Иммиграционный кризис: ситуация в Польше

3376

© 14.10.2015 Веденеева В.Т.

До последнего времени Польша не входила в число стран, привлекательных для иммигрантов. Небольшой поток трудовых мигрантов здесь  состоит в основном из граждан Украины, а также Белоруссии, Вьетнама и Китая, приехавших в страну на законном основании и имеющих право на пребывание. По информации польского Управления по вопросам иностранцев (польск. Urzęd do spraw Cudzoziemców, UDSC – УПВИ) в 2014 году их насчитывалось в общей сложности 188 тыс. человек.

Что же касается беженцев, то для них Польша служила скорее перевалочным пунктом по пути на запад или север Европы, в основном это россияне – чеченцы, дагестанцы, ингуши, граждане Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана, а также Сирии. В 2015 году с просьбой о предоставлении убежища обратились 3831  граждан России (в 2014 – 4112), Грузии – 292 чел. (2014 – 726), Украины –  1669 чел. (2014 – 2318), Армении – 87 чел. (2014 – 135) и Сирии – 249 чел. (2014 – 114). Важно отметить, что обязательства Польши как страны-члена ЕС по приему беженцев изначально распространялись только на тех из них, кто уже находился на территории страны, решение о приеме беженцев, находящихся на территории других стран, могло быть только делом доброй воли.

Для приема беженцев в Польше оборудованы 11 специальных лагерей, по преимуществу на востоке страны (9) и в центре (2). В этих лагерях беженцы должны жить в течение всего времени, пока рассматривается вопрос об их судьбе (в каждом случае – индивидуально). В 2015 году статус беженца получили только 16% из всех, кто просил убежища, остальные перебрались в более богатые страны ЕС еще до принятия решения по их запросу либо были признаны экономическими иммигрантами, последних подавляющее большинство (более 80% случаев).

Как известно, по первоначальному плану Европейской комиссии предполагалось принять в ЕС 40 тыс. иммигрантов, которых планировалось распределить между странами-членами ЕС на основе принципа добровольности. Однако в мае Еврокомиссия предложила принять дополнительно 120 тыс. иммигрантов и ввести обязательные квоты по приему беженцев для каждой страны. Для Польши это означало необходимость принять дополнительно 9287 человек: 1207 иммигрантов и беженцев из Италии, 3901 – из Греции и 4179 – из Венгрии, в общей сложности 11 тыс. человек, т.е. четвертую по величине после Германии, Франции и Испании группу иммигрантов. 

Польша выступила против квотирования. Довольно резко о предложении Еврокомиссии высказалась премьер-министр Э. Копач; по ее словам, такая политика не имеет смысла и является «дорогой в никуда», а введение квот станет только дополнительным стимулом для увеличения потока беженцев в Европу. Против твердых обязательств о количестве и сроках приема беженцев выступили и ряд стран Центральной Европы, в частности, вся Вышеградская группа (Польша, Венгрия, Словакия и Чехия). Солидарная позиция четверки была сформулирована в нескольких требованиях: укрепление европейских границ; усиление контроля на границах и фильтрация иммигрантов для выявления нелегальных экономических иммигрантов; предоставление убежища только беженцами лишь с согласия принимающей стороны; более активное противодействие нелегальной переброске иммигрантов в Европу.

В рамках ранее согласованного плана по приему беженцев в июле 2015 года Польша согласилась принять 2 тыс. человек: 1100 – из стран-членов ЕС (relocation) и 900 (сирийцев и эритрейцев) – из лагерей ООН на Ближнем  Востоке (resettlement). Однако принимать дополнительных иммигрантов поляки отказались.

Вопрос о беженцах стал одной из центральных тем политических дебатов в Польше, чрезвычайно обострившихся в преддверии парламентских выборов (состоятся 25 октября). Оппозиция ставит вопрос очень жестко: «или конец мультикульти, или конец Европы»: «Левацкая политика введения обязательных квот на беженцев, которых Брюссель будет разделять [между странами] автоматически, означает либо полную интеграцию иммигрантов – следовательно, банкротство идей мультикультурализма – либо гибель универсальных европейских ценностей. Третьего не дано»1. Звучат алармистские заявления вроде «Ислам наступает!», «патриотические» и клерикальные круги пугают поляков подрывом «патриотическо-христианских» устоев, предрекают крушение основ христианской цивилизации, спасти которую призвана именно Польша: «Ян III Собесский со своей кавалерией разбил турок под Веной и тем самым спас Запад и христианство. Теперь у наших ворот стоит новый враг. (…) Мир смотрит на Польшу с надеждой, что Польша снова спасет Запад»2.

Исламофобская истерика в странах «новой Европы», вызванная массовым наплывом в Европу беженцев, не осталась незамеченной. Полякам напоминают, что «за пределами Польши живет 20 млн. потомков поляков [в начале 1970-х годов  таких было вдвое меньше, 10 млн. – В.В.] – политических и экономических эмигрантов, жертв депортаций и выселений, которые переживали поляки за свою болезненную историю» (Ж.-К. Юнкер)3.

16 сентября в Сейме состоялся острый диалог между премьером Э. Копач  (Гражданская платформа, польск. Platforma obywatelska, PO) и главным политическим оппонентом действующего правительства, лидером оппозиции, председателем партии Право и Справедливость (польск. Prawo i Sprawiedliwość, PiS,). Я. Качиньским.  Последний заявил о решительном несогласии своей партии с политикой правительства и категорически возражал против приема беженцев. По его мнению, Польша должна ограничиться финансовой поддержкой: «Это действительно важный вопрос, имеет ли правительство право под внешним давлением и без явно выраженного согласия населения страны принимать решения, последствия которых могут иметь негативное влияние на нашу жизнь, повседневный быт, публичное пространство, реальные свободы, на нашу безопасность. Хочу заявить ясно. ПиС считает, что правительство не имеет права принимать такие решения. Более того, мы считаем, что принимать такие решения без согласия общества это нарушение Конституции, нарушение национальных суверенных прав и гражданских свобод. Мы с этим не согласны»4. По мнению Качиньского, дело не в приеме того или иного количества иностранцев, речь о том, что таким образом будет запущен опасный процесс, который кратко можно описать так. Сначала количество иностранцев быстро увеличивается, потом они не хотят соблюдать наши права и обычаи, а позднее навязывают свое представления об образе жизни, причем агрессивно и силой. (…) Не опасаться этого, не бороться против этого – стыд и позор. Но это также и политическая ошибка».

Э. Копач ответила очень резко, напомнив, прежде всего, что именно покойный президент Лех Качиньский подписал Лиссабонский трактат – «после многочасовых переговорах с вами» – и продолжила: «…я хочу спросить ПиС о цене человеческой жизни. Буквально накануне выборов ПиС показала свое истинное лицо. Желание конфликта, и это только начало стремления к выходу из ЕС. Мы не может отгородиться стеной и говорить о своей самодостаточности».

Позицию ПиС – в более мягкой форме – озвучил президент А. Дуда5 на встрече Вышеградской четверки. Дуда заявил, что иммиграционный кризис «это проблема всей ЕС, а не отдельных государств» и снова подчеркнул необходимость усиления контроля на внешних границах: «Охрана внешних границ ЕС должна быть элементом иммиграционной политики Европы. Другим элементом этой политики должна быть гуманитарная помощь беженцам и поддержка тех государств, на территории которых находятся лагеря для беженцев  и откуда беженцы попадают затем в Европу.  (…) Этим людям должны быть обеспечены не только их биологические потребности, но и право их детей на учебу (…) так, чтобы после окончания войны в их странах они могли вернуться в свои дома и строить нормальную жизнь»6.

Тем не менее, 22 сентября на экстренной встрече министров внутренних дел стран-членов ЕС Польша, вопреки своей прежней позиции7, поддержала квоты, правда, с оговоркой: министр внутренних дел Т. Пиотровска, подчеркнув важность принципов европейской солидарности, заметила, что для Польши приоритетное значение имеет «солидарность, но одновременно добровольность и гибкость»8.  На следующий день, на экстренном саммите ЕС Польша проголосовала за план Еврокомиссии.

Правительство Э. Копач  выступило с разъяснением мотивов своей позиции, из которого следует, что Польша проголосовала за квоты, поскольку были учтены ее требования: отказ от автоматизма при определении размера квот, возможность отказа от приема беженцев в определенных случаях, укрепление внешних границ ЕС, а также полная и действительная верификация каждого беженца. Польша оставила за собой право отказаться от беженца в том случае, если он покажется подозрительным или окажется экономическим иммигрантом.

Можно предположить, что немаловажное влияние на позицию польского правительства оказали опасения последствий, которые могло иметь блокирование принятия решения по квотам. В числе таковых можно назвать доступ к фондам ЕС – некоторые западные политики призывали ограничить его для стран страны, которые не согласятся принять беженцев.   Опасения ограничения доступа граждан Польши на рынки труда в других странах ЕС, а также введения пограничного контроля в Шенгенской зоне. И это не пустые страхи. Их подтверждением стали конкретные действия.  Так, например, 13 сентября Германия восстановила контроль на некоторых границах, в том числе с Польшей. А Австрия предложила ограничить финансовую помощь странам, которые откажутся принимать беженцев.

Итак, какие последствия для Польши будет иметь поддержка квот?

Беженцы. По информации, которую поместил на своей страничке в Твиттере заместитель министра иностранных дел Рафал Тшасковский, сначала между европейскими странами будет разделена группа из 66 тыс. беженцев. Квота в 54 тыс. остается «резервной» на тот случай, если в какой-либо стране ЕС возникнет напряженность в связи с наплывом мигрантов, ЕС сможет этим резервом воспользоваться. Размер квот будет определяться по нескольким критериям: (1) ВВП страны; (2) численность населения; (3) уровень безработицы. Кроме того будет приниматься количество беженцев, уже получивших убежище.

Польша должна будет принять около 4,5 – 5 тыс. беженцев. Вместе с 2 тыс., которых Польша приняла у себя летом этого года, общее число беженцев в стране составит около 6,5–7 тыс. человек. Польша получит финансовую помощь из средств ЕС: по 10 тыс. евро на каждого беженца – переселенца с Ближнего Востока и по 6 тыс. евро на беженца, перемещенного из лагерей на территории ЕС – в Греции и Италии.

Весь процесс приема беженцев рассчитан на два года (2016–2017гг.); беженцы будут прибывать небольшими группами по 150 человек через каждые четыре месяца. Первые беженцы в рамках обязательных квот попадут в Польшу в 2016 году. Первоначально беженцев будут размещать в специальных центрах Управления по делам иностранцев, где они должны будут пройти программу реинтеграции, а по ее завершении – интеграции. При этом страны-члены ЕС могут указывать, какие именно, по их мнению, группы беженцев, интегрировались наиболее успешно. Кроме того, Польша получила право – в случае внезапного обострения ситуации в Украине и массового наплыва беженцев из этой страны, отказаться  принимать у себя  определенную ей ранее квоту на беженцев в полном объеме.

Политические последствия. Несомненно, позиция правительства Э. Копач по вопросу о беженцах скажется на электоральном поведении поляков. Несмотря на то, что в сравнении с Чехией (80% против приема иммигрантов) и даже с Германией (против 61%), поляки выглядят более толерантными, а антииммигрантские настроения разделяет немногим более половины населения страны (51–53%), опросы общественного мнения фиксируют значительное снижение уровня поддержки правящей коалиции. Особенно наглядным этот процесс стал в  октябре. По данным опроса, проведенного 7–8 октября службой Millward Brown,  ГП потеряла по сравнению с предыдущими опросами 3  п.п. и могла рассчитывать на 19% голосов. За ПиС готовы были проголосовать 35% респондентов. По сравнению с предыдущим опросом разрыв между ПиС и ГП  вырос с 11 до 16 п.п.9 Партнер ГП по парламентской коалиции – ПСЛ (польск. Polskie Stronnictwo Ludowe, PSL) – Польская крестьянская партия получила бы только 5%. Данные последнего опроса зафиксировали дальнейшее падение рейтинга ГП, которая заметно отстает от своего главного соперника – партии ПиС. Если бы выборы состоялись 9 октября, то ПиС получила бы 42% голосов, ГП – 27,7%10, а ПСЛ вообще не смогла бы преодолеть 5%-й барьер.

Судя по результатам опросов, наиболее вероятным является приход к власти партии Я. Качиньского. Так ли это, станет понятно очень скоро, в понедельник 26 октября, когда станут известны предварительные результаты голосования поляков.

Приложение.

Рис. 1. Центры для размещения иностранцев в Польше
Источник: Gazeta wyborcza.18.09.2015, http://wyborcza.pl/1,75478,18834127,uchodzcy-w-polsce.html

Рис. 2. Количество обращений о предоставлении убежища и положительных решений
Источник: Gazeta wyborcza.18.09.2015, http://wyborcza.pl/1,75478,18834127,uchodzcy-w-polsce.html

Примечания: 

1 Antczak P. Koniec multikulti albo koniec Europy // Wprost. 25.09.2015 – http://www.wprost.pl/ar/521624/Antczak-dla-Wprost-Koniec-multikulti-albo-koniec-Europy/ (acces 4.10.2015).

2 http://wpolityce.pl/polityka/265224-islam-nadciaga-kilka-faktow-o-ktorych-milczy-lewica-czy-zaslepiona-europa-ma-szanse-przetrwac-starcie-cywilizacji (acces 25.09.2015).

3 Gazeta wyborcza. 11.09.2015.

4 http://www.gazetalubuska.pl/polska-i-swiat/art/8015589,debata-w-sejmie-nt-kryzysu-imigracyjnego-starcie-kopacz-z-kaczynskim,id,t.html?cookie=1 (аcces 30.09.2015).

5 В качестве кандидата от ПиС был избран весной 2015 года, приступил к своим обязанностям в августе, сменив на президентском посту Б. Коморовского.

6 http://wiadomosci.wp.pl/kat,1356,title,Prezydent-Andrzej-Duda-kryzys-imigracyjny-to-problem-calej-UE-nie-poszczegolnych-panstw,wid,17899531,wiadomosc.htmlakt (аcces 10.09.2015).

7 В рамках Вышеградской группы было принято солидарное решение голосовать против обязательных квот.

8 Newsweek. 24.09.2015.

9 Wprost. 08.10.20015 // http://www.wprost.pl/ar/522585/Najnowszy-sondaz-Wzrost-przewagi-PiS-nad-PO-i-6-partii-w-Sejmie/, (acces 9.10.2015).

10 Fakty. 09.10.2015 // http://www.wprost.pl/ar/522645/Nowy-sondaz-PiS-bedzie-jednak-rzadzic-samodzielnie/ (acces 10.10.2015).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
09.09.2024

Александр Ломанов выступил на пленарном заседании 14-го Всемирного социалистического форума в Пекине с докладом на тему «3-й пленум ЦК КПК 20-го созыва и будущее китайских реформ».

подробнее...

03.09.2024

На сайте ИМЭМО размещен весенне-летний номер журнала «Пути к миру и безопасности»
№ 1(66) за 2024 г. В разделе, посвященном ближневосточной проблематике, приоритетное внимание уделено резкому обострению палестино-израильского конфликта и войне в Газе.

подробнее...

Вышли из печати