
© 15.05.2017, Квашнин Ю.Д.
photo by Dalibor Tomic // www.flickr.com/photos/dalibort82
В конце минувшей недели Европейская комиссия пересмотрела свой прогноз по росту экономики Греции в сторону понижения. Если ранее предполагалось, что ВВП страны в 2017 г. вырастет на 2,7%, а в 2018 г. — на 3,1%, то, по обновленным данным, рост составит соответственно 2,1 и 2,5%. Эта новость была ожидаема, поскольку МВФ опубликовал схожий прогноз (соответственно 2,15 и 2,7%) еще в апреле. В Греции, однако, настроены еще пессимистичнее: министерство финансов страны полагает, что греческая экономика в текущем году расширится всего на 1,8%, к 2019 г. темпы роста возрастут до 2,6%, однако в начале следующего десятилетия начнут снижаться.
По словам еврокомиссара по экономическим и финансовым вопросам П. Московиси, замедление выхода Греции из кризиса связано с затянувшимися переговорами с международными кредиторами (европейскими институтами и МВФ) по поводу условий дальнейшего рефинансирования греческого долга в рамках уже третьего по счету стабилизационного пакета.1 Предварительная договоренность, в соответствии с которой для получения очередного транша Греции вновь придется сократить расходы и увеличить первичный профицит бюджета, была достигнута лишь в начале мая, то есть почти на три месяца позднее, чем ранее планировалось. Однако новые меры экономии еще предстоит провести через парламент, что может вызвать определенные сложности, учитывая, что правящие партии — леворадикальная СИРИЗА и ее младший партнер по коалиции «Независимые греки» — имеют в нем лишь хрупкое большинство (153 депутатских мандата из 300), а оппозиция настроена голосовать против.
Основные нововведения, на которые греческое правительство дало свое предварительное согласие, относятся к налоговой политике и расходам на пенсионное обеспечение. Размер годовых доходов, не облагаемых подоходным налогом, будет сокращен с 6250 до 5681 евро2, вследствие чего повысится доля граждан, проживающих за чертой бедности. Греческие власти рассчитывают, что экономия, достигнутая благодаря данной мере, составит около 1% ВВП. Еще столько же должно дать сокращение пенсий, которое для отдельных категорий граждан может достичь 18%. Столь серьезное урезание пенсий уже вызвало жесткую критику со стороны греческих политиков и недоумение ряда европейских чиновников. Примечательно, что Ж.-К. Юнкер в конце прошлого месяца заявил, что «институты [МВФ, Еврокомиссия, ЕЦБ и Европейский стабилизационный механизм] не должны настаивать на крупных сокращениях расходов в пенсионном секторе»3, поскольку из-за этого пострадает наименее обеспеченная часть греческого общества. Помимо расширения налогооблагаемой базы и пенсионной реформы правительство согласилось на приватизацию 30–40% предприятий по добыче лигнита, которые входят в государственную энергетическую корпорацию PPC. В совокупности вышеназванные меры позволят сэкономить 3,6 млн. евро.
Несмотря на то что предлагаемые реформы носят откровенно рецессионный характер (то есть ведут к замедлению темпов восстановления экономики), правящая коалиция расценивает новую договоренность как свой несомненный успех. На это есть три причины.
Во-первых, рост налогов и сокращение пенсий будут частично компенсированы так называемыми контрмерами, призванными стимулировать экономическую активность в стране, а также помочь малоимущим гражданам. В частности, планируется выделить 250 млн евро на создание новых рабочих мест и еще столько же израсходовать через государственную инвестиционную программу, ввести субсидии на аренду жилья для малоимущих семей, потратить 260 млн. евро на единовременные выплаты при рождении первого и второго детей, улучшить школьное питание и т.д. Следует, однако, учитывать, что Греция сможет пустить средства на эти цели только в случае выполнения запланированных бюджетных показателей.
Во-вторых, в обмен на осуществление новых мер экономии международные кредиторы подтвердили свое принципиальное согласие относительно того, что Греция нуждается в облегчении долгового бремени, на чем греческие власти настаивали с момента прихода к власти правительства А. Ципраса. О том, что долг Греции является неустойчивым (по данным на начало 2017 г. он составляет 179% ВВП), представители МВФ заявляли еще два года назад, и на основании этого отказывались участвовать в третьем стабилизационном пакете. Однако Евросоюзом до недавнего времени возможность списания части греческого долга принципиально отвергалась, прежде всего по политическим причинам. В преддверии выборов лидерам ключевых стран ЕС было сложно объяснить своим избирателям, почему деньги налогоплательщиков должны быть в очередной раз направлены на спасение Греции. Но в конце апреля лед тронулся: глава Еврогруппы Й. Дейсселблум в своем выступлении в Европарламенте официально признал, что без списания части задолженности проблемы с государственными финансами Греции сохранятся, а восстановление экономики останется под вопросом4. Кроме того, он выразил уверенность в том, что общий пакет договоренностей будет разработан к следующему заседанию Еврогруппы, назначенному на 22 мая. Правда, размер списания госдолга, вероятнее всего, будет сравнительно небольшим (порядка 20 п.п. от его отношения к ВВП), а сам процесс списания осуществлен в течение длительного времени.
В-третьих, и с политической точки зрения для правящей коалиции это имеет принципиальное значение, конкретные антикризисные меры будут осуществляться не сейчас, а в 2019–2020 гг., то есть населению страны придется вновь затянуть пояса лишь через два года. А до этого времени Грецию, согласно прогнозам, ожидает с точки зрения роста доходов граждан довольно благоприятный период, и на этом фоне находящиеся у власти партии рассчитывают укрепить свой пошатнувшийся рейтинг (согласно недавним опросам, СИРИЗА пользуется поддержкой не более 22% избирателей, а «Независимые греки» балансируют на грани прохождения в парламент5). В случае же поражения левых радикалов на выборах политическая ответственность за реформы ляжет не на них, а на те партии, которые сформируют новый кабинет министров, а СИРИЗА сможет успешно отсидеться в оппозиции.
Прогнозировать дальнейший ход переговоров между правительством Греции и кредиторами и тем более сроки, когда будет достигнуто окончательное соглашение, непросто. Высока вероятность того, что общее решение удастся выработать не 22 мая, как сейчас планируется, а в конце июня, за считанные дни до истечения срока погашения государственных облигаций на 6 млрд евро, что повысит значение фактора политической неопределенности, довлеющего над греческой экономикой. Но одно можно сказать с уверенностью: быстрого преодоления страной последствий кризиса ожидать не следует. Даже при благоприятном сценарии Греция в среднесрочной перспективе будет демонстрировать скромные темпы роста с опорой на отрасли экономики с относительно низкой добавленной стоимостью, прежде всего туризм, доля которого, по прогнозам, с 2016 по 2027 гг. возрастет с 18,6 до 23,8%6. Выход ВВП на докризисный уровень может растянуться на десятилетие или даже более продолжительный период.
Примечания:
1 EU cuts Greece’s growth forecast. URL: www.ekathimerini.com/218334/article/ekathimerini/business/eu-cuts-greeces-growth-forecast.
2 Πώς ο Ευκλείδης Τσακαλώτος ανέβασε το ύψος του αφορολόγητου στα 6.250 απο τα 5681 ευρώ. URL: http://newstag.gr/oikonomia/59470-pws-o-eykleidhs-tsakalwtos-anebase-to-ypsos-toy-aforologhtoy-sta-6-250-apo-ta-5681-eyrw.
3 Juncker against ‘major cuts’ to Greek pensions, calls for ‘reasonable’ debt relief measures. URL: www.ekathimerini.com/217914/article/ekathimerini/news/juncker-against-major-cuts-to-greek-pensions-calls-for-reasonable-debt-relief-measures.
4 Greece will need debt relief, says Dijsselbloem at EU Parliament Plenary. URL: www.keeptalkinggreece.com/2017/04/27/greece-will-need-debt-relief-says-dijsselbloem-at-eu-parliament-plenary.
5 Electograph. Greece, January 2017. Alco poll. URL: www.electograph.com/2017/01/greece-january-2017-alco-poll.html.
6 Greek tourism to contribute 23.8% of GDP and add 1.27 million jobs by 2027. URL: www.tornosnews.gr/en/tornos/trends/24594-greek-tourism-to-contribute-23-8-of-gdp-and-add-1-27-million-jobs-by-2027.html
Нет комментариев