
© 09.04.2014, Кокеев А.М.
26 марта исполнилось 100 дней деятельности третьего кабинета А.Меркель, сформированного «большой коалицией» блока ХДС/ХСС и СДПГ. Как отмечали многие аналитики, большинство намерений коалиции всё ещё находится в стадии разработки и согласования, и поэтому к традиционному рубежу подведения первых итогов ей оказалось практически нечем похвалиться. Во многом это объясняется тем, что события последнего времени, связанные с кризисом на Украине, вытеснили на второй план многие важные внутриполитические проблемы. Вместе с тем они способствовали заметному сближению позиций входящих в правящую коалицию партий по внешнеполитическим вопросам. В частности, согласованная единая позиция Берлина по проблеме взаимоотношений с Москвой предусматрвает как возможность поэтапного введения новых санкций против России (в случае дальнейшей эскалации ситуации вокруг Украины), так и необходимость продолжения с ней диалога с целью недопущения «нового раскола Европы». Примером практической реализации этой установки может служить то, что 23-24 апреля в Лейпциге должна состояться очередная встреча в рамках Петербургского диалога, несмотря на то, что федеральное правительство отказалось от участия в запланированных на эти же дни межправительственных консультациях.
Как и следовало ожидать, наибольшие разногласия в «большой коалиции» возникли по внутрполитическим и социальным вопросам. За минувшие 100 дней правительство приступило к согласованию важнейших законопроектов, касающихся оплаты труда, пенсионной реформы и «поворота» в энергетической политике. 2 апреля после долгих споров был утверждён представленный министром труда и социального обеспечения А.Налес (СДПГ) проект, предусматривающий введение в ФРГ минимальной оплаты труда в размере 8,50 евро в час с 2015 года. Под давлением ХДС/ХСС в законе были сделаны исключения для 18-летних, учеников и безработных и установлен двухлетний переходный период. Для страны, где профсоюзы и работодатели традиционно договаривались об оплате труда между собой, введение фиксированного минимума заработной платы представляется почти революционным. Борьба вокруг этого законопроекта отнюдь не закончилась, в ближайшие месяцы предстоит его обсуждение в Бундестаге, где представители союза работодателей намерены оказать сопротивление намеченным нововведениям.
Другая важная проблема «большой коалиции» - очередной этап ставшей уже почти перманентной для Германии пенсионной реформы. Уже согласованный правительством, но ещё не утверждённый Бундестагом законопроект (также подготовленный А.Налес) предусматривает, что матери, родившие детей до 1992 г. и воспитывавшие их, не трудоустраиваясь, получат прибавку к пенсионным выплатам. А работники, производившие выплаты в государственный фонд пенсионного страхования на протяжении 45 и более лет, смогут выходить на пенсию в возрасте 63 лет (при том, что пенсионный возраст поэтапно повышается с нынешнх 65 до 67 лет). По мнению большинства экспертов, предстоящие перемены сулят преимущества незначительному меньшинству граждан Германии и больно ударят по большинству трудящихся. Основными проигравшими специалисты считают сегодняшних молодых и прежде всего тех, кто имеет высшее образование. Показательно, что к критике разработанного СДПГ законопроекта, раздающейся из рядов ХДС/ХСС и партии «Зелёных» присоединился бывший канцлер, социал-демократ Г.Шрёдер, задающийся вопросом, кто оплатит пенсионный пакет, расходы на который к 2030 г. должны возрасти до 160 млрд. евро.
Одной из важнейших внутриполитических тем в рассматриваемый период стали новые планы (готового законопроета пока нет) конкретной реализации уже начатого перевода народного хозяйства Германии на возобновляемые источники энергии, предложенные занимающим пост министра экономики и энергетики ФРГ главой СДПГ З. Габриэлем. Предлагается, среди прочего, на 20 процентов сократить дотации на выработку электроэнергии наземными ветрогенераторами и работающими на биотопливе электростанциями. Главная задача - затормозить рост цен, который, по оценкам экспертов, грозит обернуться утратой поддержки развития «зелёной» энергетики населением.
Нетрудно заметить, что в первые 100 дней правления «большой коалиции» внутриполитическая повестка дня определялась в основном представителями СДПГ. Это обстоятельство вызывает беспокойство у партийных соратников А.Меркель. Выступая на съезде ХДС 5 апреля, председатель объединения средних предпринимателей К.Линдеман заявил под аплодисменты собравшихся, что ХДС должна не ограничиваться попытками «уменьшения ущерба», а, как это делают социал-демократы, выдвигать собственные значительные проекты.
Тем не менее, авторитет А.Меркель в Германии и в Европе в целом, по большому счёту, не ставится под сомнение. По итогам первых 100 дней деятельности нового правительства она остаётся бесспорным лидером «большой коалиции», принимающей ключевые внешне- и внутриполитические решения. Об этом свидетельствуют и последние (март-апрель) немецкие опросы общественного мнения, отдающие не более 23 процентов голосов СДПГ (меньше, чем на прошедших парламентских выборах) и более 40 процентов блоку ХДС/ХСС.
Нет комментариев