Франция: от «революции» Макрона к стагнации?..

558


used image: French lawmakers take part in a session at the National Assembly // Internet

© Кудрявцев А.К.,Тимофеев П.П., 13.12.2023

11 декабря с.г. Национальное собрание – нижняя палата французского парламента – проголосовало за предварительное отклонение законопроекта правительства об иммиграции до его обсуждения. 270 депутатов поддержали это предложение, 265 высказались против. Задействование такого редкого в парламентской практике инструмента как предварительное отклонение (фр. motion de rejet) поставило правительство в сложное положение, вынудив его выбирать один из трех вариантов действий: отозвать законопроект, иными словами – расписаться в своем поражении; направить текст в верхнюю палату парламента – Сенат, где закон, кстати говоря, уже принят в первом чтении; создать смешанную комиссию из сенаторов и депутатов для выработки приемлемого проекта закона. Правительство выбрало последний вариант.

Власти предвидели, что одобрение закона по такому чувствительному сюжету, как иммиграция, которая вновь, как и после европейского миграционного кризиса 2015 г., вызывает растущую озабоченность французов, станет для них непростым испытанием. Население Франции стареет: за 2020–2030 гг. число граждан в возрасте 75–84 лет возрастет в 1,5 раза[1]. Поскольку в этих условиях без иммиграции никак не обойтись, левые традиционно предлагают сосредоточить усилия на улучшении условий приёма и на включении приезжающих в профессиональную жизнь. Напротив, с точки зрения правых, многие проблемы внутри страны сопряжены как раз с массовым притоком иммигрантов. Ссылаясь на датский опыт, они объявляют приоритетной задачу ужесточения условий их приёма. В своём законопроекте правительство попыталось учесть оба эти трудно совместимых подхода. Предполагается, с одной стороны, облегчить выдворение из страны нарушающих закон переселенцев, а с другой – урегулировать правовое положение нелегалов в секторах, где сложился дефицит рабочих рук. Чтобы сформировать нужное для принятия законопроекта парламентское большинство, правительство провело длительные консультации с правой партией «Республиканцев», которые, однако, усматривали в легализации неформально занятых поощрение неконтролируемой иммиграции. Вначале проект был передан в Сенат, где большинство – у правоцентристов, которые заметно ужесточили правительственный вариант внесением ряда поправок (приравнивание незаконного пребывания во Франции к правонарушению, введение миграционных квот, отмена государственной медицинской помощи для нелегальных мигрантов, ужесточение условий воссоединения семей, введение социальных льгот лишь для иностранцев, легально проживающих во Франции не менее 5 лет и проч.). Сыр-бор разгорелся после того, как комиссия по законодательству Национального собрания решительно вернула законопроекту его первоначальный облик. Это спровоцировало раскол политических сил, линия которого прошла не только по партийным границам, но и внутри некоторых парламентских фракций.

Между тем как бы ни сложилась судьба будущего (двадцатого по счёту после 1980 г.) закона, который отдельные обозреватели оценивают как набор малозначительных мер, очевидно, что законодателям не удалось серьёзно переосмыслить миграционную политику, решительно сориентировав её на повышение качественных параметров импортируемой рабочей силы и оптимизацию экономического развития страны. О целесообразности перехода к «избирательной» иммиграции стали говорить давно, но, что называется, воз и ныне там. За полями текста остались и нерешённые проблемы, связанные с интеграцией мигрантов во французское общество. Главное же состоит в том, что и содержание нового закона, и его прохождение через парламент, напоминающее бег с препятствиями, как в капле воды отражают в себе особенности сложившейся в стране обстановки.

Франция подошла ко второму президентскому пятилетию Э. Макрона (2022–2027 гг.) с целым рядом структурных проблем. Назовём лишь некоторые из них. Прежде всего, далеко зашедшая деиндустриализация обернулась хроническими внешнеторговыми дефицитами и высокой безработицей. Для сохранения позиций страны в мире и повышения устойчивости национального хозяйственного комплекса возникла потребность в «реиндустриализации» на базе научных исследований и производства инновационной продукции. Заявленная борьба с потеплением климата предполагает серьёзную перестройку энергопроизводства и переход к экономному энергопотреблению. Преодоление разрыва между спросом и предложением услуг государственных служб, в первую очередь сбоев в работе образования и здравоохранения, требует и повышения эффективности их деятельности, и расширения их финансирования. Руководство страны отдаёт себе отчёт и в том, что на повестке стоит адаптация внешней и оборонной политики к грядущим сдвигам в системе международных отношений, чреватым снижением влияния в мире государств Запада и западноевропейского центра силы в первую очередь. Понятно почему Э. Макрон охарактеризовал нынешнюю ситуацию как начало «эпохи множественных кризисов»[2].

Ряд факторов существенно сужает возможности манёвра для исполнительной власти в плане эффективного реагирования на вызовы современности. Во-первых, не сбылись надежды на то, что после пандемического кризиса национальное хозяйство, опираясь на масштабный план государственной поддержки, выйдет на круто восходящую траекторию развития. Сначала разогнавшаяся инфляция, а затем переход к жёсткой денежной политике притормозили экономический рост, который сегодня и в обозримом будущем может колебаться вокруг низкой планки в 1% ВВП в год. К тому же плачевное состояние государственных финансов (долг составляет почти 112%, а дефицит бюджета – без малого 5% ВВП; суверенный рейтинг Франции понижен агентством Fitch), как в тисках, зажимает власти между двумя разнонаправленными задачами: мобилизовать значительные ресурсы для разрешения структурных проблем и сдерживать рост правительственных расходов для сокращения дефицита и государственной задолженности. Во-вторых, не располагая абсолютным большинством в парламенте, правительство вынуждено искать поддержку оппозиционных партий и идти на компромиссы по каждому законопроекту. Когда не удаётся достичь взаимоприемлемых решений, правительство прибегает к статье 49-3 конституции, позволяющей провести законопроект без голосования – под угрозой роспуска парламента. Но использование такого чрезвычайного средства, способного повысить эффективность принятия политических решений, имеет и оборотную сторону. Общественное мнение, хотя и признает его законность, но все чаше считает его антидемократичным, отказывает этому инструменту в легитимности, то есть во всеобщей поддержке. В итоге расстыковка между массами и политической элитой, преодолеть которую, казалось бы, призван был макронизм, только нарастает.

Дело усугубляется тем, что поиск ситуативных соглашений приходится вести в обстановке возросшей неопределённости из-за того, что не завершено формирование новой партийной системы. Старым правительственным партиям – «Республиканцам» справа и социалистам слева, потерпевшим сокрушительное поражение на президентских выборах 2017 г. и 2022 г., не удалось преодолеть «идейное оскудение», мешающее вырабатывать привлекательные общественные цели и программные установки. Оставшись «машинами по выдвижению кандидатов» на выборы, они так и не сумели сформулировать надёжную альтернативу курсу Макрона. Вместе с тем не ясно будущее созданной Макроном партии «Возрождение» (бывшей «Вперед, Республика!»). На президентских выборах 2027 г. ей придётся выступать без своего исторического лидера, отягощённой грузом проведения пусть назревших, но непопулярных преобразований.

Решительно расширив своё представительство в законодательной власти, набирает очки крайне правое Национальное объединение М. Ле Пен. Оно продолжает оттачивать образ политической силы, которой по плечу взять в руки штурвал исполнительной власти, без стеснения перехватывая популярные политические лозунги, в частности, модную зелёную тематику.

Непростое положение сложилось на левом фланге политического спектра. Четырехпартийная коалиция социалистов, экологистов, коммунистов, сформировавшаяся на базе крайне левых установок Ж-Л. Меланшона и его «Непокорённой Франции», позволила ее участникам избежать катастрофы и удивить конкурентов на парламентских выборах 2022 г. Однако, чем дальше, тем яснее становится, что она не может служить надёжной стартовой площадкой в дальнейшей борьбе за власть. К многочисленным программным нестыковкам добавились споры между ее участниками вокруг приемлемой тактической линии. В стремлении привлечь на свою сторону избирателей из обездоленных слоёв, обычно воздерживающихся от участия в голосовании, «непокорённые» всячески гальванизируют конфликтность и социальное напряжение в стране. Чего стоит систематически организуемая ими обструкция парламентских дебатов. Неслучайно социалисты, экологисты и коммунисты решили идти на выборы в Европарламент 2024 г. отдельными колоннами: в этом отчётливо просматривается желание не оставаться заложниками сложившегося в левом лагере перекоса в соотношении сил в пользу крайне левых. Выравнив баланс сил, партнеры меланшонистов рассчитывают в дальнейшем выйти на предвыборные соглашения, способные привлечь и более умеренного избирателя.

На глазах завязалось противоречие между потребностью Макрона собрать в единый кулак все ограниченные ресурсы для эффективных ответов на возникшие перед страной вызовы и препятствующей этому политической чересполосицей. Более того, по мере приближения президентских выборов, когда оппозиции будет выгодно подчёркнуто дистанцироваться от президента, выходить на компромиссы станет ещё труднее. Неспроста президент отчаянно ищет и пробует различные платформы для поиска общего знаменателя в подходах политических сил к решению национальных задач. Их обсуждение с участием президента и представителей всех парламентских партий – последняя по счёту попытка нащупать общенациональный консенсус в обход краткосрочных узкопартийных интересов.

Наконец, сегодняшнему французскому обществу присуща высокая социальная напряжённость. Среди её проявлений выделяются массовые протесты против пенсионной реформы (7 марта 2023 г. на улицы вышли от 1,2 до 3,5 млн человек[3]). Скорее всего, за выступлениями стояло не только неприятие в сущности робкого повышения пенсионного возраста, но и недовольство ростом неустойчивости материального положения и социального дискомфорта населения. Холодным душем для истеблишмента стали агрессивные выступления молодёжи, захлестнувшие страну вслед за убийством полицейскими нарушившего ПДД 17-летнего водителя – француза арабского происхождения. За неделю с 27 июня по 5 июля было повреждено более 1 тыс. зданий, сожжено около 7 тыс. автомобилей, на поддержание порядка мобилизованы 45 тыс. полицейских и жандармов, которые задержали 3,5 тыс. человек. Свыше 700 полицейских оказались ранены.

Споры о причинах потрясшей страну смуты продолжаются. Одни обозреватели увидели ее истоки в провале курса на интеграцию иммигрантов, поскольку эпицентры протестов располагались в трудных кварталах, где концентрированно проживают некоренные французы, а локальный уровень бедности и безработицы кратно превышает национальные показатели. Молодёжь таких кварталов, будучи гражданами страны, но зачастую детьми или внуками иммигрантов, практически лишена перспектив движения вверх по социальной лестнице. Другие ссылались на образ жизни внутри общества потребления, важнейшей пружиной которого является стремление уловить и подстроиться под предпочтения каждого отдельного потребителя в духе слогана «торговый центр – мир, вращающийся вокруг тебя». В свою очередь это создаёт питательную среду для крайнего индивидуализма и обостряет реакцию на всё, что мешает удовлетворять личные запросы. Третьи упрекали активно насаждаемую на протяжении последней четверти века идеологию неолиберализма, абсолютизирующего индивидуальную свободу в отрыве от сопряжённых личных обязанностей и в ущерб коллективным ценностям.

Политическому классу страны ещё предстоит оценить и извлечь уроки из социального взрыва лета 2023 г. Пока президент Макрон ограничился сожалениями по поводу обозначившейся «расцивилизованности» общества и обещаниями укрепить общественный порядок. Очевидно, что накопившийся в стране протестный потенциал будет и дальше вынуждать власти крайне осторожно, тихой поступью проводить необходимые преобразования, заранее отбрасывая их наиболее смелые варианты.

Со свойственной ему энергией переизбранный в мае 2022 г. президент приступил к реализации целого ряда обещанных социально-экономических преобразований. Уже в августе 2022 г. в обстановке нарастающей инфляции парламент принял закон о поддержании покупательной способности населения, предусматривающий повышение размера пенсий и социальных пособий, ограничение роста квартплаты 3,5% в год, сохранение тарифного потолка для личных счетов за газ и электричество и т.п.

Решения ЕС, повышающие скорость движения к углеродной нейтральности в 2050 г., побуждали администрацию удвоить усилия в сфере экологии. Сделаны первые шаги по запуску экологического планирования для координации усилий в этой сфере. Макрон продвигает идею, что борьба с потеплением климата может быть увязана с реиндустриализацией и повышением динамики экономического развития. Одобрен закон о «зелёной промышленности», облегчающий запуск новых предприятий и создающий оригинальные инструменты привлечения частных сбережений. Задуманный как ответ на американскую политику субсидирования национальной промышленности, закон подвергся критике за то, что чётко не обозначил источники финансирования и в нем отсутствовало обещанное масштабное освобождение от налогов предприятий приоритетных отраслей. Решено ускорить развитие возобновляемых источников энергии, прежде всего солнечной и ветровой, где Франция отстаёт от партнёров по ЕС, а также впервые за долгие годы придать поступательный импульс ядерной энергетике за счёт строительства новых и продления сроков эксплуатации действующих АЭС.

Вместе с тем на пути энергетического перехода лежит немало подводных камней. Ещё только предстоит кропотливая работа по разработке системы мероприятий, которая обеспечивала бы достижение поставленных целей. Их реализация потребует значительных капиталовложений, из которых, с учётом их низкой начальной рентабельности, добрая половина должна финансироваться государством. Исходя из перегрузки бюджета и принципа социальной справедливости, отдельные эксперты предлагают ввести «зелёный» налог на финансовые активы, принадлежащие наиболее состоятельным слоям[4]. Предложение отвергнуто правительством, поскольку-де входит в противоречие с курсом на облегчение налогового бремени. Тем самым вопрос, как финансировать дальнейшую декарбонизацию, пока остаётся без ответа.

Не без колебаний Макрон приступил к пенсионной реформе, которая виделась как кратчайший путь к оздоровлению правительственных финансов и повышению потенциального роста за счёт расширения активного населения. В отличие от неудавшейся системной реформы 2019 г., на сей раз было решено ограничиться лишь повышением пенсионного возраста с 62 до 64 лет. Но реформа натолкнулась на ожесточённое сопротивление выступивших единым фронтом профсоюзов и оппозиции в парламенте. Противостояние, возникшее в стране с одной из самых высоких продолжительностей жизни – 82,5 года[5] и самым низким возрастом выхода на пенсию в Евросоюзе, свидетельствовало об откровенном провале попыток властей убедить общественное мнение в обоснованности предлагаемых перемен. Им не удалось донести до масс, казалось бы, очевидную истину – ответы на вызовы современности немыслимы без масштабных коллективных усилий. Дело в том, что вопреки официальным утверждениям, будто преобразования строго соответствуют канонам социальной справедливости, все тяготы реформы перекладывались на плечи трудящихся, а на обсуждение хотя бы символического повышения социальных взносов предпринимателей накладывалось жёсткое табу. В итоге реформа была продавлена правительством с помощью ст. 49-3, но за ее принятие Макрону пришлось заплатить снижением рейтинга с 36,7 до 31%[6].

Если пенсионная реформа имела целью увеличить один из факторов производства (труд – «больше работать»), то совершенствование механизмов рынка рабочей силы (продолжение реформ его либерализации в первый президентский срок Макрона) призвано повысить уровень занятости населения и снизить на этой основе безработицу. Скорректирована система страхования по безработице, где введена зависимость срока выплаты пособий от состояния конъюнктуры: при уровне безработицы выше 9% они могут достигать 12 месяцев, а при падении нормы безработицы ниже 9% – снижаться вплоть до 6 месяцев. Принятый закон о занятости предполагает расширение штатов и совершенствование национальной службы занятости с тем, чтобы выйти на активное сопровождение каждого ищущего работу. Более того, теперь для получения социального пособия, выплачиваемого беднейшим слоям населения, так называемого дохода активной солидарности (RSA), необходимо будет отрабатывать минимум 20 часов в неделю. Хотя наблюдатели и задаются резонным вопросом, каким образом в стране, где существует около 2 млн получателей RSA, вдруг обнаружится такое количество временных рабочих мест, изменения законодательства ориентируют на постепенное повышение занятости активного населения.

Отталкиваясь от того, что после 2017 г. безработица в стране сократилась с 9 до 7,2%, Макрон провозгласил важнейшей задачей достижение полной занятости, которое определяется как норма безработицы в 5% к 2027 г. Между тем, вхождение национального хозяйства в полосу квазистагнации и стремление компаний приводить объём используемой рабочей силы (ранее сохраняемой, так сказать, про запас) в соответствие с деловой активностью вызывают у экспертов сомнения в том, имеет ли поставленная задача решение. В правительстве раздаются голоса о необходимости ускорить структурные реформы в духе экономики предложения, в частности, ужесточить страхование по безработице лиц предпенсионного возраста, которые пополнят рынок труда в связи с пенсионной реформой. Но в стороне преднамеренно оставляют ответ на вопрос, а располагает ли исполнительная власть достаточным для этого политическим ресурсом.

Ещё более непростым для Э. Макрона оказался внешнеполитический контекст, в котором Франция сталкивается с вызовами по всем направлениям, что лишь увеличивает дистанцию между амбициозными планами французского президента в 2017 г. и реальностью 2023 г. Беспрецедентный кризис безопасности в Старом свете и атлантизация Западной Европы, обвал французского присутствия в Африке и сложности с консолидацией политических ресурсов в Индо-Тихоокеанском регионе – всё это обусловливает курс Франции на сохранение своих позиций в условиях текущих международных сдвигов, чреватых снижением роли ЕС в мире. Если в ходе своего первого мандата в 2017–2022 гг. Макрон, будучи искренним европеистом, активно работал над развитием евроинтеграции, свидетельством чему стал запуск франко-германским тандемом оборонных инициатив ЕС (Постоянное структурированное сотрудничество – PESCO, Европейская интервенционная инициатива – EI2), то после начала специальной военной операции России на Украине и сплочения государств Западной Европы вокруг НАТО французский курс на стратегическую автономию ЕС пока что повисает в воздухе. Показательными шагами стала атлантизация PESCO (за счет включения в программу Великобритании и Канады), стагнация франко-германских военных проектов (танка и истребителя нового поколения) и закупка Берлином для своих ВВС самолетов P-3 "Орион" и F-35 у США. Хотя Франции удалось запустить в 2022 г. проект "Европейского политического сообщества", данная организация, включающая 47 государств от Исландии до Украины, сейчас выглядит скорее попыткой "пристегнуть" ряд европейских государств к ЕС, нежели реальным шагом на пути их евроинтеграции.

В связи с кризисом евробезопасности Франция как минимум на время утратила возможность разыгрывать "российскую карту". "Дух Брегансона" ушел в прошлое, а заявления Макрона образца 2019 г. о том, что без России невозможна безопасность в Большой Европе, уступили курсу Франции на безусловную военно-экономическую поддержку Украины (включая высказанную на вильнюсском саммите НАТО летом 2023 г. готовность допустить ее вступление в альянс) и на одобрение 11 пакетов санкций против России. С одной стороны, это позволяет Парижу оставаться среди лидеров ЕС и НАТО в лагере государств, поддерживающих Украину, и даёт ресурсы для потенциального многостороннего дипломатического торга по окончании конфликта. С другой – слабо коррелирует с заявлениями французской элиты о роли Франции как "державы-балансира" в международных отношениях, особенно с учетом нарастающего американо-китайского соперничества.

Если 2022 г. разрушил французские представления о желаемой архитектуре безопасности в Европе, то 2023 г. стал настоящим вызовом для политики Франции в Африке. Перевороты в Нигере и Габоне вслед за аналогичными событиями в Мали и Буркина-Фасо в 2020–2022 гг. поставили под вопрос масштабы и характер французского военного и политического присутствия на Черном континенте. Очевидно, что в условиях нарастающей конкуренции за Африку других держав (Китая, США, Турции, России и др.) Франции непросто сохранять прежние формы присутствия, которые многие африканцы небезосновательно связывают с политикой "франсафрики", призванной сохранить в руках французской элиты рычаги неформального влияния на руководство африканских государств. Развитие событий ставит перед Парижем непростую задачу найти более привлекательные каналы сотрудничества с важными для него африканскими государствами. В экспертной среде звучат предложения для Франции стать своего рода привилегированным "мостом", связывающим ЕС с Африкой.

Франция продолжает попытки утвердиться в Индо-Тихоокеанском регионе, формируя коалицию из партнеров: в их числе Индия, ОАЭ и Сингапур, с которыми страна связана соглашениями о военно-техническом сотрудничестве. В этот список французы рассчитывают привлечь Австралию, Японию и государства АСЕАН. И все же положение Франции в регионе, как показал кризис с подлодками 2021 г. и создание блока AUKUS, несмотря на наличие здесь французских заморских владений, остаётся непрочным. Официально Франция стремится позиционировать себя как проводника "третьего пути" для государств региона, не желающих примыкать к США или Китаю, но пока что у нее не видно экономических и политических ресурсов для этого. Даже ее военный контингент, разбросанный по нескольким точкам опоры в регионе, подходит для патрулирования, но не для сдерживания прочих держав.

Логика защиты своих интересов в условиях кризиса безопасности в Европе заставляет Францию продолжать наращивание военного бюджета, который за 2017–2022 гг. вырос с 32,7 млрд евро до 43,1 млрд, то есть с 1,4 до 1,5% ВВП. С 2022 до 2030 г. намечен дальнейший рост военных кредитов с 43,1 млрд евро до 67,4 млрд. К 2025 г. страна рассчитывает перешагнуть через планку в 2% расходов ВВП на оборону. Запланирован рост числа военнослужащих запаса: с 35 тыс. человек до 105 тыс. к 2035 г[7]. при действующей армии в 205 тыс. человек. Следуя закону о военном планировании на 2019–2025 гг., Франция проводит модернизацию армии: в сухопутные войска должны поступить новые вооружения, включая танки "Леклерк-2" и САУ "Цезарь", истребители-бомбардировщики "Рафаль" и военно-транспортные самолеты "Аэробус", ПЛАТ типа "Барракуда" и фрегаты типа "Лафайет" FLF[8]. В связи с событиями на Украине акцент будет сделан на совершенствовании средств космической разведки и ПВО, развитии беспилотников. В ноябре 2023 г. Франция успешно испытала на полигоне в Бискароссе межконтинентальную баллистическую ракету М 51.3, чья дальность полета достигает 10 тыс. км[9] (это как минимум на 1 тыс. км больше предыдущей модификации М 51.2). В то же время военные программы предусматривают скорее постепенную модернизацию вооружения, нежели качественный скачок в развитии французской армии.

***

В последнее время с новой силой разгораются застаревшие споры, какое место Франция займет в будущем мире и как ей удастся пройти через вереницу разворачивающихся кризисов. Экстраполируя отрицательные тенденции, пессимисты предсказывают дальнейшее снижение роли страны на международной арене. Акцент ставится на неуклонном сужении приходящейся на Францию доли мирового рынка, а также на то, что она прочно закрепилась среди стран южного фланга ЕС, где состояние правительственных финансов заметно хуже, чем в среднем по группировке, и т.д. Оптимисты же настаивают, что у Франции на руках находятся сильные козыри. К ним относятся прежде всего солидные позиции, достигнутые в ряде секторов (АПК, ВПК, авиастроение, космос и др.). Хотя и бытует мнение, что в области инновационного развития страна ныне играет во второй лиге, заметно ее присутствие по ряду передовых направлений. Сошлемся на мириады мелких высокотехничных предприятий, успешно действующих в области искусственного интеллекта с опорой на сильную национальную математическую школу. Наконец, международное влияние Франции, пусть тающее, все еще превышает ее вес в мировом хозяйстве. Аргументы и пессимистов, и оптимистов легко продолжить.

Но остается открытым вопрос, удастся ли французской элите в ближайшей перспективе создать благоприятные условия для консолидации имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ. Пришедший в 2017 г. к власти президент Макрон, накануне избрания выпустивший в свет книгу «Революция», приступил к радикальному совершенствованию национальной социально-экономической модели. В стране подули перестроечные ветры. В начале второго президентского мандата в силу серьезных сдерживающих факторов, о которых шла речь выше, обнаруживаются признаки преждевременного превращения действующего главы государства в «хромую утку». Если президентская команда не сможет выйти за рамки политических деклараций и придать второе дыхание курсу на преобразования, то страна рискует соскользнуть в фазу застоя, когда проблемы будут накапливаться быстрее, чем их решения.

Примечания:

[1] Haut-Commissariat au Plan. Vieillissement de la société française : réalité et conséquences. Ouverture №13. 09.02.2023. P. 3. URL: https://www.gouvernement.fr/sites/default/files/contenu/piece-jointe/2023/09/hcp_vieillissement_de_la_societe_francaise_-_realite_et_consequences.pdf; Odola, O. Démographie: Le vieillissement de la population française, est-ce si inquiétant ? // 20 minutes. 19.09.2023. URL: https://www.20minutes.fr/societe/4053508-20230919-demographie-vieillissement-population-francaise-si-inquietant (дата обращения 06.12.2023).
[2] Goar, M. et Valo, M. Au Sommet des pôles, Emmanuel Macron rode sa diplomatie climatique avant la COP28 // Le Monde. 10.11.2023. URL: https://www.lemonde.fr/planete/article/2023/11/10/au-sommet-des-poles-emmanuel-macron-rode-sa-diplomatie-climatique-avant-la-cop-28_6199416_3244.html (дата обращения 06.12.2023).
[3] Grève du 7 mars: revivez la sixième journée de mobilisation contre la réforme des retraites; nouvelles manifestations prévues samedi 11 mars // Le Monde. 07.03.2023. URL: https://www.lemonde.fr/politique/live/2023/03/07/greve-du-7-mars-en-direct-81-000-manifestants-a-paris-selon-la-prefecture-de-police-une-mobilisation-proche-des-records-dans-le-reste-de-la-france_6164451_823448.html (дата обращения 06.12.2023).
[4] См. например: Jean Pisani-Ferry : «Nous préconisons un impôt exceptionnel sur le patrimoine financier des plus aisés pour la transition climatique» // Le Monde. 22.05.2023. URL: https://www.lemonde.fr/politique/article/2023/05/22/jean-pisani-ferry-nous-preconisons-un-impot-exceptionnel-sur-le-patrimoine-financier-des-plus-aises-pour-la-transition-climatique_6174328_823448.html (дата обращения 06.12.2023).
[5] Marro-Dauzat, F. L’espérance de vie en Europe // Toute l'Europe. 25.01.2023. URL: https://www.touteleurope.eu/societe/l-esperance-de-vie-en-europe/ (дата обращения 06.12.2023).
[6] Réélection de Macron, un an après: les dates clés d’une popularité en dégringolade // SudOuest. 24.04.2023. URL: https://www.sudouest.fr/politique/emmanuel-macron/reelection-de-macron-un-an-apres-les-dates-cles-d-une-popularite-en-degringolade-14903542.php (дата обращения 06.12.2023).
[7] Loi du 1er août 2023 relative à la programmation militaire pour les années 2024 à 2030 et portant diverses dispositions intéressant la défense // Vie publique. URL: https://www.vie-publique.fr/loi/288878-loi-du-1er-aout-2023-programmation-militaire-2024-2030-lpm (дата обращения 06.12.2023).
[8] Loi n° 2018-607 du 13 juillet 2018 relative à la programmation militaire pour les années 2019 à 2025 et portant diverses dispositions intéressant la défense (1) // Legifrance. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000037192797 (дата обращения 06.12.2023).
[9] Barotte, N. La France teste un missile balistique // Le Figaro. 18.11.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/international/une-etrange-lumiere-dans-les-landes-etait-en-fait-un-tir-reussi-de-missile-balistique-francais-20231118 (дата обращения 06.12.2023).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
13.09.2024

Представляем вашему вниманию второй в 2024 г. выпуск научного сетевого журнала «Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН». В выпуске две рубрики – «Тренды и риски развития» и «Глобальная и региональная безопасность».

подробнее...

12.09.2024

В журнале «Россия в глобальной политике» (№5(129), 2024) опубликована статья Константина Богданова, Ирины Кобринской и Бориса Фрумкина «Гонка на Глобальном Юге, или Битва за мировое большинство».

подробнее...

Вышли из печати