Гражданство с поправкой: значение закона о мигрантах для Индии

558


used image: Refugees from Afghanistan // Internet

© Щедров И.Ю., 27.03.2024

11 марта в Индии вступили в силу поправки к Закону о гражданстве (Citizenship Amendment Act, CAA) 1955 г., которые предусматривают ускоренную процедуру выдачи индийского паспорта представителям религиозных меньшинств из соседних стран. По словам министра внутренних дел Индии Амита Шаха, новые поправки будут касаться тех, кто подвергся религиозным преследованиям в Афганистане, Пакистане и Бангладеш[1]. При этом подтверждение факта религиозного преследования не требуется.

Согласно новой редакции закона, претендовать на упрощенную процедуру могут только беженцы-немусульмане, которые прибыли в Индию не позднее 31 декабря 2014 г. Подать заявку на получение гражданства смогут лица, исповедующие индуизм, сикхизм, джайнизм, буддизм и христианство. Раньше для этого им требовалось прожить в стране 11 из последних 14 лет. Теперь срок сокращается до пяти лет[2].

Воспользоваться поправками смогут, в частности, мигранты из Пакистана – по некоторым данным, в Индийском Кашмире их сейчас проживает около 80 тыс.[3] Отчет парламентского комитета приводит более скромные цифры: в Индии насчитывается минимум 31 тыс. беженцев, которые заявили, что подверглись религиозным преследованиям[4].

Закрывая гештальт

Свое решение правящая партия обосновывает событиями середины прошлого века, а именно последствиями раздела страны по религиозному признаку и провалом пакта Неру-Лиаката Али Хана 1950 г., согласно которому Индия и Пакистан обязались соблюдать права религиозных меньшинств на своей территории[5].

Изменение закона о гражданстве стало одним из ключевых пунктов политики Индийской народной партии (Бхаратия Джаната пати, БДП) после победы на выборах 2019 г. Эта задача была поставлена еще в предвыборном манифесте партии и значилась в одном ряду с другими важными целями БДП – отменой автономии штата Джамму и Кашмир (выполнена в августе 2019 г.) и строительством храма Рамы в городе Айодхья, имеющего важное символическое значение для индусского большинства (завершено в январе 2024 г.). Правительство также пообещало укреплять безопасность границ в северо-восточных штатах и противодействовать процессу инфильтрации мигрантов в Ассаме, расширять права и возможности всех меньшинств, включая мусульман, и проводить разъяснительные работы по вопросам нового законодательства для жителей северо-востока страны[6].

Поправки были приняты парламентом Индии еще в декабре 2019 г., однако вступили в силу только сейчас. Можно выделить несколько причин, которые повлияли на отсрочку их реализации.

Во-первых, они спровоцировали активные общественно-политические дискуссии и стали причиной массовых протестов по всей стране. Очевидно, правительство не хотело накалять обстановку и решило отложить решение на неопределенный срок. Во-вторых, на протяжении 2020 г. правительство БДП было занято решением других, более насущных проблем: оно пыталось спасти экономику от последствий пандемии и справиться с протестами фермеров, которые продолжались почти полтора года. В-третьих, поправки вводятся в силу за месяц до общенациональных выборов, которые пройдут с 19 апреля по 4 июня, и помогут привлечь на сторону БДП колеблющихся избирателей-немусульман. В то же время у главных политических оппонентов правящей партии сейчас недостаточно мобилизационных ресурсов для организации крупномасштабных протестов из-за необходимости подготовки к выборам.

Причины недовольства

Критиков законопроекта можно условно разделить на две категории. Представители мусульманского меньшинства называют его дискриминационным. С другой стороны, общественность в северо-восточных штатах Индии опасается, что введение новых поправок отразится на социальном и религиозном составе территорий, на которые устремятся выходцы из соседней Бангладеш.

Критики CAA указывают, что под действия закона не попадают выходцы из Шри-Ланки, Непала, Мьянмы. Кроме того заявляется, что он нарушает 14 и 15 статьи Конституции Индии, где декларируется равенство жителей перед законом и запрещается любая дискриминация по признаку религии или места рождения[7]. Хазарейцы (10–20% населения Афганистана), ланкийские тамилы (11,2% населения Шри-Ланки), мусульмане-ахмади (0,22% населения Пакистана) и мусульмане-рохинджа (2,2% населения Мьянмы и до 0,6% населения Бангладеш) не смогут получить гражданство по облегченной процедуре.

В ответ правительство заявляет, что не лишает мусульман возможности воспользоваться обычной процедурой получения гражданства. Министр внутренних дел Индии Амит Шах подчеркивает, что принятие поправок не направлено против какого-либо меньшинства. Раньше вопрос предоставления гражданства рассматривался отдельно для каждой страны, что не решало проблему мигрантов из исламских республик Южной Азии[8].

Предметом общественно-политических дискуссий стали потенциальные социально-демографические последствия для жителей северо-востока Индии. Федеральное правительство исключило применение поправок в штатах Аруначал-Прадеш, Нагаленд, Манипур и Мизорам, общая численность населения здесь не превышает 7,7 млн. Ранее в другом северо-восточном штате, Ассаме, который имеет 262-км границу с Бангладеш, плохо охраняемую из-за сложно пересечённой местности, прошли массовые акции протеста. Их участники заявляли, что СAA противоречит Ассамскому соглашению 1985 г., согласно которому претендовать на получение гражданства могут лишь те, кто приехал в штат до 24 марта 1971 г[9]. Население выражает беспокойство, что новые поправки повлияют на его культурную идентичность и приведут к потере политических и земельных прав, так как поощряют дальнейшую миграцию из соседней Бангладеш[10]. Важным фактором являются культурные и языковые различия – местные жители говорят на ассамском языке, а приезжие из Бангладеш – на бенгальском. Согласно некоторым данным, число мигрантов из Бангладеш в штате Ассам превышает 6 млн человек[11]. В результате протестов несколько районов Ассама также были выведены из-под действия поправок.

Региональные и общенациональные оппозиционные партии обвиняют правящую БДП в том, что она играет с огнем, используя болезненный вопрос предоставления гражданства по конфессиональному признаку в качестве средства политической рекламы в преддверии выборов. Власти некоторых штатов заявили, что не будут применять положения закона на своей территории. Главный министр штата Керала Пинарай Виджайан назвал его антиконституционным[12], а глава штата Западная Бенгалия Мамата Банерджи объявила, что «не позволит внедрить CAA»[13]. Эти заявления не имеют под собой правового основания, так как вопросы гражданства находятся в юрисдикции федерального центра. Единственный способ опротестовать решение – обратиться в Верховный суд Индии, однако процесс рассмотрения апелляции может затянуться на несколько лет.

Выводы

Вступление в силу поправок к Закону о гражданстве подтверждает, что БДП продолжает курс, обозначенный в предвыборном манифесте в 2019 г. Новая версия манифеста пока не опубликована, хотя премьер-министр Н. Моди неоднократно намекал о масштабных планах партии в случае победы на выборах 2024 г.

Тема отношений между религиозными общинами является мобилизационным ресурсом не только для правящей партии, но и для оппозиционных сил. Политики как регионального, так и федерального масштаба выступили с резкой критикой поправок, заявляя, что они носят дискриминационный характер. Но широких протестов ждать не стоит: правящая партия успешно проводит политику консолидации индуистского большинства, и возможности мобилизации части этого большинства на базе другой повестки, предлагаемой оппозицией, ограниченны. Другой причиной является отсутствие серьезных политических ресурсов для организации протестов у оппозиционных сил.

Примечания:

[1] ‘CAA will never be repealed… no provision to take away anyone’s citizenship’: Amit Shah. The Indian Express. 14.03.2024. URL: https://indianexpress.com/article/india/amit-shah-caa-citizenship-amendment-act-interview-9213372/
[2] The Citizenship (Amendment) Act, 2019. Ministry of Law and Justice. Government of India.
[3] Everything you wanted to know about CAA, NRC and the politics around it. India Today. 12.03.2024. URL: https://www.indiatoday.in/india-today-insight/story/everything-you-wanted-to-know-about-caa-nrc-and-the-politics-around-it-2513855-2024-03-12
[4] Report of the Joint Committee on the Citizenship (Amendment) Bill, 2016. Sixteenth Lok Sabha. January 2019. P. 39.
[5] Parliament passes the Citizenship (Amendment) Bill. Press Information Bureau. Government of India. Ministry of Home Affairs. 11.12.2019. URL: https://pib.gov.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid=195783
[6] BJP Manifesto 2019. Bharatiya Janata Party. URL: https://www.bjp.org/manifesto2019
[7] The Constitution of India. [As on 26th November, 2021].
[8] Parliament passes the Citizenship (Amendment) Bill. Press Information Bureau. Government of India. Ministry of Home Affairs. 11.12.2019. URL: https://pib.gov.in/newsite/PrintRelease.aspx?relid=195783
[9] Assam Accord. Government of Assam. Office of State Coordinator of National Registration (NRC). URL: https://www.nrcassam.nic.in/assam_accord.html
[10] СAA rules decoded: Full details about criteria, clauses and procedures for citizenship. The Times of India. 12.03.2024. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/caa-rules-decoded-full-details-about-criteria-clauses-and-procedures-for-citizenship/articleshow/108397559.cms
[11] Goswami. N. Bangladeshi Illegal Migration into Assam: Issues and Concerns from the Field. IDSA Issue Brief. P. 2.
[12] Kerala CM Pinarayi Vijayan Denounces Implementation of CAA. Deccan Chronicle. 14.03.2024. URL: https://www.deccanchronicle.com/news/politics/kerala-cm-pinarayi-vijayan-denounces-implementation-of-caa-885232
[13] ‘Think 1,000 times before applying’: Mamata Banerjee says CAA will ‘mark people as refugees’. The Indian Express. 14.03.2024. URL: https://indianexpress.com/article/cities/kolkata/have-doubts-over-legal-validity-of-caa-rules-mamata-banerjee-9209768/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.09.2024

Представляем вашему вниманию второй в 2024 г. выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске две рубрики – «Тренды и риски развития» и «Глобальная и региональная безопасность».

подробнее...

12.09.2024

В журнале «Россия в глобальной политике» (№5(129), 2024) опубликована статья Константина Богданова, Ирины Кобринской и Бориса Фрумкина «Гонка на Глобальном Юге, или Битва за мировое большинство».

подробнее...

Вышли из печати