими, введение обязательной сертификации руководителей центров, преподавателей, обеспечение транспарентности их деятельности – как финансовой, так и в плане достижения образовательных целей.
Для реализации этих и других задач новой образовательной реформы создается новый институциональный механизм, который включает следующие структуры:
1) Государственный школьный совет как государственный совещательный орган и орган участия педагогического сообщества в оценке и разработке образовательных программ;
2) региональную конференцию по образованию как орган сотрудничества между государством и автономными сообществами;
3) региональные круглые столы, обеспечивающие переговорный процесс между государственными, смешанными и частными образовательными учреждениями. В их функции входит создание информационной системы образования и государственной системы финансовой поддержки учащихся как гарантии соблюдения принципа равных возможностей в получении образования.
По мнению многочисленных оппонентов нового законодательства, перечисленные выше модификации носят «очень жесткий характер, отличный от более гибких образовательных норм», существующих в других странах ЕС с высоким уровнем и качественными характеристиками образования. Это приведет к сокращению часов или даже исключению многих важных для подрастающего поколения дисциплин (таких как основы гражданского общества, религии, физического воспитания, культуры, искусства и др.) как «отвлекающих внимание от главных, магистральных предметов» средней школы. Вызывает возражение и весьма сомнительная классификация учащихся уже на ранней стадии образования, в результате чего 30% их общего числа в возрасте до 14 лет будут направлены в систему начального профессионального обучения (аналог ПТУ). По сути дела, как считает представитель ИСРП Марио Бедера, речь идет о «новой образовательной системе, создающей, с одной стороны, малочисленную касту высококвалифицированных работников, а с другой – огромную массу обнищавших людей с низким и средним уровнями квалификации»1.
Примечания:
1 El Pais. 23.10.2013.
Нет комментариев