
© 10.04.2017, Брагина Е.А.
photo - Asian Nikkei Review, march 23, 2017
Спустя почти три месяца после объявления денежной реформы парламент Индии приступил к обсуждению бюджета страны на 2017/18 финансовый год, начавшийся первого апреля 2017 года.
Министр финансов Арун Джетли (это его четвертый бюджет в правительстве Нарендры Моди) заявил, что Индия является движущей силой мирового роста, но и высказал опасения в связи с возможным ростом мировых цен на нефть и ослаблением процесса глобализации. Он признал, что объявленная Н. Моди 8 ноября 2016 г. денежная реформа, проводимая с целью вывода теневых капиталов и сокращения незаконного денежного оборота путем изъятия крупных купюр достоинством 500 и 1000 рупий, снизила темпы роста ВВП страны до 7,1%, а ранее намечался рост в 7,5%.
Понесенный страной экономический ущерб составил 2% ВВП. В стране возник дефицит наличности в связи с изъятием в ходе реформы крупных купюр, составлявших 86% денежного оборота. Банки не получали своевременно купюры нового образца, остро недоставало разменных средств. В крупных городах исчезли нищие из-за отсутствия мелких денег. Снизилась покупательная способность населения - важнейшая составляющая экономического роста Индии. Спрос на потребительские товары длительного пользования упал на 37%, впервые за 11 месяцев сократились продажи автомобилей, рост их сбыта обозначился лишь в марте 2017 г. Сильно пострадал малый бизнес, особенно занятый сбытом аграрной продукции, а также такие отрасли с высокой трудоемкостью как строительство, туризм и розничная торговля. Девальвировалась рупия, но её восстановление началось достаточно быстро (курс рупии к доллару в конце ноября 2017 г. 68,5, в конце декабря 67,8), помог хороший осенний урожай. Международное агентство Standard & Poors предупреждает, что государственный долг (68% ВВП Индии) опасно высок. Всемирный банк в январе 2017 г. в докладе о мировых экономических перспективах констатировал снижение темпов роста индийской экономики в связи с денежной реформой на 0,6%, предположив восстановление в ближайшие год-два до 7,8%. По оценке Азиатского банка развития, снижение темпов роста Индии вызвало падение этого показателя по региону в целом с 6,9% до 5,6%, что подтверждает её особо значимую роль в экономике АТР.
На этом фоне А. Джетли, представляя бюджет, подчеркнул вызванные денежной реформой трудности, но назвал их краткосрочными, неспособными помешать, по его мнению, восстановлению темпов роста экономики до 6,75 -7,5%. По расчётам, стране необходим 8% рост для создания рабочих мест миллиону индийцев, выходящих каждый месяц на рынок труда. Из 1,3 млрд. населения страны половина моложе 25 лет, что потенциально при их занятости может дать Индии огромный демографический дивиденд. Сквозной идеей бюджета стала необходимость массового освоения современных технологий и компьютеризации экономики, «Цифровая Индия».
Как и денежная реформа, бюджет стимулирует население переходить на безналичные расчёты, используя банковские карты. В Резервном банке Индии, координаторе денежного обращения, создается специальное подразделение для регулирования электронных платежей в стране. Это мера позволит правительству усилить контроль над денежными потоками, снизить издержки и прямое казнокрадство при распределении государственных субсидий малоимущему населению через систему «магазинов справедливых цен». Предложение Н. Моди о выдаче гражданам банковских карт без внесения наличных средств начало давать положительные результаты. По оценкам, было открыто почти 200 млн. персональных безналичных счетов для адресного получения государственной помощи. Дефицит бюджета планируется сохранить на уровне 3,5% с обещанием правительства снизить его в следующем финансовом году.
А. Джетли подчеркнул, что бюджетное финансирование увеличивается на двух основных направлениях: на 25% в инфраструктурные отрасли, традиционно слабом звене экономики Индии, и на 24% (35,7 млрд. в долларовом эквиваленте) на развитие аграрного сектора. Этот показатель рассматривается как помощь бедноте. Рост финансирования стал возможен, благодаря повышению поступлений от сбора косвенных налогов на 26,4%, прямых на 14,4%. Приоритет отдан развитию железнодорожного транспорта, востребованность которого постоянно увеличивается с учетом масштабов территории страны и растущей миграционной мобильности населения, массовых перемещений из сельских районов в города. Из-за изношенности железнодорожного полотна и подвижного состава в стране участились катастрофы с большим числом человеческих жертв. В апреле 2017 г. Н. Моди торжественно открыл в штате Джамму и Кашмир новый железнодорожный туннель с двусторонним движением протяженностью 10,89 км, самый длинный в Азии и шестой в мире по этому показателю. В его строительстве использованы все новейшие технологии и меры безопасности с учётом неспокойного положения в штате. Хотя туннель улучшает логистику в этом горном районе, против приезда Н. Моди активно протестовали местные сепаратисты. Выступая перед молодежью, он призвал «Выбирать туризм, а не терроризм». Расходы на оборону составят 1,62% ВВП и 12,7 % бюджета. Эта статья вырастет в 2017/18 г. на 5,6%, самое низкое увеличение за последние десять лет, а с учётом 4% инфляции ещё ниже. Несмотря на заметные успехи в количественном снижении бедности с 45% всего населения в 1994 г. до 22% в 2012 г., бедность, в первую очередь сельская, остается тяжелым препятствием на пути развития Индии. В аграрном секторе прожиточный минимум составляет 25 рупий (примерно 40 американских центов), но и он недоступен для многих жителей. Ежегодно порядка 300 млн. человек получают за счёт бюджета бесплатную еду. Эксперты считают этот показатель завышенным, называя 200 млн. человек.
Важной чертой бюджета 2017/18 г. стало снижение корпоративного налога с 30% до 25% на основной тип предпринимательства Индии - малые и средние предприятия. Для микро предприятий снижение значительно, с 10% до 5%. Это прямая поддержка среднего класса, голосовавшего за Н. Моди в ходе парламентских выборов 2014 г., и стремление сохранить эту поддержку на общенациональных выборах в 2019 году. Для правящей БДП (Бхаратия Джаната парти) и премьера Моди, как её лидера, стратегически важной стала в начале марта 2017 г. победа на выборах в штате Уттар Прадеш с населением 204 млн. человек. БДП вела кампанию под лозунгом «Развитие для всех», сказалось политическое чутье Н. Моди и его умение выдвигать ясные, понятные массам лозунги. Основной политический конкурент БДП, Индийский Национальный Конгресс (ИНК) и его союзники, апеллировавшие к разным стратам населения штата, исходя из религиозных и кастовых интересов, раздробили свой электорат и потерпели серьезное поражение. В печати назвали результат голосования «референдумом в поддержку правительственной политики реформ», которую олицетворяет Н. Моди.
С целью улучшения условий для бизнеса в бюджете предусмотрены некоторые ограничения административного давления и бюрократического вмешательства в сферу частной деловой активности. Ранее так четко задача ослабления административных рычагов давления на бизнес не выдвигалась. В первой половине 2016/17 финансового года прямые иностранные инвестиции выросли на 36% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Резервы иностранной валюты увеличились незначительно, до 361 млрд. долл. в январе 2017 г. Для привлечения иностранных прямых инвестиций, в которых активно заинтересовано правительство Индии, решено ликвидировать комитет по иностранным инвестициям, как излишнюю бюрократическую структуру. Ожидается дальнейшая либерализация режима для иностранных инвесторов.
С учетом 20% доли теневого денежного оборота в ВВП, в бюджете 2017/18 г. сделана попытка ограничить наличные расчеты граждан: индивидуальные переводы не должны превышать 4597 долл., переводы с благотворительной целью или в фонды политических партий 31 долл. Предложение трудно реализовать из-за недостаточного развития банковских отделений в сельских районах. А. Джетли признал, что в бюджете не хватает средств на поддержку слабых государственных банков, составляющих большинство и постоянно нуждающихся в финансовой поддержке.
Сокращение теневого денежного обращения - одна из ключевых задач бюджета 2017/18 г. В этом Индия следует общемировой тенденции, сформулированной на Всемирном экономическом Форуме в Давосе в январе 2017 г., повторенной в феврале того же года Еврокомиссией. Но в Индии эта задача требует особых усилий из-за масштабов коррупции, сложности финансовой системы и массовой бедности.
Выполнено при финансовой поддержке РФФИ проект №16-07-00012/16 «БРИКС: pro et contra»
Нет комментариев