Индийская система стартапов на подъеме

3582

© 30.11.2015, Рогожин А.А.

Индия занимает третье место среди глобальных систем развития стартапов, уступая лишь США и Великобритании. Недавно индийское правительство приняло ряд важных документов, направленных на сокращения регуляторных препятствий для стартапов. Это создаёт немалые возможности, как для самих предпринимателей, так и для инвесторов. Тем не менее, некоторые руководители транснациональных корпораций (ТНК) выразили озабоченность по поводу того, что развивающаяся культура стартапов негативно влияет на новых участников рынка и устоявшиеся бизнесы.

Динамика, лежащая в основе культуры стартапов Индии, обусловлена той сильной базой, которая была заложена сектором информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Только текущем году в стране было создано 1,2 тыс. технологических стартапов, и более 50% из них были связаны с электронной торговлей, потребительскими услугами и функциями агрегаторов.

В период с января по сентябрь с. г. инвесторы-ангелы и венчурные капиталисты вложили 7,3 млрд. долл. в рамках 639 сделок в компании-стартапы, находящиеся на самых разных стадиях своего развития. Более того, финансирование в третьем квартале с. г. вдвое превысило показатели первого и второго кварталов, увеличившись более чем на 200% по сравнению с уровнем четвёртого квартала 2014 года.  Темпы этого роста могут быть объяснены воодушевлением по поводу экономических перспектив Индии, а также качеством идей и проектов, исходящих,   как от молодых выпускников индийских вузов, так и от опытных профессионалов.

Индия в представлениях предпринимателей и инвесторов – это огромная клиентская база, стремительно развивающаяся технологическая инфраструктура, расширение охвата и связанности Интернета, а также огромное количество талантливых сотрудников. Хотя главными центрами создания стартапов оказываются Бангалор, Мумбаи и конгломерат Дели, этот процесс бурно развивается и в некоторых других частях Индии, включая Хайдарабад, Ченнаи, Гоа, Керала и Коимбатур. Каждый регион имеет свои особенности развития стартапов, зависящие от уровня развития инфраструктуры, близости соответствующих отраслей, предпринимательского климата и доступа к квалифицированной рабочей силе.

Большинство стартапов Индии предлагают услуги по линии "бизнес-потребители" (business-to-consumer, B2C) и берут на вооружение модель двустороннего рынка. По мнению профессора В. Шридхара (V. Sridhar) из Международного технологического института в Бангалоре, многие стартапы "создали платформы, которые связывают продавцов, отели, больницы, рестораны и транспортные компании с одной стороны, с покупателями, путешественниками, пациентами, гурманами и пассажирами – с другой". Более того, революция стартапов оказалась выгодна и рабочим, и неорганизованным секторам экономики – водителям такси, курьерам, поварам, прислуге, водопроводчикам, электрикам, местным кустарям и мастерам.

Индийские стартапы – самые "молодежные" в мире – 72% основателей новых компаний в Индии моложе 35 лет. Это важно, поскольку молодые предприниматели не боятся рисков,   обладают достаточной  энергией  и готовностью к инновациям, необходимым для придания  импульса к развитию стартапа. Они гибки, используют самые современные технологии, экспериментируют с дерзкими моделями ведения бизнеса, нацеливаются на высокие показатели роста, несмотря на долгосрочную неопределённость перспектив выживания их проекта.

В Индии творчески мыслящие предприниматели обладают инновационными и основанными на технологиях решениями в области здравоохранения, образования, социальных платформ, развития местных услуг, электронной торговли, транспорта, логистики и аналитики – создавая возможности, позволяющие обойти старые проблемы, с которыми сталкивается индийская экономика. Стартапы также стали привлекательными источниками рабочих мест для выпускников университетов и площадками для апробирования новых идей и поиска гибких решений, не скованных иерархией и закостеневшими правилами поведения.

Тем не менее, траектория роста стартапов остаётся очень неустойчивой, многие новые компании терпят крах и разваливаются. Тем не менее, уцелевшие расширяются и диверсифицируются в самых разных направлениях. Молодые профессионалы в начале своей карьеры обретают бесценный опыт в подобных компаниях, которые требуют от своих сотрудников креативности, инициативы, а также опыта в области цифровых технологий и готовности выполнять самые разные роли. В современной динамичной бизнес-среде их профессиональный рост  в течение короткого промежутка времени в стартапе  может стать эквивалентом знаний, навыков и умений, обретённых в ходе достаточно длинного карьерного пути крупными профессионалами в традиционных компаниях.

К примеру, сотрудники стартапов получают опыт разработки новых технологий и услуг и апробирования своих идей на рынке. Устоявшиеся компании могут извлечь большую выгоду, привлекая профессионалов с опытом работы в стартапах. С точки зрения стратегии развития бизнеса стартапы представляют собой дополнительные возможности,  как для ТНК, так и для малых и средних предприятий.

По мнению менеджера-консультанта в области международного бизнеса Адама Питмэна (Adam Pitman), ТНК, а также малый и средний бизнес могут извлечь большую выгоду, воспользовавшись возможностями и ресурсами, разработанными стартапами. "ТНК могут привлекать таланты или даже целые подразделения, задействованные в передовых технических отраслях, из стартапов, интегрируя их навыки в свои бизнес-процессы с целью диверсификации своего бизнеса. ТНК, малый и средний бизнес также могут покупать неудачные стартапы, чтобы получить физические активы – например, инфраструктуру и сотрудников,  а также новых клиентов и потоки доходов".

Трансформация ландшафта в области цифровых технологий и стартапов в Индии обусловила инициирование правительством ключевых кампаний в области поддержки экономического развития, приглашения иностранных инвесторов и создания рабочих мест. Новейшим ярким примером мер такого рода стала инициатива Start-up India. В рамках этой инициативы был создан фонд India Aspiration Fund (IAF) в качестве агрегатора средств при Small Industries Development Bank of India (SIDBI) с целью укрепления и наращивания экосистемы стартапов.

Индийские стартапы также пользуются налоговыми льготами, для них создаются инкубационные центры, в ближайшем будущем должны быть облегчены процедуры выдачи разрешений и ликвидации компаний. Ожидается увеличение потока средств инвесторов и темпов роста стартапов. И хотя столь стремительное расширение сообщества стартапов несёт в себе определённые проблемы для уже устоявшегося бизнеса, этот рост также порождает целый ряд новых возможностей для старых компаний, которые те должны осознать и воспользоваться ими к своей выгоде.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
08.07.2025

Выходит в свет очередной выпуск журнала «Мировая экономика и международные отношения» (№ 7, 2025). Ведущее место в нем занимают статьи по экономической проблематике.

подробнее...

07.07.2025

На сайте РСМД опубликован доклад «Внерегиональные акторы на Балканах». Автором главы «Политика Европейского союза на Западных Балканах» выступила Полина Соколова.

подробнее...

Вышли из печати