
used image: Jordan Bardella and Mme. Marine Le Pen celebrate election results // Internet
© Преображенская А.А., 13.06.2024
Итоги выборов в Европарламент во Франции ознаменовали начало политического кризиса. Вечером 9 июня, через час после оглашения результатов президент Эммануэль Макрон объявил о роспуске Национального собрания и новых выборах в нижнюю палату парламента, которые назначены на 30 июня (первый тур) и 7 июля (второй тур).
Между тем итоги прошедшего голосования был вполне ожидаемы, их раз за разом в течение всей избирательной кампании предсказывали регулярные опросы общественного мнения. Бессменно лидировал избирательный список правопопулистского Национального объединения (НО), возглавляемый молодым лидером партии Жорданом Барделлой. Отрыв НО от правящей пропрезидентской партии «Возрождение» только увеличивался, и в финале НО получил более чем двукратное превосходство (31,37% против 14,6%). Списку «Возрождения», в свою очередь, буквально дышали в спину социалисты, занявшие в итоге третье место (13,83%).1 С учетом активной личной вовлеченности Макрона в избирательную кампанию, а также провала по особенно дорогой сердцу Макрона тематике объединенной Европы, можно сказать, что президент получил настоящую пощечину от французов. Обрушилась его социальная база – только половина избирателей Макрона первого тура президентских выборов 2022 г. проголосовала за список его партии.
На поражение пропрезидентских сил повлияли причины как структурного, так и конъюнктурного характера. В кампании преобладала национальная тематика, основные пункты озабоченности граждан – покупательная способность и иммиграция – сыграли против Макрона. Плачевное состояние государственных финансов, углубление социальных диспропорций, реформы, которые воспринимаются обществом как социальный регресс, а также явные дисфункции в таких социально значимых областях, как правоохранительная деятельность, медицина и образование – все это не могло не сказаться на итогах выборов. Усилия президента по драматизации внешних угроз, а также попытки Макрона и премьера лично вмешаться в ход кампании, придать динамику списку «Возрождения», возглавляемого малоизвестной и достаточно бесцветной Валери Эйе, имели скорее обратный эффект. Роспуском парламента глава государства как бы обнулил свое поражение и начал новую политическую битву «с чистого листа».
Какие же мотивы побудили главу государства распустить национальный парламент? Ведь даже провальные для президентских сил итоги выборов в Европарламент не обязывали Макрона предпринимать никаких новых политических инициатив. За все годы существования V Республики ни один из 6 произошедших роспусков парламента не имел причиной неблагоприятные для власти результаты на европейском или местном уровнях.
Основные причины роспуска выходят за пределы итогов конкретных выборов. Дело в том, что функционирование политических институтов V Республики было рассчитано на существование четко очерченного парламентского большинства и противостоящей ему оппозиции. Однако в результате фрагментации общества и множественных общественных расколов партийно-политическая система постепенно переформатировалась из двухпартийной в трехцентричную. Так, в первом туре президентских выборов 2022 г. общее количество голосов, отданных за кандидатов антисистемных партий, достигло беспрецедентного уровня – более 50%. При этом ныне антисистемность не означает антидемократическую позицию: как справедливо отметил политолог Г. Вайнштейн, «речь идет, как правило, о выступлениях не против системы, а против политики системного консенсуса, объединяющего политический истеблишмент на базе приверженности идеям и принципам открытого общества, глобальной экономики, социального государства, единой Европы, представительной демократии».2 По итогам выборов 2022 г. в Национальное собрание президентская коалиция утратила абсолютное большинство, правящий центр с флангов подпирали группировки правых и левых популистов.
Весомое представительство в парламенте представителей антисистемной оппозиции значительно осложняло законотворческий процесс и подпитывало социальную нестабильность. Если возглавляющая группу НО Марин Ле Пен поставила себе цель вписаться в политический истеблишмент и проводила оппозиционную, но вполне вписывающуюся в рамки парламентской этики линию, cтремясь представить свою партию как респектабельную правоконсервативную силу, то основой стратегии «Непокоренной Франции», наоборот, стало обострение политических разногласий с оппонентами. По словам Макрона, последней каплей, переполнившей чащу его терпения, стало развертывание флага Палестины во время парламентской сессии представителями крайне левых в качестве протеста против промедления правительства с признанием палестинского государства.
Закономерно, что президент искал возможность проведения досрочных выборов, чтобы получить более комфортное большинство. Однако можно отметить, что с прежним составом Национального собрания он работал уже два года и с трудом, но все же добивался принятия нужных ему законопроектов. Возможно, решение Макрона в какой-то мере было продиктовано и эмоциями, вызванными столь сокрушительным поражением. Открытым остается вопрос, удачный ли момент для роспуска парламента выбрал глава государства. Ведь после фактического разгрома президентских сил было бы наивно предполагать, что в итоге крайне скоротечной новой избирательной кампании 30 июня французы проголосуют кардинально иначе, чем три недели назад.
Расчет президента базируется на нескольких факторах. Во-первых, именно на выборах в Европарламент, функционирование которого имеет к жизни обычного француза весьма отдаленное отношение, оппозиция обычно показывает более весомые результаты, чем на значимых выборах национального масштаба, когда на кону стоят реальные будущие реформы. Перед командой президента стоит задача показать основных соперников – НО – некомпетентными и неспособными взять на себя решение проблем страны. Кроме того пойдут в ход обычные обвинения в адрес НО – от «недемократичности» до подверженности иностранному влиянию и «пропутинской позиции». Эти ходы Макрону удались и в 2017, и в 2022 гг.
Во-вторых, в каждом избирательном округе существуют десятилетиями складывавшиеся политические традиции и создается уникальная расстановка сил. Поэтому превратить 89 депутатских мандатов НО в необходимые для абсолютного большинства 289 даже при благоприятной избирательной динамике для правых популистов представляется весьма затруднительным.
В-третьих, свою роль могут сыграть характер избирательной системы и скоротечность избирательной кампании. Если выборы в Европарламент проводятся по пропорциональной системе, то действующая на выборах в Национальное собрание мажоритарная система в двух турах с барьером 12,5% голосов от внесенных в избирательные списки избирателей может значительно исказить итоги волеизъявления граждан. Ключевую роль играют избирательные союзы. Очевидно, что в планах Макрона было воспользоваться отсутствием единства среди конкурентов и привлечь на свою сторону кандидатов от право- и левоцентристских партий – «Республиканцев» и социалистов. Макрон наверняка имел в виду тот факт, что избирательный союз левых фактически распался из-за глубоких идеологических несовпадений как в области внешней, так и внутренней политики. «Непокоренные» ввиду крайне радикальных позиций не могли являться центром притяжения для партий левого лагеря. Итоги выборов показали, что центр тяжести в у левых сместился от «Непокоренных», которые получили 9,89% голосов, к ФСП, набравшей почти 14%. «Республиканцы» же на фоне взрывного роста избирательного влияния НО рискуют остаться с сильно поредевшей парламентской группой. Из стана президента последовало предложение не выставлять кандидатуры от правящего лагеря против тех депутатов, которые захотят присоединиться к команде Макрона. Словом, расчет делался на то, что за неделю, отведенную для представления кандидатур, конкуренты не смогут определиться с союзами.
Однако замыслы команды президента могут встретить на своем пути существенные препятствия. «Национальное объединение» уже не является пугалом, как прежде. Деятельность группы НО в парламенте способствовала росту кредитоспособности партии в глазах избирателей, из маргинальной эта партия превратилась в системообразующую, она расширяет как свое географическое, так и социо-демографическое влияние. НО заняло первое место в 97 департаментах из 101. Наблюдается рост электоральной поддержки крайне правых не только среди традиционно голосующих за них французов (рабочих и служащих среднего звена, с преобладанием мужского электората и лиц в возрасте 24–35 лет), но и среди категорий, до сих пор воздерживавшихся от голосования за НО. В 2024 г. сравнялся гендерный состав избирателей. По сравнению с аналогичными выборами 2019 г. с 18 до 26% выросло голосование за НО пенсионеров старше 65 лет, а также с 13 до 20% – высших кадров – категории, которая долгое время сопротивлялась влиянию крайне правых.3
Происходит обновление и омоложение партийных кадров, появляются новые харизматичные политики. Лицом крайне правых нового поколения стал 28-летний лидер партии Жордан Барделла. Выходец из семьи мигрантов итальянского происхождения и скромной социальной среды, он вырос в одном из самых неблагополучных пригородов Парижа – Сен-Сен-Дени – и изнутри пережил постепенный упадок, нарастание криминальной среды и исламизации своего квартала, что для него и явилось побудительным мотивом в политической деятельности. Еще в 2019 г. Марин Ле Пен доверила Барделле возглавить список НО на выборах в Европарламент, правда, его деятельность в данном качестве не оставила особенных следов. Однако было замечено, что молодой политик прекрасно адаптируется к любой аудитории, сохраняет спокойствие в ходе даже острой полемики, доносит свои аргументы простыми, понятными любому слушателю выражениями, а также весьма обаятелен и обладает эффектной внешностью. Вскоре он стал желанным гостем множества политических ток-шоу. Французский социолог Ж. Фурке отметил, что «Барделла стал символом как успешной ассимиляции, так и социального восхождения, воплощением того, что исторически могла создать Республиканская французская модель».4
С Барделлой связывают увеличение в числе избирателей НО молодежи – в сети Тик-Ток у него более 1 млн 600 тыс. подписчиков, таким количеством не может похвастать ни один французский партийный лидер. Перед выборами в Европарламент были организованы его теледебаты с премьером Габриэлем Атталем. Несмотря на то, что, по мнению экспертов, содержательно Барделла был менее убедителен, чем премьер, это не повредило лидеру НО в глазах аудитории, а сам факт дебатов показал, что его кандидатура стала конкурентоспособной в битве за занятие самых высоких постов.
Вопреки ожиданиям Макрона, партии левого лагеря, в совокупности получившие на выборах в Европарламент 31,5% голосов, поспешно заключили избирательный союз, получивший название «Народный фронт». Идеологические разногласия между левыми отошли на задний план перед лицом опасности на порядок сократить свое присутствие в парламенте. Лидер же «Республиканцев» Эрик Сиотти неожиданно заявил, что намерен принять предложение НО об избирательном союзе, что вызвало бурю возмущения среди других значимых политических лидеров правоцентристов. Однако некоторые члены данной партии склонны поддержать Сиотти, идея подобного объединения не чужда и избирателям «Республиканцев». Кризис в руководстве партии набирает обороты.
Итак, Франция вступает в пору новых политических битв. Просматривается несколько возможных после выборов политических раскладов.
- Президент получает более комфортное большинство, или политическое представительство разных партий остается примерно на нынешнем уровне. Характерно, что эта ситуация представляется французским обозревателям наименее вероятной.
- Выборы выигрывает Национальное объединение, Барделла занимает пост премьера, формирует правительство, и наступает «сосуществование». Однако это «отравленный подарок» крайне правым, так как свобода их действий будет сильно ограничена. В зоне ответственности президента остаются внешняя и оборонная политика. Кроме того, в арсенале Макрона – Сенат, Конституционный совет, администрация, словом, «глубинное государство», и действующий президент пойдет на все, чтобы дискредитировать крайне правых в глазах французов. Тем более что многие реформы в программе НО основаны на итогах референдумов и конституционных реформах, которые будет невозможно провести.
- НО сможет завоевать больше мест, чем сейчас и, возможно, даже относительное большинство, но абсолютное большинство депутатских мандатов останется недостижимым ни для одного политического лагеря. В этом случае ситуация в Национальном собрании грозит перерасти в неуправляемую, а политический кризис – в кризис режима.
Примечания:
1 Élections européennes 2024: les résultats // URL: https://www.vie-publique.fr/en-bref/294559-elections-europeennes-2024-les-resultats
2 Вайнштейн Г.И. Трансформация западноевропейского политического ландшафта и институционализация антисистемной политики //Мировая экономика и международные отношения, , 2018, том 62, № 5, с.22-23. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-5-17-28
3 Cadres, seniors, franciliens, catholiques, femmes... Les scores records du RN dans des électorats historiquement hostiles / Le Figaro 12.06.2024 // URL: https://www.lefigaro.fr/politique/cadres-seniors-franciliens-catholiques-femmes-les-scores-records-du-rn-dans-des-electorats-historiquement-hostiles-20240612
4 Jérôme Fourquet: «Pouvoir d'achat, insécurité, immigration... Carburants de la fusée Bardella»/ Le Figaro 09.06.2024 // URL: https://www.lefigaro.fr/vox/politique/jerome-fourquet-pouvoir-d-achat-insecurite-immigration-carburants-de-la-fusee-bardella-20240609
Нет комментариев